Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 16:47, реферат

Краткое описание

Все выше изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы, и обосновывает ее выбор.
Цель работы – охарактеризовать развитие малого предпринимательства в РФ.
Задачи работы:
- раскрыть сущность и значение малого предпринимательства;
- рассмотреть основные тенденции и проблемы развития малого предпринимательства в РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Малый бизнес и его роль в экономике Реферат 236311.docx

— 1.73 Мб (Скачать файл)

В 1 полугодии 2013 года запланировано создание еще 78 тысяч и сохранение 108 тысяч рабочих мест за счет остатков средств федерального бюджета, выделенных в 2012 году.

Всего в рамках реализации мероприятий государственной поддержки субъектов МСП 2012 года в субъектах Российской Федерации будет создано порядка 201 тысячи рабочих мест, сохранено порядка 484 тысяч рабочих мест.

В целом за весь период реализации Программы в 2005 - 2012 гг. объем средств, предоставленных субъектам Российской Федерации, составил более 87,2 млрд. рублей (рис. 3).

 

Рис. 3. Расходы федерального бюджета на программу

Минэкономразвития и участие регионов в 2005-2012 гг. [15]

 

Эффективность реализации государственных программ поддержки МСП оценивается в ходе мониторинга с использованием системы показателей [15]. Мониторинг организован в форме выборочного опроса (анкетирования) субъектов МСП, получивших поддержку по государственным программам поддержки МСП, реализуемым Минэкономразвития России, Минсельхоза России, Минобрнауки России, Минтруда России и ГК «Внешэкономбанк».

В ходе мониторинга за 2011 год в выборочном опросе участвовало около 7,4 тыс. субъектов МСП, большинство из которых получили поддержку по программе Минэкономразвития.

Средняя сумма оказанной поддержки по всем мероприятиям в 2011 году составила:

  • по программе Минэкономразвития России - 1075,5 тыс. рублей (гранты, субсидии действующим компаниям, микрофинансовые займы, поручительства гарантийных фондов, лизинг оборудования, поддержку экспортно-ориентированных МСП и субсидии на повышение энергоэффективности);
  • по программе Минздравсоцразвития России – 116,5 тыс. рублей (выплаты безработным гражданам, открывающим собственное дело);
  • по программе Минсельхоза России – 947,2 тыс. рублей (субсидии гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерским хозяйствам, ИП и сельскохозяйственным кооперативам по кредитным договорам, а также субсидии на поддержку отдельных отраслей сельского хозяйства);
  • по программе Минобрнауки России – 1927 тыс. рублей (программы «СТАРТ», «ФАРМА»);
  • по программе ГК «Внешэкономбанк» - 22 137 тыс. рублей (кредитование субъектов МСП по программе ОАО «МСП Банк»).

По программе Минэкономразвития России более трети предпринимателей (35%) в 2011 году получили поддержку в виде гранта на начало собственного дела, а пятая часть - 20% - получили микрозаймы.

На рисунке 4 представлено распределение МСП-получаетелей поддержки Минэкономразвития по видам поддержки за 2011 год.

Рис. 4. Распределение МСП-получаетелей поддержки Минэкономразвития по видам поддержки за 2011 год [15]

Как видно из данных рисунка 4, основная доля средств государства была направлена на поддержку начинающих предпринимателей (35,04%), а самая низкая в размере 2% - в развитие сектора по повышению энергоэффективности.

На рисунке 5 представлен прирост выручки предприятий сектора МСП – получателей поддержки по госпрограммам.

Рис. 5. Прирост среднегодовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) МСП - получателей поддержки по госпрограммам в 2011 году, тыс. руб., % [15]

Так, прирост средней годовой выручки (увеличение выручки по отношению к ее исходной величине) получателей поддержки по всем программам составил: - по программе Минэкономразвития России - 32% - по программе Минсельхоза России - 15,7%, по программе Минобрнауки России - 209%, по программе Минздравсоцразвития России - 60%.

Практически на всех предприятиях - получателях поддержки по программам Минэкономразвития, Минобрнауки, КГ «Внешэкономбанк» - увеличилась занятость (среднесписочная численность работников) (рис. 6).

Приоритеты поддержки на каждый год - в частности, основные направления и инструменты поддержки субъектов МСП в 2013 году - определяются на основании предложений, поступивших от субъектов Российской Федерации и заинтересованных организаций, и утверждаются Минэкономразвития России, с учетом их актуальности. Вместе с тем, в регионах могут быть свои приоритеты поддержки МСП, финансирование которых осуществляется за счет средств регионального бюджета.

Рис. 6. Прирост среднесписочной численности работников МСП - получателей поддержки по госпрограммам в 2011 году, чел. [15]

С 2010 года приоритеты программы изменились, в их число вошли мероприятия, направленные на содействие инновационному предпринимательству и производственным компаниям.

В 2013 году появились новые приоритеты поддержки, и кроме того, сохранены наиболее востребованные направления поддержки: грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования, предоставление гарантий.

Переориентация программы и ее приоритетов сделали поддержку более адресной, с учетом специфики и структуры получателей поддержки. В настоящее время третью часть всех получателей поддержки составляют субъекты предпринимательства, реализующие проекты в сфере инноваций, модернизации и энергоэффективности.

В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития [3] приоритетными являются следующие направления поддержки:

  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);
  • поддержка экспортно-ориентированных МСП;
  • развитие системы кредитования субъектов МСП;
  • создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов МСП в научно-технической сфере;
  • реализация иных мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства (в соответствии с утвержденной субъектом Российской Федерации программой поддержки и развития малого и среднего предпринимательства).

Все представленные материалы позволяют отметить, что деятельность государства по поддержек малого бизнеса является достаточно эффективной и позволяет выполнять данным сектором свои основные функции: прирост занятости населения, увеличение налоговых сборов в бюджет и т.д.

 

 

 

Заключение

 

Малое предпринимательство, вне всяких сомнений, играет значимую роль в экономическом развитии каждой страны. Целый ряд экономических, производственно-технических, организационно-управленческих, социально-психологических и политических факторов характеризуют насущную необходимость и эффективность малого предпринимательства для страны.

Государственное регулирование малого предпринимательства относится к важнейшим задачам, которые стоят перед государством; они призваны содействовать ускоренному развитию малого предпринимательства в интересах стабилизации социально-экономического положения в обществе и достижения целевых установок национальной экономики. Мировой опыт говорит и о том, что без государственной поддержки развитие малого предпринимательства в стране идет замедленным темпом.

В современных условиях российский малый бизнес переживает сложный и внутренне противоречивый затянувшийся этап формирования. Происходит устройство системы государственного регулирования малого предпринимательства в РФ по образцу стран Запада с учетом общеэкономических особенностей развития России.

В качестве основного инструмента государственного регулирования малого предпринимательства в РФ, который направлен на его поддержку, выступают целевые программы, куда включается полный комплекс научно-исследовательских, социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственно-технических и других мероприятий, которые направляются на решение одной или нескольких задач хозяйства страны.

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию на 01.06.2011 г. – М.: Омега-Л, 2011. – 478с.
  2. Федеральный закон от 06 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // справочно-правовая система «Консультант-плюс».
  3. Приказ Минэкономразвития России «Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2013 году предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства субъектами Российской Федерации» http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20130424_06.
  4. Вихорева О. М. Стимулирование малого предпринимательства: анализ зарубежного и российского опыта. - М., 2010. – 130 с.
  5. Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия. – М.: РОСБУХ, 2008. – 144с.
  6. Гусева И.Л. Кредитование малого бизнеса: российские реалии и зарубежный опыт // Банковское кредитование. – 2011. – № 2. – С. 43-57.
  7. Карпова Т. П. Совершенствование системы налогообложения как фактор развития малого предпринимательства. - М., 2011. - 260 с.
  8. Кочановский М. В. Развитие институциональной среды малого бизнеса. – НН: ВВАГС, 2010. – 68с.
  9. Малухов К. М. Развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства в России. - М.: АРГОС, 2010. - 200 с.
  10. Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. - М.:Экономика, 2010 – 698.
  11. Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства / В.Н. Чапек, М.К. Атаев, Ю.Т. Елоев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. – 186с.
  12. Швандар, В.А. Малый бизнес. Организация, экономика, управление: учебное пособие В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495с.
  13. Шеремет, А.Д. Малый бизнес: учебно-практическое пособие / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2011. – 569с.
  14. Экономика организации. /Под ред. проф. О.В. Волкова. - М.: Инфра-М,  2009. – 201с.
  15. Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства // http://www.nisse.ru.
  16. Федеральная служба государственной статистики // http:// www.gks.ru.

 

1 В этом разделе приведены сведения о количестве ИП и МСП, по данным Росстата, на конец 2011 года, источник – официально опубликованный  ежегодник «Малое и среднее предпринимательство в России, 2012»

2 Примечание: в 2008 году не применялись критерии выручки

3 Примечание: в числе средних предприятий нет данных о предприятиях финансового сектора (код J), по малым предприятиям и ИП данные учтены


Информация о работе Малое предпринимательство как одна из форм бизнеса