Отечественное предпринимательство в период от Петра I до Екатерины II

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 19:10, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении теоретические аспекты Отечественного предпринимательства в период от Петра I до Екатерины II, а так же овладеть навыками бизнес - планирования для комплексного обоснования реалистичности и эффективности бизнес- проекта, моделирования параметров создаваемого бизнеса. Для достижения цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты истории предпринимательства;
изучить особенности предпринимательской деятельности в сфере которого будет разработан бизнес-план;
разработать бизнес-план массажного салона «Ежевика».

Вложенные файлы: 1 файл

курсааааааач2 (2).docx

— 145.21 Кб (Скачать файл)

В первой половине XVIII века те или иные суммы выдавались в кредит некоторыми государственными учреждениями (Берг- и Мануфактур-Коллегии, Главный комиссариат, даже Главный почтамт). Но их получали, как правило, промышленники знати. Лишь в 1754 г. правительство создает специальное кредитное учреждение для купечества «Банк для поправления при Санкт-Петербургском порте коммерции», стремясь ослабить зависимость русских торговцев от ростовщиков и иностранных кредиторов. Его уставной капитал составил 500 тыс. рублей. Ссуды давались из 6% годовых на срок не более 6 месяцев под залог товаров. Услугами банка могли пользоваться только купцы, торгующие в Петербурге. Банк не вел учетных (дисконтных) операций, т.е. не выдавал кредит под векселя. Как видим, вексельное обращение существовало вне данного банка, в то время как развитый коммерческий кредит предполагает дисконтные операции, в результате чего банки играют ключевую роль в обороте векселей, других ценных бумаг. Ссуды из банка, созданного в 1754 г., быстро разобрали, возвращали их плохо, средств из казны поступало мало. Нередко по распоряжению правительства банк выдавал ссуды кому-либо из знатных лиц. Вообще правительство гораздо больше внимания уделяло кредитованию дворянства путем выдачи ссуд под залог имений. С этой целью в том же 1754 г. был создан Дворянский банк с уставным капиталом в 750 тыс. рублей. Позднее он был преобразован в Государственный заемный банк и действовал на протяжении многих десятилетий, перекачивая средства из казны на поддержку дворянства. Ссуды, полученные помещиками обычно использовались на непроизводительное потребление, а заложенные имения перезакладывались. Правительство в 1754 г. издало указ, не допускавший взимание более 6% в год. Но очевидно, что изданным указом нельзя было эффективно противодействовать произволу ростовщиков. Меры по содействию созданию частных учреждений дешевого коммерческого кредита не предпринимались вовсе.

К середине XVIII века обозначилось несколько групп предпринимателей, интересы которых не совпадали. Во-первых, это крупные купцы-заводовладельцы, тесно связанные с казной, обладатели казенных откупов и подрядов. Они были заинтересованы в сохранении и расширении принудительного труда, жестоком протекционизме, препятствующем ввозу иностранных товаров. Они добивались права владения крепостными наравне с дворянами, т.е. возможности свободно покупать и продавать их, иметь деревни, усадьбы, земли. Против этого категорически возражали дворяне, которые считали право «душевладения» своей исключительной привилегией. Дворяне-предприниматели также понимали, что использование дарового крепостного труда дает им бесспорное преимущество по сравнению со всеми другими предпринимательскими группами. Купечество так и не добилось права владения «душами», если не считать тех, кто еще по указам Петра I и Анны Иоанновны был прикреплен к заводам.

Против монополий, откупов, привилегий узкой группы дельцов, имевших связи при дворе выступали представители более широких слоев купечества, чьим основным полем деятельности была внутренняя и внешняя торговля. Они же ощущали растущую конкуренцию со стороны торговых крестьян. Поэтому они требовали либо запретить, либо предельно ограничить крестьянское предпринимательство, оставить торговый промысел исключительной привилегией купеческого сословия. Купцы в большинстве своем выступали и против протекционизма, так как были заинтересованы в поступлении на русский рынок качественных импортных товаров, торговля которыми приносила им значительный доход. Дворяне, особенно те, кто не имел промышленных заведений, также выступали против протекционизма, так как он способствовал дороговизне иностранных товаров, основными потребителями которых они были. Но дворяне, как и торговые крестьяне, естественно, выступали против попыток купечества сделать торговлю своей сословной привилегией. Таким образом, в устремлениях разных групп предпринимательства причудливо сочетались интересы более свободного развития торговли промышленности (протест против монополий, чрезмерного протекционизма и т.п.) и узко сословные притязания.

 

1.2 Особенности предпринимательской  деятельности в отрасли медицинских услуг

1.2.1 Предпринимательская  деятельность в России

 

Согласно Гражданскому кодексу РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предприниматель представляет собой своего рода сочетание менеджера и собственника. Менеджер состоит в трудовых отношениях с работодателем и выполняет его указания, распоряжение (при наличии известных ограничений) имуществом, принадлежащим работодателю, рискует этим имуществом в интересах собственника и получает за свой труд установленное договором вознаграждение, заработную плату. Деятельность предпринимателя отличается от деятельности менеджера значительно большей самостоятельностью, так как предприниматель - собственник своего дела, работодатель и работник в одном лице. Преследуя извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и источника вознаграждения, предприниматель несет сопутствующий этому риск убытков и ответственность, возлагаемую и установленную законами и принятыми им обязательствами. Но зато вся чистая прибыль, полученная предпринимателем, остается в его распоряжении, поэтому в целом предприниматель - хозяин дела.

Предпринимательством в здравоохранении следует считать деятельность организаций и частных лиц, направленную на укрепление и улучшение состояния здоровья граждан, позволяющую возместить затраты на осуществление этой деятельности и периодически получать прибыль за счет потребителей медицинских услуг. 

Обычно цены, тарифы на предпринимательские услуги в здравоохранении формируются не на основе критерия прибыльности, а исходя из социальной доступности. Довольно часто человек, занимающийся предпринимательской медицинской деятельностью, получая прибыль за счет предоставления услуг состоятельным клиентам, снижает цены другим клиентам, что может приводить к потере прибыли, если не компенсируется ростом объема оказываемых услуг.

Материальная основа любой предпринимательской деятельности - производственные ресурсы (природные, трудовые и средства производства). Будучи вовлеченными в предпринимательство, они становятся его факторами. Помимо них к основным факторам предпринимательства относятся научные и информационные ресурсы. Конечным продуктом предпринимательской деятельности в здравоохранении может быть как товар (т.е. вещь, предназначенная для продажи, - медико-производственное оборудование, инструменты, лекарства), так и услуга (консультационная, лечебнодиагностическая, страховая, массажная).

Предпринимательство в сфере здравоохранения - это не только чисто производственное предпринимательство(ориентированное на оказание медицинских и сервисных услуг), но и торговое, финансовое, страховое и посредническое предпринимательство.

В условиях рыночной экономики медицинское предпринимательство выполняет следующие основные функции:

  • общеэкономическую, проявляющуюся в участии хозяйствующих субъектов рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения в общественном разделении труда и обеспечении потребностей в товарах и услугах медицинского назначения;
  • ресурсную, направленную на эффективное использование в медицинской деятельности как воспроизводимых, так и невоспроизводимых ресурсов;
  • инновационную, обусловленную потребностью в непрерывном техникотехнологическом развитии медицинских организаций, в том числе за счет средств предпринимателей;
  • социальную, проявляющуюся в направленности деятельности коммерческих организаций здравоохранения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан;
  • организаторскую, заключающуюся в принятии бизнесменами, собственниками имущества, используемого в медико-производственных целях, самостоятельных эффективных решений в области организации и диверсификации собственного дела.

Развитие предпринимательства в здравоохранении объективно вписывается в общую логику процессов либерализации экономики, децентрализации и демонополизации в управлении экономикой страны. Государственная поддержка предпринимательства на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения осуществляется по следующим направлениям:

 

    • формирование инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства;
    • создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    • установление упрощенного порядка регистрации субъектов  предпринимательства, лицензирование их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    • поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;
    • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предприятий.

Медицинская (лечебно-профилактическая), фармакологическая, медикопроизводственная деятельность при всей своей специфичности и тяготении к государственным и полугосударственным формам управления - это обширное поле деятельности для бизнеса. В медицине широко распространены многие виды локальных, контактных услуг, оказание которых не требует создания мощных организаций, характерных для массового производства. Такие задачи медицинского обслуживания населения могут успешно решаться малыми предпринимательскими структурами, обладающими высокой оперативностью, гибкостью, чувствительностью к запросам каждого клиента.

 

1.2.2 Развитие отрасли за рубежом

 

В Японии разные группы населения, независимо от уровня доходов, имеют одинаковую возможность получать медицинскую помощь. Врачи не только выписывают лекарства, но и обеспечивают пациентов лекарствами. В результате страна занимает первое место в мире по потреблению медикаментов на душу населения. 

Преимущественно частная система медицинских услуг, наиболее широко представлена в США, характеризуется децентрализованностью, высоким развитием инфраструктуры страховых организаций и отсутствием государственного регулирования.

Наряду с частной системой медицинского страхования в США существует две правительственные программы, находящиеся на государственном финансировании - это "Медикэр" (для медицинской помощи пожилым - после 65 лет) и "Медикейд" (для безработных, неимущих и некоторых групп инвалидов). Однако только 46% американцев с низким доходом получили возможность зарегистрироваться и получать пособия в рамках программы "Медикейд". Программой обязательного социального страхования престарелых ("Медикэр") охватываются все граждане старше 65 лет, поэтому она считается более успешной. Однако престарелые пациенты вынуждены сами платить из своего кармана за первый день госпитализации, за посещение врачей в поликлинике и почти за всю долгосрочную помощь в домах сестринского ухода.

Следует подчеркнуть, что именно в США разрабатываются и внедряются эффективные медицинские технологии, развертываются передовые научные исследования и, в результате, успешно реализуется медицинская помощь высокого качества.

Несмотря на многообразие форм организации медицинской помощи, в настоящее время, по-видимому, нет ни одной страны, которая была бы полностью удовлетворена собственным здравоохранением.

Таким образом, предпринимательство в сфере здравоохранения сегодня активно развивается, но в отличие от других сфер носит специфический характер. В первую очередь это связано с тем, что услуги данной сферы направлены на здоровье и жизнь человека, поэтому  качество в данной сфере является главным критерием выбора того или иного поставщика услуг.

 

1.2.3 Логистика  в медицинской отрасли

 

Многие медико-производственные организации (МПО) рассматривают отдельные направления своей хозяйственной деятельности, например, снабжение, управление запасами, производство медицинских услуг и сбыт их изолированно и с точки зрения исключительно внутренних процессов своей организации. Однако чтобы обеспечивать свою конкурентоспособность, то есть увеличить свои рыночные преимущества, необходимо рассматривать все процессы в сети создания стоимости выпускаемой продукции в виде товаров и услуг — от поставщиков ресурсов до потребителей услуг. Это дает возможность оптимизировать издержки во всей сети производства и обращения.

Организация логистических процессов неразрывно связана с потоками ресурсов и их эффективным использованием. Очевидно, что грамотный механизм организации логистических процессов в МПО не является самоцелью, а представляется одним из элементов оптимизации бизнес-процессов. При этом совокупность потоков ресурсов, задействованных в бизнес-процессах, играет существенную роль в формировании эффективных логистических систем управления.

Информация о работе Отечественное предпринимательство в период от Петра I до Екатерины II