Основные формы предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы состоит в выявлении проблем развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
1) раскрыть понятие, содержание, основные черты предпринимательства;
2) рассмотреть основные формы предпринимательской деятельности

Содержание

Введение
1 Предпринимательство: понятие, содержание, основные черты
1.1 Предпринимательство: сущность, эволюция, понятие
1.2 Функции предпринимательства
1.3 Роль предпринимательства на современном этапе
2 Основные формы предпринимательской деятельности
2.1 Основные сферы предпринимательской деятельности и предпринимательские решения
2.2 Анализ предпринимательской среды в Республике Беларусь
3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь
Заключение
Список источников литературы
Приложение А. Перечень инкубаторов малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 15 июля 2009 г
Приложение Б. Перечень центров поддержки предпринимательства Республики Беларусь на 15 июля 2009 г

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 163.01 Кб (Скачать файл)

Примечание - Источник: [14]

 

Отраслевая структура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество таких предприятий занято в торговле и общественном питании - 42,5%, промышленности - 21,0%, в строительстве - 9,6%, в транспорте - 8,7%, в сельском хозяйстве - 3,5%.

Анализ распределения малых предприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их часть сконцентрирована в г. Минске и Минской области (38,3% и 15,1% соответственно от общего количества малых предприятий).

На протяжении последних нескольких лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике республики: с 14,4 % в 2003 году до 17,1 % в 2007 году. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2008 года работало 19,7 процентов от занятых в экономике. Среднесписочная численность работников, работавших на малых предприятиях в 2008 году, составила 535,7 тысяч человек, за 2007 год этот показатель составил 429 тыс. человек.

По отраслевой структуре лидируют занятые на промышленных предприятиях (34,9% от общей численности занятых на малых предприятиях), на предприятиях торговли и общественного питания (29,3%), в строительстве (14,6%), на транспорте (9,1%).

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 апреля 2009 г. в республике состоит на учете 68944 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 13957 (или на 25,4%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 2524 (или на 3,8%) .

Количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 апреля 2009 г. составило 216713 человек. Количество индивидуальных предпринимателей по сравнению с количеством на начало года выросло на 1129 человек (или на 0,5 %).

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за январь-март 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,3%, от индивидуальных предпринимателей - 2,4%.

По состоянию на 1 мая 2009 г. в республике состоит на учете 70101 субъект малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 12478 (или на 21,6%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 3681 (или на 5,5%). Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 мая 2009 г. составила 217088 человек. К уровню 1 мая 2008 г. количество индивидуальных предпринимателей увеличилось незначительно - на 460 человек (или 0,2%). Численность индивидуальных предпринимателей по сравнению с их численностью на начало года возросла на 1504 человека (или на 0,7 %) [14].

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 4 месяца 2009 года составил 16,1%, в том числе от юридических лиц - 13,5%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.

По состоянию на 1 июня 2009 года в налоговых органах состоит на учете 70,6 тысяч субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11,5 тысяч (или на 19,5%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 4,0 тысячи (или на 6,3%). Сумма налоговых поступлений от юридических лиц - субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, составила 1680,2 млрд. рублей (13,6% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.06.2009 составила 217,3 тыс. человек. По сравнению с аналогичным периодом 2008 года количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 1580 человек. Сумма налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей составила 311,6 млрд. рублей (2,5% от общего объема поступлений, контролируемых налоговыми органами).

Региональная структура малого предпринимательства по состоянию на 01.06.2009 г. представлена данными таблицы 2.1.

 

Таблица 2.1 - Региональная структура малого предпринимательства Республики Беларусь по состоянию на 01.06.2009 г.

 

Число малых предприятий

Количество индивидуальных предпринимателей

единиц

в % к итогу

единиц

в % к итогу

Республика Беларусь

70627

100,0

217283

100,0

области:

       

Брестская

6998

9,9

34195

15,7

Витебская

6557

9,3

29624

13,6

Гомельская

6895

9,8

29818

13,7

Гродненская

5372

7,6

26370

12,1

г. Минск

27866

39,5

46849

21,6

Минская

11122

15,7

28465

13,2

Могилевская

5817

8,2

21962

10,1


Примечание - Источник: [14]

 

По состоянию на 1 июля 2009 г. по информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь в республике состоит на учете 72204 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 11634 (или на 19,2%), по сравнению с началом года - также увеличилось на 5784 (или на 8,7%) .

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 июля 2009 г. составила 216411 человек. К уровню 1 июля 2008 г. численность индивидуальных предпринимателей увеличилась на 1107 человек (или 0,5%), по сравнению с их численностью на начало года - выросла на 827 человек (или на 0,4 %). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 6 месяцев 2009 года составил 16,7%, в том числе от юридических лиц - 14,2%, от индивидуальных предпринимателей - 2,5%.

 

 

3 Проблемы развития предпринимательства в трансформационной экономике Республики Беларусь

 

Президентом Республики Беларусь с целью создания условий для дальнейшего развития предпринимательства, обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, пресечения злоупотреблений в этой сфере, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата приняты указы 24 марта 2005 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности». Эти правовые акты решают вопросы, связанные с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствуют регулирование предпринимательской деятельности и определяют условия взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. В целом указы способствуют упорядочению предпринимательской деятельности, созданию оптимального механизма взаимоотношений государства, индивидуальных предпринимателей и потребителей, формированию цивилизованных, общепринятых в мире рыночных механизмов регулирования экономической деятельности [14].

В рамках реализации положений Комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 ”Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года“) приняты:

Декрет Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г. № 1 ”О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)“. Названный Декрет принят в целях активизации предпринимательской деятельности, привлечения в республику иностранных инвестиций, развития экспортного потенциала субъектов хозяйствования.

Для вновь создаваемых с 1 апреля 2008 г. коммерческих организаций с местом нахождения в населенных пунктах с численностью до 50 тыс. человек, в течение пяти лет со дня их создания Декретом предусмотрено: освобождение от уплаты отдельных видов налогов и сборов; предоставление права самостоятельно устанавливать и применять свободные цены (тарифы) на товары (работы, услуги) собственного производства, самостоятельно устанавливать заработную плату своим работникам и другое [14].

Указ Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 ”О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций“ Нормами этого Указа предусмотрена продажа предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций по конкурсу юридическим лицам в случае, если данные предприятия являются устойчиво неплатежеспособными и имеют в течение последних трех и более лет отрицательный финансовый результат от реализации продукции, товаров (работ, услуг) или чистый убыток.

При этом начальная цена продажи предприятия как имущественного комплекса определяется в размере 20 процентов от его оценочной стоимости на первое января текущего года. При оценочной стоимости, равной нулю или имеющей отрицательную величину, начальная цена продажи составляет одну базовую величину;

Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. № 145 (вступил в силу с 1 апреля 2008 г.), согласно которому вместо месячных введены квартальные сроки представления налоговых деклараций и уплаты земельного налога и арендной платы за земельные участки, экологического налога, налога на недвижимость;

Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. № 270 ”О мерах по развитию придорожного сервиса“. В целях создания благоприятных условий для развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах, обеспечения эффективного использования транзитных возможностей Республики Беларусь нормами названного Указа предусмотрено, что:

- стоимость объектов придорожного сервиса не облагается налогом на недвижимость в течение двух лет с даты ввода их в эксплуатацию;

- прибыль организаций, доходы индивидуальных предпринимателей, полученные от реализации товаров (работ, услуг) на объектах придорожного сервиса, не облагаются в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов налогом на прибыль и подоходным налогом;

- строительство и (или) реконструкция объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним осуществляется без возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для указанных целей [14].

Банкам, уполномоченным обслуживать государственные программы, предложено предоставлять кредиты организациям и индивидуальным предпринимателям для строительства и (или) реконструкции объектов придорожного сервиса и инженерной инфраструктуры к ним на срок до пяти лет по кредитам в белорусским рублях - в размере 2/3 ставки рефинансирования Национального банка, по кредитам в иностранной валюте - в размере 8 процентов годовых.

Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год разработана в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 июля 1996 г. № 262 ”О государственной поддержке малого предпринимательства“ (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1996 г., № 21, ст. 514) и Законом Республики Беларусь от 16 октября 1996 года ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“ (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1996 г., № 34, ст. 607) на основе анализа современного состояния развития малого предпринимательства. В Программе предусматривается реализация основных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства, изложенных в Комплексе мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11 августа 2006 г. № 1029 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., № 131, 5/822741).

Перспективы развития предпринимательства определяется, прежде всего, проводимой в стране политикой по отношению к негосударственным формам собственности. По сути, к частным предприятиям относятся терпимо в силу их очевидной нужности для насыщения рынка потребительскими товарами и снижения уровня безработицы. В то же время руководящие органы должны сознавать, что на предпринимателей целесообразнее воздействовать экономическими, а не административными методами. Попытки волевого руководства развитием предпринимательства приводят к перемещению предпринимательских капиталов или в соседние страны, или в теневую экономику. И в первом и во втором случаях бюджет теряет значительную часть налоговых поступлений.

Наиболее актуальными задачами развития малого предпринимательства на ближайшую перспективу являются:

Информация о работе Основные формы предпринимательской деятельности