Малый бизнес, его содержание и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы о малом бизнесе говорят много и серьезно, поэтому я думаю, что тема моей курсовой, является наиболее актуальной в данный момент времени.
Малый бизнес в современной России – комплексная задача, которая должна быть направлена на решение проблемы экономического, социального и политического характера.
Наибольший объем прибыли сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и других сфер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Малый бизнес……………………………………………………………………..4
Экономическое содержание малого бизнеса.……………………………...4
Функции малого бизнеса…………………………………………………….5
Особенности малого бизнеса России……………………………………7
Поддержка малого бизнеса………………………………………………8
Государственная поддержка в условиях кризиса………………………..11
Кризисное явления в экономике России и малого бизнеса……………14
Финансирование малого бизнеса……………………………………….15
Американская система……………………………………………………...15
Германская система…………………………………………………............16
Введение новых инструментов финансирования субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………….17
Кредитование малого бизнеса……………………………………………20
О кредитовании малого бизнеса в целом……………………………….....20
О новых технологиях в кредитования малого бизнеса……………..........22
Развитие двухуровневой системы кредитования………………………....25
8. Налогообложение………………………………………………………..26
9. Проблемы малого бизнеса и пути их решения…………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по малому функции.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

Для решение указанных  и иных проблем, возникающих в  практике стимулирования малого бизнеса, необходимо регулярно совершенствовать налоговое законодательство, налоговый  механизм для обеспечения повышения  эффективности деятельности малых  предприятий, роста количества занятых  в рассматриваемом секторе, средних  доходов и уровня социальной защищенности, занятых здесь работников, что  в конечном счете будет содействовать  формированию и усилению среднего класса – важного фактора стабильности российского общества [8, стр. 50]. 

 

    1. Проблемы малого бизнеса и пути решения

Существуют 5 системных проблем  в реализации экономической политики государства в отношении МБ.

  1. Административные барьеры. Нерешенность этой проблемы многократно увеличивает издержки бизнеса. В этих условиях малый бизнес фактически вынуждался уходить внеправовую сферу, действовать по «серым» и даже «черным» схемам. В частности, бизнесмены ввозили в страну товары контрабандным путем, нарушали их кодирование, занижали объём ввозимых товаров, скрывали реальные доходы от налогообложения т.п. Это обусловлено тем, что легальная деятельность отечественного малого бизнеса отличалось высокими издержками. Таково следствие бесчисленных нарушений прав бизнеса.

В настоящее время первую строку в «рейтинге» таких нарушений  занимает недобросовестная конкуренция  между предпринимателями (60%). Далее  следует недобросовестное действия представителей власти, в частности  создание преференции отдельным  фирмам.

Создание благоприятных  условий для доступа к финансам, недвижимости. Информации, интеллектуальным ресурсам – таков главный фактор, который в ближайшее время  будут влиять на поступательное развитие малого бизнеса, на его конкурентоспособность [3, стр. 11-12].

  1. Размещение законов. В целом указанные меры правительства Российской Федерации по устранению административных барьеров, обременяющих малый бизнес, позволяют отчасти снизить его финансовые издержки. Но их явно недостаточно для кардинального исправления сложившейся ситуации. В настоящее время более действительным средством является формирование инструментов поддержания спроса на товары и услуги, производимые малым бизнесом. Поэтому в соответствии с действующим законодательством государственные заказчики обязаны размещать свои заказы (исключая оборонные) у субъектов малого предпринимательства в размере 15% от общего объёма поставок товара, выполнения работ и оказания услуги. Размещение законов проводиться путем проведения торгов [3, стр. 14].
  2. Налоговое законодательство. Его либерализация призвана сыграть существенную роль в улучшении положения малого бизнеса.

В этом направлении ведется  соответствующая работа. В настоящее  время в Налоговом кодексе  РФ предусмотрены три специальных  налоговых режима для субъектов  малого бизнеса. Введенный единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности, а также  используется упрощенная система налогообложения. Немаловажно, что применение упрощенной системы налогообложения является добровольным и с правом выбора. Он может согласиться на обложение  его доходов, что предполагает уплату единого налога по ставке 6% от выручки. Может также предпочесть обложение  разности между доходами и расходами, что предполагает уплату  единого  налога по ставке 15%.

Эта ставка довольно высока. Потому премьер-министр России В.В.Путин, возглавляющий «Единую Россию», заявил на её последнем съезде о  необходимости снижения ставки налога втрое. Это должно уменьшить фискальную нагрузку на малые предприятия.

Примечательно, что независимо от объекта налогообложения уплата единого налога заменяет уплату налога и прибыль (проходного налога), налога на добавленную стоимость, налога на имущество. А вместо единого социального налога предпринимателей, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают взносы в Пенсионный фонд.

Применение единого налога на вмененный доход позволяет  субъекту предпринимательства точно  планировать ежегодные налоговые  платежи, поскольку размер налога не зависит от фактических результатов  деятельности. Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения, автоперевозки, наружная реклама и  услуги гостиниц – таковы виды деятельности, в отношении которых может  быть принято решение о введении единого налога на вменённый доход. Поступления от единого налога на вменённый доход имеют тенденцию  постоянного роста (в среднем  на 50% в год). В настоящее время  число плательщиков единого налога на вменённый доход составляет в  России 1850 тыс. человек.

Однако упрощенная система  налогообложения среди мелких предпринимателей  не получила всеобщего распределения. Она мешает состыковке интересов  и создает помехи ведению стандартного бухгалтерского и налогового  учета [3, стр. 15].

  1. Объединение предпринимателей. В современном Российском социуме такие объединения выступают весьма важным элементом системы поддержки предпринимателей. К настоящему времени в России сформировалось, по разным оценкам, от 1500 до 2500 межотраслевых, отраслевых и профессиональных объединений предпринимателей, действующих на общероссийском, межрегиональном и региональном уровнях, в том числе около 400 некоммерческих организаций федерального уровня. Крупнейшими организациями федерального масштаба являются Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей (работодателей). Общероссийская общественная организация малого предпринимательства «ОПОРА России», общероссийская  общественная организация «Деловая Россия».

Однако в целом участие  самих предпринимателей и их объединений  в общественной деятельности  пока можно оценить  как недостаточное, что, со своей стороны, снижает регулирующую роль государственной власти. Более  динамичное развитие объединений предпринимателей может быть, на наш взгляд, обеспечено путем использования механизма обязательных консультаций государственных органов (и местного самоуправления) с объединениями предпринимателей. Полезно было бы также передать часть функций по развитию малого бизнеса от государственных и муниципальных органов объединения предпринимателей. Это позволит развязать их инициативу. В частности,  получить более широкое распространение софинансирование на конкурсной основе программ поддержки малого бизнеса.

  1. Кредитно-банковская. Одним из основных факторов роста  числа малых предприятий является обеспечения для них доступа к финансовым ресурсам. По данным Всемирного банка, по объему кредитования малого бизнеса России занимает 148-е место в мире. При этом кредиты банков не только малым предприятиям, но и другим хозяйственным хозяйствующим субъектам в настоящее время занимают весьма скромную долю в источниках финансирования бизнеса. В целом банковский капитал в общем объёме инвестиций малого бизнеса составляет чуть более 6%. Это объясняет ряд причин. В частности, при принятии решения о выдаче банком кредита  малому предприятию строжайше учитываются его финансовое состояние, обеспечение кредита и кредитная история заемщика. Поэтому, как правило, объектами кредитования являются те малые предприятия, которые уже зарекомендовали себя на рынке, умело ведут бизнес и имеют хорошую кредитную историю.

В последние годы всё больше предпринимателей пользуются услугами кредитных кооперативов. Правда, сегодня  они удовлетворяют лишь менее 5% спроса. Услуги кооперативов приемлемы для  малых предприятий в основном на первичном этапе становления. Кредитные кооперативы не способны профинансировать относительно крупные  инвестиционные проекты.

Вместе с тем приходится констатировать, что официальных данных об объемах банковского кредитования малого бизнеса пока не существует. Специфика бухгалтерского учёта в банках не предполагает отражения ссуд малому бизнесу на отдельно выделенных счетах.

В последние два года стоимость кредитов малому бизнесу неуклонно снижалась в среднем по рынку с 18 до 12-14% годовых, то в марте-апреле 2009 года, проведенного среди 23 крупнейших банков РФ, минимальные ставки по большей части рассмотренных программ. Находились в диапазоне 18,1-24%. Максимальные ставки по основным программам колебались от 21,1% до 27,0%. Хотя  по  отдельные предложениям ставки достигали 45%.7

В качестве положительного момента  следует отметить, что в последние  годы наблюдается устойчивая тенденция  к сокращению размеров ставок по кредитам малому бизнесу. Это во многом объясняется  тем, что руководство государства, Федеральные органы власти предпринимают  немало усилий по совершенствованию  законодательства в сфере поддержки  малого бизнеса.

В настоящее время Центральный  банк Российской  Федерации готовит  ряд предложений, направленных на решение  данной проблемы [3, стр. 17-18].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из проблем, существующих в условиях финансирования, кредитования и налогообложения малого бизнеса, можно сделать вывод, как эти  проблемы влияют на уровень экономики, и выявить решение этих проблем.

Малый бизнес может активно  участвовать в разрешении целого комплекса экономических и социальных проблем. Он активизирует структурную  перестройку экономики, насыщает рынок  товарами и услугами, формирует конкурентную среду, содействует развитию регионов, рыночной инфраструктуры, решению проблем  занятости, выравниванию условий и  повышению уровня жизни населения, формированию новых субъектов собственности  и становлению среднего класса общества.

В конечном итоге развитие малого бизнеса, может дать новые  производственные и рабочие места, соединить экономику в единое целое, расширить конкуренцию на экономическом рынке, Обеспечивает занятость населения, чего не хватает  в данный период. По сравнению с  крупными предприятиями, малые предприятия  наиболее гибкие и динамичные, что  играет большую роль в экономике. Малый бизнес так же, является серьезным  фактором преодоления кризиса: спада  производства, роста безработицы, снижения потребительского спроса, замедления научно-технического прогресса. В условиях России малый бизнес - основа социально-экономических  преобразований, нацеленных на создание рыночной экономики, в основе которой  лежит критерий социальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННОТАЦИЯ

В курсовой обсуждается тема «Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложения». Раскрываются вопросы, касающиеся малого бизнеса. Что  понимается под малым бизнесом? По каким критериям малый бизнес отличают от крупного? Какие функции  выполняем малый бизнес? Как государство  влияет на малый бизнес? Государственная  поддержка малого бизнеса? Влияние  кризиса на малый бизнес? Каково финансирование, кредитование и налогообложения  малого бизнеса? Его проблемы и пути их решения?

Малые предприятия - характеризует  лишь размер предприятия. Критериями отнесения  предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и  собственности общественных объединений  в уставном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%. Численность работающих на МБ определяется по среднесписочной численности  основного производственного персонала  и сотрудников, работающих по договорам  и совместительству.

Функции малого бизнеса:

  1. Соединяет экономику в единое целое.
  2. Формирует конкурентное отношение в экономике.
    • Вытесняет неэффективные предприятия с рынка рынок застрахован от застоя.
  3. Обеспечивает восприимчивость экономики к достижениям науки и техники.
    • Подавляющая часть научных исследований осуществляется КК, но все КК развились из МП.
  4. Обеспечивает занятость населения.

Для того чтобы малое предпринимательство  с максимальной полнотой выполняло  свои позитивные функции, его развитие должно всячески стимулировать государство и общество.

Главными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов малого бизнеса являются:

    1. Законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов.
    2. Налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей. Тем самым стимулируется все более масштабное вовлечение населения в эту сферу.
    3. Создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Организации инфраструктуры занимаются оперативным предоставлением субъектам малого бизнеса необходимой коммерческой и правовой информации, обучением кадров, предоставлением юридической помощи и правовой защиты. Они ведут техническое консультирование и обслуживание производства.
    4. Опыт развитых стран свидетельствует, что для появления и стабильного развития финансовой инфраструктуры для малого бизнеса необходимым условием является активная государственная политика. И именно она зачастую и определяет те схемы финансирования малого бизнеса, которые становятся традиционными для той или иной национальной экономической системы. На сегодняшний день в развитых странах сложилось два основных пути финансирования малого бизнеса - американский и германский.
    5. По американской схеме, предполагающей прямую поддержку непосредственно малых предприятий за счет государственных средств и независимое сосуществование государственного и частного финансирования малого бизнеса, в настоящее время действует большинство развитых стран.
    6. По германской системе, предполагающей государственное финансирование частных финансовых институтов, осуществляющих кредитование малого бизнеса, работают в основном международные финансовые организации.

Информация о работе Малый бизнес, его содержание и функции