В 1 полугодии 2013 года запланировано создание
еще 78 тысяч и сохранение 108 тысяч рабочих
мест за счет остатков средств федерального
бюджета, выделенных в 2012 году.
Всего в рамках реализации мероприятий
государственной поддержки субъектов
МСП 2012 года в субъектах Российской Федерации
будет создано порядка 201 тысячи рабочих
мест, сохранено порядка 484 тысяч рабочих
мест.
В целом за весь период реализации Программы
в 2005 - 2012 гг. объем средств, предоставленных
субъектам Российской Федерации, составил
более 87,2 млрд. рублей (рис. 3).
Рис. 3. Расходы
федерального бюджета на программу
Минэкономразвития
и участие регионов в 2005-2012 гг. [15]
Эффективность реализации государственных
программ поддержки МСП оценивается в
ходе мониторинга с использованием системы
показателей [15]. Мониторинг организован
в форме выборочного опроса (анкетирования)
субъектов МСП, получивших поддержку по
государственным программам поддержки
МСП, реализуемым Минэкономразвития России,
Минсельхоза России, Минобрнауки России,
Минтруда России и ГК «Внешэкономбанк».
В ходе мониторинга за 2011 год в выборочном
опросе участвовало около 7,4 тыс. субъектов
МСП, большинство из которых получили
поддержку по программе Минэкономразвития.
Средняя сумма оказанной поддержки по
всем мероприятиям в 2011 году составила:
- по программе Минэкономразвития России
- 1075,5 тыс. рублей (гранты, субсидии действующим
компаниям, микрофинансовые займы, поручительства гарантийных фондов, лизинг
оборудования, поддержку экспортно-ориентированных МСП и субсидии
на повышение энергоэффективности);
- по программе Минздравсоцразвития России
– 116,5 тыс. рублей (выплаты безработным
гражданам, открывающим собственное дело);
- по программе Минсельхоза России – 947,2
тыс. рублей (субсидии гражданам, ведущим
личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерским
хозяйствам, ИП и сельскохозяйственным
кооперативам по кредитным договорам, а также субсидии на поддержку
отдельных отраслей сельского хозяйства);
- по программе Минобрнауки России – 1927
тыс. рублей (программы «СТАРТ», «ФАРМА»);
- по программе ГК «Внешэкономбанк» - 22 137 тыс. рублей (кредитование субъектов МСП по программе
ОАО «МСП Банк»).
По программе Минэкономразвития России
более трети предпринимателей (35%) в 2011
году получили поддержку в виде гранта
на начало собственного дела, а пятая часть
- 20% - получили микрозаймы.
На рисунке 4 представлено распределение
МСП-получаетелей поддержки Минэкономразвития
по видам поддержки за 2011 год.
Рис. 4. Распределение
МСП-получаетелей поддержки Минэкономразвития
по видам поддержки за 2011 год [15]
Как видно из данных рисунка
4, основная доля средств государства была
направлена на поддержку начинающих предпринимателей
(35,04%), а самая низкая в размере 2% - в развитие
сектора по повышению энергоэффективности.
На рисунке 5 представлен прирост
выручки предприятий сектора МСП – получателей
поддержки по госпрограммам.
Рис.
5. Прирост среднегодовой выручки от реализации
товаров (работ, услуг) МСП - получателей
поддержки по госпрограммам в 2011 году,
тыс. руб., % [15]
Так, прирост средней годовой выручки
(увеличение выручки по отношению к ее
исходной величине) получателей поддержки
по всем программам составил: - по программе
Минэкономразвития России - 32% - по программе
Минсельхоза России - 15,7%, по программе
Минобрнауки России - 209%, по программе
Минздравсоцразвития России - 60%.
Практически на всех предприятиях - получателях
поддержки по программам Минэкономразвития,
Минобрнауки, КГ «Внешэкономбанк» - увеличилась
занятость (среднесписочная численность
работников) (рис. 6).
Приоритеты поддержки на каждый год -
в частности, основные направления и инструменты
поддержки субъектов МСП в 2013 году - определяются
на основании предложений, поступивших
от субъектов Российской Федерации и заинтересованных
организаций, и утверждаются Минэкономразвития
России, с учетом их актуальности. Вместе
с тем, в регионах могут быть свои приоритеты
поддержки МСП, финансирование которых
осуществляется за счет средств регионального
бюджета.
Рис. 6. Прирост среднесписочной численности
работников МСП - получателей поддержки
по госпрограммам в 2011 году, чел. [15]
С 2010 года приоритеты программы изменились,
в их число вошли мероприятия, направленные
на содействие инновационному предпринимательству
и производственным компаниям.
В 2013 году появились новые приоритеты
поддержки, и кроме того, сохранены наиболее
востребованные направления поддержки:
грантовая поддержка, поддержка микрофинансирования,
предоставление гарантий.
Переориентация программы и ее приоритетов
сделали поддержку более адресной, с учетом
специфики и структуры получателей поддержки.
В настоящее время третью часть всех получателей
поддержки составляют субъекты предпринимательства,
реализующие проекты в сфере инноваций,
модернизации и энергоэффективности.
В 2013 году в соответствии с приказом Минэкономразвития
[3] приоритетными являются следующие направления
поддержки:
- создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов МСП (бизнес-инкубаторов);
- поддержка экспортно-ориентированных
МСП;
- развитие системы кредитования субъектов
МСП;
- создание и развитие инфраструктуры
поддержки субъектов МСП в научно-технической
сфере;
- реализация иных мероприятий по поддержке
и развитию малого и среднего предпринимательства
(в соответствии с утвержденной субъектом
Российской Федерации программой поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства).
Все представленные материалы позволяют
отметить, что деятельность государства
по поддержек малого бизнеса является
достаточно эффективной и позволяет выполнять
данным сектором свои основные функции:
прирост занятости населения, увеличение
налоговых сборов в бюджет и т.д.
Заключение
Малое предпринимательство,
вне всяких сомнений, играет значимую
роль в экономическом развитии каждой
страны. Целый ряд экономических, производственно-технических,
организационно-управленческих, социально-психологических
и политических факторов характеризуют
насущную необходимость и эффективность
малого предпринимательства для страны.
Государственное регулирование
малого предпринимательства относится
к важнейшим задачам, которые стоят перед
государством; они призваны содействовать
ускоренному развитию малого предпринимательства
в интересах стабилизации социально-экономического
положения в обществе и достижения целевых
установок национальной экономики. Мировой
опыт говорит и о том, что без государственной
поддержки развитие малого предпринимательства
в стране идет замедленным темпом.
В современных условиях российский
малый бизнес переживает сложный и внутренне
противоречивый затянувшийся этап формирования.
Происходит устройство системы государственного
регулирования малого предпринимательства
в РФ по образцу стран Запада с учетом
общеэкономических особенностей развития
России.
В качестве основного инструмента
государственного регулирования малого
предпринимательства в РФ, который направлен
на его поддержку, выступают целевые программы,
куда включается полный комплекс научно-исследовательских,
социально-экономических, организационно-хозяйственных,
производственно-технических и других
мероприятий, которые направляются на
решение одной или нескольких задач хозяйства
страны.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ. Части 1-4 по состоянию
на 01.06.2011 г. – М.: Омега-Л, 2011. – 478с.
- Федеральный закон от 06 июля 2007 года
№209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства
в Российской Федерации» // справочно-правовая
система «Консультант-плюс».
- Приказ Минэкономразвития России «Об
организации проведения конкурсного отбора
субъектов Российской Федерации, бюджетам
которых в 2013 году предоставляются субсидии
из федерального бюджета на государственную
поддержку малого и среднего предпринимательства
субъектами Российской Федерации» http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallbusiness/support/doc20130424_06.
- Вихорева О. М. Стимулирование малого
предпринимательства: анализ зарубежного
и российского опыта. - М., 2010. – 130 с.
- Гражданкина Е.В. Экономика малого предприятия.
– М.: РОСБУХ, 2008. – 144с.
- Гусева И.Л. Кредитование малого бизнеса:
российские реалии и зарубежный опыт //
Банковское кредитование. – 2011. – № 2.
– С. 43-57.
- Карпова Т. П. Совершенствование системы
налогообложения как фактор развития
малого предпринимательства. - М., 2011. -
260 с.
- Кочановский М. В. Развитие институциональной
среды малого бизнеса. – НН: ВВАГС, 2010.
– 68с.
- Малухов К. М. Развитие системы государственной
поддержки малого предпринимательства
в России. - М.: АРГОС, 2010. - 200 с.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник.
- М.:Экономика, 2010 – 698.
- Чапек, В.Н. Экономика малого предпринимательства
/ В.Н. Чапек, М.К. Атаев, Ю.Т. Елоев. – Ростов-на-Дону:
Феникс, 2009. – 186с.
- Швандар, В.А. Малый бизнес. Организация,
экономика, управление: учебное пособие
В.А. Швандар, В.Я. Горфинкель. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2009. – 495с.
- Шеремет, А.Д. Малый бизнес: учебно-практическое
пособие / А.Д. Шеремет. – М.: Инфра-М, 2011.
– 569с.
- Экономика организации. /Под ред. проф.
О.В. Волкова. - М.: Инфра-М, 2009. – 201с.
- Национальный институт системных исследований
проблем предпринимательства // http://www.nisse.ru.
- Федеральная служба государственной
статистики // http:// www.gks.ru.
1
В этом разделе приведены сведения о количестве
ИП и МСП, по данным Росстата, на конец
2011 года, источник – официально опубликованный
ежегодник «Малое и среднее предпринимательство
в России, 2012»
2
Примечание: в 2008 году не применялись критерии
выручки
3
Примечание: в числе средних предприятий
нет данных о предприятиях финансового
сектора (код J), по малым предприятиям
и ИП данные учтены