Малый бизнес, его содержание и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы о малом бизнесе говорят много и серьезно, поэтому я думаю, что тема моей курсовой, является наиболее актуальной в данный момент времени.
Малый бизнес в современной России – комплексная задача, которая должна быть направлена на решение проблемы экономического, социального и политического характера.
Наибольший объем прибыли сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и других сфер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Малый бизнес……………………………………………………………………..4
Экономическое содержание малого бизнеса.……………………………...4
Функции малого бизнеса…………………………………………………….5
Особенности малого бизнеса России……………………………………7
Поддержка малого бизнеса………………………………………………8
Государственная поддержка в условиях кризиса………………………..11
Кризисное явления в экономике России и малого бизнеса……………14
Финансирование малого бизнеса……………………………………….15
Американская система……………………………………………………...15
Германская система…………………………………………………............16
Введение новых инструментов финансирования субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………….17
Кредитование малого бизнеса……………………………………………20
О кредитовании малого бизнеса в целом……………………………….....20
О новых технологиях в кредитования малого бизнеса……………..........22
Развитие двухуровневой системы кредитования………………………....25
8. Налогообложение………………………………………………………..26
9. Проблемы малого бизнеса и пути их решения…………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по малому функции.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

В качестве меры по обеспечению малых  предприятий необходимыми им офисными и производственными помещениями  создаются так называемые бизнес-инкубаторы.

Специально для поддержки малого бизнеса организуются центры маркетинга, центры промышленной субконтрактации  и аутсорсинга, центры франчайзинга. Инфраструктурными организациями  подыскиваются и предлагаются малым  предприятиям новые бизнес-проекты. Ими ведется документация, бухгалтерское обслуживание малых предприятий, готовятся заявки на получение кредитов в банковских учреждениях. Содействие внедрению и освоению новой техники и технологий, совершенствованию систем управления производством и контроля качества, рекламе продукции, стимулирование кооперации малых предприятий, содействие в организации и развитии делового сотрудничества с зарубежными предприятиями и организациями — все это повседневная деятельность организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В состав государственных центров  занятости, бирж труда обычно включаются отделы, занимающиеся переобучением  безработных, предоставлением им консультаций и даже небольших финансовых средств  с целью их профессиональной переориентации и направления в сферу малого бизнеса. Для стимулирования научно-технической  инновационной деятельности малых  предприятий создаются и получают государственное финансирование различные  инновационные и венчурные фонды, создаются технопарки, промышленные парки. В задачи таких парков входят содействие сотрудничеству крупного и  малого бизнеса в научно-технической  и промышленной сферах.

Следует отметить, что в высокоразвитых странах услуги специализированных инфраструктурных организаций оказываются  малым предприятиям по льготным ценам  или даже бесплатно за счет средств  бюджетного финансирования. Многие направления  работ инфраструктурных организаций  часто осуществляются в рамках специальных, полностью финансово обеспеченных государственных программ, включая  целевые программы поддержки  Начинающих, молодых предпринимателей, программы адаптации предпринимателей из числа национальных меньшинств, включая программы комплексного развития малого бизнеса в отдельных  регионах страны.

Большую роль в определении приоритетов  поддержки малого предпринимательства, форм и методов этой поддержки  играют общественные объединения предпринимателей сферы малого бизнеса.

Объединения предпринимателей — институт саморегулирования, способный брать  на себя функции контроля за теми или  иными экономическими процессами, хозяйственными операциями в сфере малого бизнеса. Многие функции контроля и регулирования, которые раньше выполнял аппарат  государства, в настоящее время  выполняются общественными объединениями  предпринимателей (контроль качества продукции, контроль над бухгалтерской  отчетностью субъектов малого бизнеса  и т.п. Это оказывается выгодным как государству, так и малым  предпринимателям, поскольку позволяет  экономить значительные средства и  время, делать сам контроль максимально  результативным.

Полномасштабная реализация основных направлений поддержки субъектов  малого бизнеса в развитых странах  обеспечивает оптимальное состояние  конкурентных отношений в их национальных хозяйствах, стимулирует экономический  рост, обеспечивает социальную стабильность в обществе.

В странах с развивающимися рынками  дела с поддержкой малого бизнеса  обстоят иначе. В большинстве  из них у государств нет средств  на какое-либо крупное финансирование деятельности организаций инфраструктуры поддержки малого бизнеса. Принимаемые  государственные программы поддержки  малого бизнеса обычно не выполняются  или выполняются частично. Льготные услуги оказываются малым предприятиям в крайне небольшой мере. Распределение  государственных средств на поддержку  МБ сопряжено с высокой коррупцией чиновников. Услуги малым предприятиям предоставляются в абсолютном большинстве  случаев обычными коммерческими  организациями по рыночным ценам. Воспользоваться  ими могут немногие субъекты малого бизнеса.

В России, как и в других странах  с развивающимися рынками, слабы  общественные объединения малого бизнеса. Сам малый бизнес широкомасштабно вовлечен в структуры теневой экономики, в том числе криминальные, и пользуется услугами этих структур. Нормально развиваться в этих условиях малое предпринимательство не может в принципе. Оно может обеспечивать хозяевам и работникам только социальное выживание.

Нынешняя Россия по уровню развития малого бизнеса и системы его  поддержки мало похожа на высокоразвитые страны. Но можно надеяться, что при  правильной и эффективной государственной  социально-экономической политике в общем русле движения к гражданскому обществу, нашей стране в относительно короткие сроки удастся добиться полновесного выполнения сферой малого бизнеса всего комплекса своих  позитивных функций [5].

 

    1. Государственная поддержка в условиях кризиса

В условиях кризиса при  сложившихся интеграционных связях между всеми субъектами рыночных отношений возникает серьёзная  проблема поддержки ГЧП (государственно-частного партнерства). Сложившиеся связи  в инвестиционной сфере, в инфраструктурной, в сфере государственного заказа, переработки, торговли и других  должны быть максимально поддержаны, в противном случае страну ожидает  рост безработицы, потери ВВП, рост социальной напряженности. Связано это с  тем, что удельный вес малых предприятий  в общем объёме численности работников страны составил 9,2 млн. человек –  это 13% общей численности занятых  в экономике2, не считая внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера. Практически не осталось сфер, где бы не возникали малые предприятия. Наибольшая их численность (32,6%)в сфере оптовой и розничной торговли, в ремонте различной техники и бытовых изделий, 13,1% МП сосредоточены в операциях с недвижимостью, арендой и предоставлением услуг, 19,6% - в обрабатывающей промышленности, 17,6% - в строительстве. Удельный вес малых предприятий в общем объёме основных средств на начало 2007г. Составлял 4,4% , в прибыли – 7,6%. Наибольший объём прибыли сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, строительстве, обрабатывающей промышленности и других сферах.

Развивающийся кризис требует  не только полной мобилизации внутренних резервов малого бизнеса, но и всесторонней помощи государства, учитывай численность  занятых в нем работников. В  этой связи необходимо повышение  роли институтов государственного регулирования  за счет использования системного подхода, например при размещении,  и реализации государственных нужд3. Заключение соответствующих контрактов позволяет соблюсти как общественные, так и частные интересы бизнеса. При этом необходимо учитывать, что в России идет становление смешанной экономики. По мнению лауреата Нобелевской премии Дж.Стиглица, смешанную экономику следует рассматривать как экономическую деятельность, осуществляемую частными фирмами и государством. При этом государство влияет на поведение частного сектора либо целенаправленно, либо непреднамеренно, посредствам разнообразной регламентации, налогов и субсидий4.

Кризис в России сопровождается падением промышленного производства. Если в 2007г. годовой рост в промышленности составил 6,3%, то в 2008г. – 2,1%. В декабре 2008г. по сравнению с той же датой 2007г. сокращение промышленного производства составило 10,3% (в ноябре 2008г. – 8,7%). Наблюдается  спад производства в сфере добычи полезных ископаемых,  производстве электроэнергии  и газа, в отраслях обрабатывающего производства. Наряду со спадом производства растут безработицы  и инфляция, то есть реально наблюдается  стагфляция. В классическом понимании  стагфляция предполагает четыре составляющие: сокращение ВВП, снижение производства в промышленности, рост потребительских  цен и безработицы. При этом одновременно со снижением темпов производства  растут цены и тарифы монополии, а  рыночный спрос поддерживается  вливанием бюджетных денег. Попытка  бороться с кризисом ростом бюджетных  вливаний в банковскую сферу создает  неблагоприятные условия для  инвестиционной деятельности (обостряется  риски из-за падения цен, производства, инфляции). При этом до малого бизнеса  денежная поддержка государства  почти не доходит, и малые предприятия  вынуждены брать кредиты под 20% годовых [7, стр. 47].

В условиях кризиса в финансовой поддержки нуждается весь бизнес, включая малый. Вклады малого бизнеса  в ВВП в 2008г. находился в пределах 15% (в развитых странах до 50% и выше). Принимаемые правительством меры по поддержанию  малого бизнеса, в частности  решение правительства об увеличении кредитования этих форм бизнеса на 2%, не выполняются. Деньги на кредиты  застревают в банках и перехватываются  крупными фирмами.

Важным фактором в снижении последствий кризиса для всех форм хозяйствования выступает активизация  банковского кредитования реального  сектора. Ибо увлечение пошаговой  девальвацией привело к скупке и  спекуляции валютой, но не к финансированию инвестиций  в реальное производство. С этой целью следовало бы увеличить  кредитные портфели  малого бизнеса  с 2% до 3% и сделать его целевым (только для малого бизнеса). Наряду с этим целесообразно, расширить  микрокредитование на уровне регионов, создавая в тех регионах, где имеются  бюджетные возможности, совместно  с банками целевые фонды микрофинансирования. Это упростит получение кредитов малому бизнесу.

В условиях кризиса необходимо активизироваться регионам, в которых  имеются свои возможности поддержки  малого бизнеса. В частности, речь идет об аренде помещений. В Москве, где  примерно 17 мил. кв. м. арендуемых площадей, ставки арендной платы доходили до 300 долларов за кВ. м., подготовлено решение  об установлении единой ставки за аренду 1 кв. м. площади в размере 1 тыс. руб. Это существенная поддержка малого бизнеса5 [7, стр. 48].  

 

 

 

  1. Кризисные явления в экономике России и малого бизнеса

К общим негативным факторам, оказывающее влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность.

К специфическим факторам, в свою очередь относятся:

  1. Резкое сокращение доступа к дополнительным финансовым возможностям и возможностям для инвестирования.
  2. Высокая зависимость малого бизнеса от внутреннего спроса.
  3. Риск приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малого предприятия.
  4. Кризисные явления могут спровоцировать уход в теневой сектор малых предприятий [4,стр.6].

В целом можно отметить, что вследствие существования кризисных  явлений в экономике субъекты малого предпринимательства будут:

  1. Замораживать все проекты, которые направлены на развитие и расширение производства;
  2. Прикладывать все усилия по сокращению инвестиционных и налоговых расходов;
  3. Пересматривать методы работы с контрагентами;
  4. Направить привлечение заемных средств с нелегальных кредитных рынках, не пользоваться кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним будет ограничен;

Основные болезненные  и уязвимые точки малого бизнеса:

  1. Отсутствие оборотных средств;
  2. Отсутствие доступа к банковским кредитным услугам как для решения проблемы с оборотными средствами, так и для реализации начатых или незамеченных инвестиционных проектов;
  3. Отсутствие свободного доступа к займам государственных и муниципальных фондов поддержки малого бизнеса в связи с малыми размерами их финансовых активов и ограниченным бюджетом финансирования этих фондов;
  4. Снижение спроса на продукцию, при неизменном уровне издержек горизонт ухудшением показателей оборачиваемости капитала, снижением нормы прибыли и рентабельности бизнеса;
  5. Риск неплатежей от контрагентов – отказ от работы некоторыми контрагентами, снижение прибыли, повышение рисков [4, стр. 7].

 

    1.  Финансирование малого бизнеса

Опыт развитых стран свидетельствует, что для появления и стабильного  развития финансовой инфраструктуры для  малого бизнеса необходимым условием является активная государственная  политика. И именно она зачастую и определяет те схемы финансирования малого бизнеса, которые становятся традиционными для той или  иной национальной экономической системы. На сегодняшний день в развитых странах  сложилось два основных пути финансирования малого бизнеса - американский и германский.

 По американской схеме,  предполагающей прямую поддержку  непосредственно малых предприятий  за счет государственных средств  и независимое сосуществование  государственного и частного  финансирования малого бизнеса,  в настоящее время действует  большинство развитых стран.

 По германской системе,  предполагающей государственное  финансирование частных финансовых  институтов, осуществляющих кредитование  малого бизнеса, работают в  основном международные финансовые  организации. 

6.1. Американская система финансирования малого предпринимательства

Предполагает альтернативное независимое существование частного и государственного финансирования малого бизнеса. При этом государственное  вмешательство в финансовую инфраструктуру для малых предприятий характеризуется, помимо непосредственного установления критериев малого бизнеса, прямым финансированием  и поддержкой малых предприятий. С этими целями более 50 лет назад  и была создана Администрация  Малого Бизнеса США (SBA). По всей стране действуют филиалы SBA, различные  межрегиональные подразделения  и около 1000 местных центров (SBDCs - Small Business Development Centers), финансирование которых  осуществляет федеральное правительство. Такие центры оказывают множество  разнообразных услуг, связанных  с конкретными проектами в  самых различных сферах (от бизнеса  на дому до международной торговли; от технического содействия до квалифицированного бизнес-анализа и оформления заявок на получение кредитов). В рамках SBA ежегодно обновляются и развиваются  действующие программы, создаются  новые направления. Сегодня их количество почти достигло пятидесяти. Каждая программа всегда имеет свои конкретные цели, клиентов, сегмент реализации, условия участия. Наиболее известные  из них - "7a" и "504".

По программе "7a" предприниматель может получить гарантии, если он по каким-либо причинам не имеет такой возможности при обращении в банк. Для суммы не более 750 тыс. долл. США гарантия предоставляется на 75% займа; не более 100 тыс. долл. США - на 80%. Сроки предоставления гарантий: до 10 лет на оборотный капитал и до 25 лет на основной, при этом процентная ставка не должна превышать 2,75 пункта ставки займа.

Информация о работе Малый бизнес, его содержание и функции