Малый бизнес, его содержание и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы о малом бизнесе говорят много и серьезно, поэтому я думаю, что тема моей курсовой, является наиболее актуальной в данный момент времени.
Малый бизнес в современной России – комплексная задача, которая должна быть направлена на решение проблемы экономического, социального и политического характера.
Наибольший объем прибыли сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и других сфер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Малый бизнес……………………………………………………………………..4
Экономическое содержание малого бизнеса.……………………………...4
Функции малого бизнеса…………………………………………………….5
Особенности малого бизнеса России……………………………………7
Поддержка малого бизнеса………………………………………………8
Государственная поддержка в условиях кризиса………………………..11
Кризисное явления в экономике России и малого бизнеса……………14
Финансирование малого бизнеса……………………………………….15
Американская система……………………………………………………...15
Германская система…………………………………………………............16
Введение новых инструментов финансирования субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………….17
Кредитование малого бизнеса……………………………………………20
О кредитовании малого бизнеса в целом……………………………….....20
О новых технологиях в кредитования малого бизнеса……………..........22
Развитие двухуровневой системы кредитования………………………....25
8. Налогообложение………………………………………………………..26
9. Проблемы малого бизнеса и пути их решения…………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по малому функции.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

Малый бизнес оказывает и  должен оказывать все более весомое  воздействие на социально-экономическое  развитие страны, влияя в заметной мере, в частности, на трудовую занятость  активного населения, оперативно решая  множество практических задач, опираясь при этом во многом лишь на собственные  ресурсы и возможности. Именно поэтому  один из важнейших ориентиров экономической  политики российского государства  – создания и поддержания максимально  благоприятного климата для малого климата.

Безусловно, в поддержки  малого бизнеса важен комплекс мер  – административных, законодательных, налоговых и иных. Особенное место  здесь занимают и все более  должны усиливать свою роль маары  финансовой поддержки, способные вовлечь  в процесс поддержки указанного бизнеса профильные институты разных уровней – как крупные государственные  банки, так и систему региональных банков. При этом, на переживаемом этап е едва ли не самой важной задачей  выступает более активное привлечение  к поддержки малого бизнеса региональных кредитных организаций. Такой акцент в поддержке малого бизнеса важен  в силу того, что такие организации  имеют дело непосредственно с  «целевым» потребителем кредитных  ресурсов, лучше иных агентов знают  решаемые им задачи и его потребности. И представляется безусловным, что  в условиях мировой финансовой нестабильности именно региональные кредитные организации  уже выступают и  в перспективе  могут стать еще в большей  мере  серьезным противоядием или  противовесом многим негативным явлениям в нынешних экономических реалиях.

Одно из направлений реализации государственной программы поддержки  малого бизнеса сегодня – финансовая поддержка этого сектора, осуществляемая государственной корпорацией «Банк  развития и внешнеэкономической  деятельности» (Внешэкономбанк).

Программа «Российского банка  развития». Особенности рассматриваемой  программами – ее реализация предусматривает  механизм двухстороннего кредитования: РосБР не работает напрямую с субъектами малого бизнеса, а финансирует прямо  лишь региональные банки.     Последние, в свою очередь, кредитуют  субъекты малого бизнеса в соответствии с продуктовой линейкой РосБР.

Для осуществления финансовой поддержки малого бизнеса РосБР  разработаны такие кредитные  продукты, как «Стартовый капитал» (как понятно из названия, данный продукт предназначен для кредитования вновь создаваемых субъектов  малого бизнеса в целях формирования и укрепления его материально-технической  базы), «Капитал для роста (направлен  на рост материально-технической базы уже действующего субъекта малого бизнеса, расширение производства, создание новых  технологий), «Оборотный капитал» (ориентирован на пополнение материальных запасов, приобретение товарно-материальных ценностей) и  «Регион» (кредитование приоритетных для регионов проектов. Решение о  том, в рамках какого из указанных  продуктов кредитовать субъект  малого бизнеса, принимается банком-партнером  самостоятельно. В настоящее время  РосБР ведет работу по совершенствованию  существующих кредитных продуктов, а так же по разработке новых, которые  позволили бы банкам-партнерам проводить  более гибкую политику кредитования рассматриваемого бизнеса и способствовали росту численности субъектов  этого бизнеса, получающих финансовую поддержку в рамках указанной  программы [6, стр. 19]. 

Для включения в  программу  кредитования «Российский банк развития»  отбирает:

  • Наиболее надежные и стабильные развивающиеся региональные банки;
  • Банки, реализующие стратегию кредитования малого бизнеса с использованием наиболее адекватных технологий;
  • Банки, сотрудничающие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам поддержки малого бизнеса;
  • Банки, участвующие в развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого бизнеса;

Приоритетными целями кредитования в рамках рассматриваемой программы  являются: создание новых производств, приобретение и модернизация основных средств, развитие научно-технической  и инновационной деятельности, а  так же внедрение новых технологий, развитие экспортных операций и импортозамещение.

Применение двухуровневой  схемы кредитования, объединяя усилия государственных и частных финансовых институтов, позволяет охватывать все  субъекты Российской Федерации без  формирования собственной филиальной сети, создавать и поддерживать эффективные  механизмы финансирования предприятий  малого бизнеса и организаций, представляющих инфраструктуру его поддержки. «Российский  банк развития» при этом придерживается принципа прозрачности механизма финансовой поддержки.

За пять лет осуществления  программы финансовой поддержки  малого бизнеса «Российский банк развития» предоставил более 6 тыс. кредитов субъектам малого бизнеса  на общую сумму свыше 22,5 млрд. рублей .

Состояние портфеля кредитов субъектам малого бизнеса. По состоянию  на 1 января 2009г. РосБР сотрудничает с 63 банками-партнерами в 54 субъектах  Российской Федерации. Лидерами по объему предоставленных кредитов субъектам  малого бизнеса является Приволжский  федеральный округ  (41% всего объема кредитного портфеля),   Центральный  федеральный округ (28%) и Южный  и Северо-западный федеральный округ (по 8%)

Общая сумма кредитов, предоставленных  субъектам малого бизнеса (кредитный  портфель), и гарантий организациям инфраструктуры поддержки этого  бизнеса на 1 января 2009г. превысила 10,4 млрд. рублей.

В 2009г. намечается достичь  финансирования субъектов малого бизнеса  и организаций инфраструктуры его  поддержки в объеме 30 млрд. рублей.

Новые тенденции в развитии программы РосБР. Намеченные планы по усилению финансовой поддержки субъектов малого бизнеса требует от РосБР модернизации существующих и выработки новых подходов к реализации рассматриваемых программы. При этом работа ведется в двух направлениях. Прежде всего речь идет о совершенствовании действующие двухуровневой системы поддержки субъектов малого бизнеса, а затем – о внедрении новых инструментов финансирования [6, стр. 20].

 

 

    1.  Развитие двухуровневой системы кредитования

В рамках совершенствования  двухуровневой системы кредитования РосБР имеет в виду, проводит  работу по значительному перечню  направлений.

Безусловно, будут приняты  меры по дальнейшему увеличения количества банков-партнеров в субъектах  Российской Федерации. Цель- увеличить  их количество не менее чем в 1,5 раза и обеспечить реализацию рассматриваемой  программы во всех этих субъектах [6, стр. 20].

Одним из перспективных направлений  в реализации рассматриваемой программы  является совершенствование  информационного  и методологического сопровождения  деятельности банков-партнеров в  финансировании малого бизнеса. Это  деятельность должна охватывать и повышение  качества кредитных продуктов, ориентированных  прежде всего на поддержку создания и начала функционирования субъектов  малого бизнеса, а так же подготовку рекомендаций по вопросам технологий кредитования, которые позволяли  бы снижать издержки по финансированию субъектов малого бизнеса [6, стр. 21].

 

 

 

    1. Налогообложение

Развитие малого бизнеса  – один из важнейших путей решения  социальных и экономических проблем  на федеральном и региональном уровнях. В посланиях Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации последних лет большое  внимание обращалось на необходимость  увеличения занятости населения  в сфере малого бизнеса [8, стр. 47].

Одна из предпосылок успешного  развития экономики, обеспечения равных условий хозяйствования его субъектам  – минимизировать, а еще лучше  устранение «серых»  схем выплаты  заработной платы и попыток уклонения  от налогообложения.  Действия недобросовестных налогоплательщиков наносят ущерб  не только бюджету, законопослушным  субъектам предпринимательства, но  и  социальным интересам людей. В  рассматриваемой ситуации представляется оптимальным решать указанные проблемы не только административными мерами, но и с помощью автоматически  включающихся инструментов налогового механизма. Необходимо планомерно воздействовать на предпринимателей, усиливая их мотивации  к выходу из теневого сектора, выработке  и реализации здоровых целей хозяйственного развития.

Для тех организаций, которые  выплачивают заработную плату своим  работникам ниже полутора прожиточных  минимумов, применяется повышающий коэффициент К2. В этом  случаи налоговый механизм  срабатывает  как выравнивающий (стабилизирующий) фактор. К сожалению, уставленные  НК РФ рамки значений коэффициента К2, не позволяют в полной мере пресечь  «серые» схемы оплаты труда. Но все, же задействование указанного механизма  не добросовестных работников, так  или иначе, скорректировать свое поведение в рассматриваемой  сфере. Поэтому использование налогового механизма в упомянутом качестве,  в конечном счете, ведет к установлению более равных условий хозяйствования для разных его субъектов, усилению социальной защищенности работников, росту реальной заработной платы [8, стр.48].      

Серьёзная проблема для малого бизнеса – ограниченная возможность  получение кредитов в случаи отсутствия залогового имущества.  Для части  предпринимателей таким залоговым  имуществом  может стать земля. Однако высокая выкупная цена последней  усложняет её покупку малым бизнесом.  Для решения указанной проблемы власти ввели пониженную ставку налога на землю в целях  определения  выкупной цены земли в отношении  участков, приобретаемых организациями  и предпринимателями, собственниками зданий, строений, расположенных на этих участках. Это даёт возможность  использовать землю в качестве предмета залога при кредитовании.

Как известно, налоговый  механизм действует в конкретных социально-экономических условиях. Существуют  вполне определённые факторы, без которых этот механизм не может  эффективно влиять на развитие экономики. Как представляется, факторы эффективного налогового стимулирования можно разделить  по отношению к налоговому механизму  на внешние и внутренние.

Внешние факторы находятся  вне самого налогового механизма, их формирование происходит за его пределами  и зависит от других, не связанных  прямо с налоговым механизмом, экономических факторов. Внутренние факторы относятся к самому налоговому механизму, связаны с другими  элементами налогового механизма, регулируются и воспроизводятся самим этим механизмом. Именно эти факторы могут  служить индикаторами (показателями) степени зрелости налогового механизма.

К указным внешним фактором можно отнести: обеспечение баланса  интересов государства и налогоплательщиков и равенства всех перед законом; наличие стратегической налоговой  политики государства, ориентированной  на обеспечение экономического развития и удовлетворения потребностей населения;  нейтральность власти; обеспечение  равных условий хозяйствования и  баланса интересов всего населения  и предпринимателей; рациональный компромисс между стабильностью  и гибкостью  налогового и бюджетного механизма.

К внутренним факторам эффективного воздействия налогового механизма  на экономическое развитие относятся, в частности: оптимизация совокупной ставки налогообложения; минимизация  избыточного налогового бремени  и расходов на функционирование самого налогового механизма; оптимизация  распределения ресурсов между рыночным и общественным секторами и по вертикали государственного управления;  выбор налогов, адекватных условиям регионов.

Практика налогового стимулирования малого бизнеса высвечивает проблемы, требующие дальнейшего обсуждения и поиска путей решения. [8, стр. 49].

Действующее налоговое законодательство нуждается в скорейшей гармонизации с законом, касающимися малого бизнеса.

Необходимо скорректировать  концепцию применения налогового механизма  стимулирования экономики  для достижения целей, поставленных Указом Президента от 28 июня 2007 г. № 825 «об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

Целесообразно разрешить  проведения на уровне региона для  малых предприятий реструктуризации задолженности по налогом и сборам, а по доначисленным в ходе проверок суммам установить рассрочки по их уплате в рамках 3-5 лет.

Проблема противоречивости  и неоднозначности применение налоговых  льгот. Попытки оценить их эффективность  не увенчалось успехом, в частности  не удалась в России обнаружить единой объективной системы показателей, позволяющей оценить необходимость, эффективность и достаточность  применения налоговых льгот для  предприятий малого бизнеса. Не осуществляется контроль за эффективным  использованием  высвободившихся в результате применения льгот и ускоренной амортизации  средств. Необходимо принципиально  упростить получение инвестиционного  налогового кредита с  установлением  механизма эффективного контроля за его использованием.

Имеются и серьёзные проблемы, связанные с необходимостью пресечения попыток использовать трансфертное ценообразование для искусственной  минимизации налоговой нагрузки, необоснованного повышения тарифов  и цен, ведущих к повышению  налогового бремени и расходов и  для субъектов малого бизнеса. Налоговый  механизм, как потенциальный полуавтоматический стабилизатор цен и тарифов, может  быть усилен дополнением системой индикаторов  – он при превышении некоторых  базовых показателей мог бы быть включен на режим регулирования, например на повышенные ставки налогообложения.

Представляется необходимость  более тщательная проработка изменений  в налоговое законодательство с  целью обеспечения оптимального сочетания его стабильности и  гибкости, усиления эффективности этих изменений. Внесение ограничений в  применение единого налога на вмененный  доход  плательщиками, имеющими численность  до 100 человек, не решит проблему недобросовестной конкуренции внутри данной категории  плательщиков, но потенциально способно стимулировать  искусственное дробления  предприятия. Вместе с тем установленные  НК РФ рамки значений корректирующего  коэффициента К2 все же недостаточно для эффективного налогового регулирования.

Информация о работе Малый бизнес, его содержание и функции