Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ методики оценки стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех".
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть и обобщить теоретические основы оценки стоимости предприятия.
2. Изучить научно-практического инструментария оценки бизнеса.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса)
1.1 Правовое регулирование оценочной деятельности в РФ
1.2 Понятие и основные цели оценки стоимости предприятия
1.3 Этапы процесса оценки стоимости предприятия
1.4 Общая характеристика подходов в оценке бизнеса
2. Анализ подходов в оценке бизнеса
2.1 Доходный подход в оценке бизнеса
2.2 Сравнительный подход в оценке бизнеса
2.3 Затратный подход в оценке бизнеса
Глава 3. Оценка рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Расчет рыночной стоимости предприятия
3.2.1 Расчет рыночной стоимости затратным подходом
3.2.2 Определение рыночной стоимости доходным подходом
3.3 Согласование результатов и выводы по величине рыночной стоимости предприятия
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Оценка стоимости предприятия.docx

— 92.77 Кб (Скачать файл)

 

Определив виды данных, необходимых  для оценки, важно выявить источники  их получения.

 

Анализ конъюнктуры рынка

 

Конъюнктура рынка (рыночная конъюнктура) - ситуация на рынке, сложившаяся  на данный момент или за какой-то промежуток времени под воздействием совокупности условий [23, с. 78].

 

Постоянно действующие факторы  конъюнктуры: - научно-технический процесс, влияние монополий, вмешательство  государства, инфляция, сезонность и  др. Непостоянные (стихийные) факторы  конъюнктуры: социальные конфликты, стихийные  бедствия, политические кризисы и  др.

 

Важнейшим элементом методологии  анализа и прогноза рыночной конъюнктуры  является установление активности и  характера действия циклических  факторов, определение фазы цикла, сроков перехода цикла в следующую фазу и его динамики в перспективе. Цикличность рынка -постоянные краткосрочные  и долгосрочные колебания рынка, связанные с глубинными экономическими и социальными процессами. Экономический  цикл содержит фазы подъема, высокой  конъюнктуры (бум), спада (рецессия) и  низкого уровня экономической активности (депрессия). Подобный цикл длится от 3 до 5 лет.

 

Изучение конъюнктуры  осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить  происходящие на рынке изменения  и определить тенденции в развитии конъюнктуры, т.е. составить прогноз.

 

В число этих показателей  входят:

 

Данные о промышленном производстве: валовой внутренний продукт, индекс физического объема промышленной продукции, использование производственных мощностей, индекс цен производителей, расходы на капитальное строительство, заказы на товары длительного пользования  и прочие товары, уровень безработицы. Данные о промышленном производстве дают возможность судить о конкурентоспособности  той или иной страны на мировом  рынке или той или иной отрасли  промышленного производства.

 

Динамика капиталовложений. Анализ динамики капиталовложений позволяет  сделать вывод о том, как в  дальнейшем будет развиваться производство. Если объем инвестиций в ту или  иную отрасль увеличивается, значит спрос на ее продукцию находится  на высоком уровне, поступление заказов  растет и производство, скорее всего  будет расширяться. И наоборот, если капиталовложения сокращаются –  спрос снижается, что может привести к свертыванию производства.

 

Сведения о заказах  — показатель, позволяющий оценить  загрузку производственных мощностей  на перспективу.

 

Показатели по труду (средняя  продолжительность рабочей недели, уровень безработицы, фонд заработной платы.

 

Показатели внутреннего  товарооборота (обороты) розничной  торговли, индексы стоимости жизни, данные о движении товарных запасов, размеры продаж в кредит, информация о внутренних перевозках грузов и  т.д.). Данные показатели особенно важны  при изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. Обороты розничной торговли являются одним из важнейших конъюнктурных  показателей, дающих возможность оценить  изменения в платежеспособном спросе населения.

 

Показатели внешней торговли (объем и географическое распределение  экспорта и импорта, дефицит торгового  баланса). Практически все изменения, которые претерпевает экономика  страны в ходе цикла воспроизводства, находят отражение в динамике и структуре внешней торговли. Рост промышленного производства сопровождается увеличением внешнеторговых оборотов, а за кризисным спадом в сфере  производства следует сокращение внешней  торговли.

 

Данные, характеризующие  положение в кредитно-денежной сфере (эмиссия ценных бумаг, курс акций, учетный  процент, валютный курс, количество денег  в обращении, показатели движения банковских депозитов и т.д.).

 

Цены (средние цены по товарным группам, индекс цен производства, индекс потребительских цен, индекс-дефлятор).

 

Цены являются одним из важнейших показателей, в динамике и колебаниях которого отражаются изменения  многих других данных. Анализ движения товарных цен необходим как для  полной характеристики состояния экономики  в целом, так и при изучении положения конъюнктуры на каком-либо товарном рынке.

 

Этапы процесса оценки бизнеса

 

В процессе оценки стоимости  бизнеса можно выделить три основных этапа (и семь более мелких):

 

1. Подготовительный этап.

 

2. Оценочный этап.

 

3. Заключительный этап.

 

Подготовительный этап

 

1. Выбор вида стоимости  и методов оценки.

 

Первым этапом проведения оценки бизнеса является определение  искомой стоимости в соответствии с существующими видом стоимости  бизнеса. Затем, когда определен  необходимый видов стоимости  бизнеса, определяются необходимые  для оценки компании методы, наиболее подходящие в данном конкретном случае.

 

2. Подготовка информации  для проведения оценки.

 

В соответствии с определенными  методами оценки определяется набор  и объем необходимой информации. Информация может черпаться из нескольких источников, как то: оцениваемая  компания, фондовый рынок, различная  статистическая информация, маркетинговые  исследования и т.д.

 

При проведении оценки бизнеса  необходимо использовать ретроспективную  учетную информацию (бухгалтерскую  отчетность) и текущие финансово-экономические  показатели компании. Время учета  используемых данных и момент оценки между собой не согласованы. Расхождение  данных во времени создает условия  для появления в них различного рода искажений. Среди них можно  назвать: изменение стандартов учета  исходных данных, деноминация денежных единиц, колебания курса валют, структурные  изменения цен и др. Эти несоответствия порождают проблему корректировки  всей используемой финансовой и бухгалтерской  отчетности с целью приведения их к общему временному эталону, в роли которого выступает момент оценки.

 

3. Приведение финансовой  отчетности к единой основе.

 

В пределах государственной  системы бухгалтерского учета компания всегда имеет свободу выбора методов  ведения бухгалтерского учета. Этот выбор закрепляется в приказе "Об учетной политике предприятия" сроком на один год и может изменяться в течение ряда лет. Принцип составления  бухгалтерской отчетности не требует  отражения реальной рыночной стоимости  тех или иных активов предприятия. В такой ситуации компании предпочитают использовать те методы ведения бухгалтерского учета, которые позволят минимизировать налоги.

 

Оценка бизнеса требует  получения стандартизированных  данных, отражающих реальное рыночное и экономическое положение фирмы. Вследствие этого используемую бухгалтерскую  отчетность компании необходимо привести к единому стандарту учета.

 

4. Корректировка используемой  информации на инфляцию.

 

Оценка предприятия должна базироваться на реальных (очищенных  от влияния инфляции) значениях используемых показателей. В условиях значительного  изменения цен учетные значения стоимостных показателей существенно  отличаются от их реальных значений. Таким  образом, использование учетных  данных требует их корректировки  с учетом динамики цен, т.е. инфляции (или дефляции) и структурного изменения  цен. Однако в современных условиях экономики РФ основным является искажающее влияние инфляции.

 

В теории финансового менеджмента  существуют два альтернативных пути корректировки (очищения) показателей  на влияние инфляции:

 

прямая корректировка  активов и денежных сумм на значения инфляционных показателей;

 

учет влияния инфляции на активы и денежные суммы посредством  включения в процедуру дисконтирования  инфляционных показателей.

 

Различия в значении итоговых показателей при использовании  указанных подходов являются незначительно  мелкими в промышленно развитых странах с устоявшимся рынком и нормальным темпом инфляции. В  странах с большими темпами инфляции или гиперинфляцией появляются различия в значениях итоговых показателей  в зависимости от выбора того или  иного подхода корректировки  на инфляцию. При проведении оценки в РФ предпочтительнее использование  методов, основанных на прямой корректировке  денежных сумм на значения инфляционных показателей.

 

5. Оценка финансового положения  компании

 

В процессе оценки бизнеса  возникает необходимость предварительной  проверки его финансового положения. Такая проверка позволяет получить важные справочные сведения об оцениваемой  компании и выполнить расчет значений корректировочных показателей, необходимых  для нахождения конечной стоимости  бизнеса.

 

Для оценки финансового положения  компании необходимо выбрать модель, позволяющую:

 

учитывать выбранную модель корректировки показателей на влияние  инфляции;

 

отражать финансовое положение  компании на момент оценки;

 

установить соответствие финансового состояния требованиям  экономической безопасности компании;

 

определить излишек (дефицит) оборотного капитала компании.

 

Методика оценка финансового  положения компании для целей  оценки бизнеса может быть основана на одном из трех основных подходов.

 

Первый подход предполагает организацию дифференцированного  учета всех долговых обязательств по срокам их погашения. Параллельно устанавливается  интенсивность будущих денежных поступлений и проверяется их достаточность на отдельные моменты  времени. Такой подход основан на использовании первичной информации по финансовым потокам. Систематизация этих сведений весьма трудоемка и  реально осуществима только в  компаниях, ведущих управление финансовыми  потоками.

 

Второй подход основан  на использовании специального баланса  ликвидности, который позволяет  устанавливать финансовое положение  компании. При составлении баланса  ликвидности все статьи бухгалтерского баланса перегруппировываются в  зависимости от скорости их оборота. Сопоставляя части активов, реализуемых  к определенному сроку, с частями  пассивов, которые к этому же сроку  должны быть оплачены (погашены), устанавливается  величина платежного излишка или  платежного дефицита на определенный момент.

 

Третий подход основан  на использовании показателей, вычисляемых  на основе сравнения объема отдельных  средств и источников, сложившихся  по состоянию на конкретный момент времени. Это могут быть показатели ликвидности, показатели финансовой зависимости  или автономии, показатели финансовой устойчивости и т.д.. Практическое использование  любого варианта показателей связано  с установлением критического уровня, позволяющего классифицировать финансовое положение предприятия с точки  зрения платежеспособности. Поскольку  показатели служат лишь индикаторами и не позволяют прямо устанавливать  степень платежеспособности, то этот метод не гарантирован от отсутствия ошибок. Однако в большинстве случаев он позволяет получить правильный диагноз истинного финансового положения предприятия, имеющий достаточную точность для его включения в последующую процедуру оценки предприятия. Также к достоинствам этого метода следует отнести высокую степень формализованности.

 

6. Оценка рисков компании

 

Для целей оценки бизнеса  риск следует определить как степень  неопределенности, связанной с получением ожидаемых в будущем доходов, иными словами, это опасность  недостижения (отклонения) планируемого объема ожидаемых будущих доходов  или риск нереализации прогноза.

 

При определенном уровне ожидаемых  будущих доходов рынок заплатит за бизнес больше в том случае, если вероятность этих доходов выше. Другими  словами, при определенном уровне ожидаемой  будущей прибыли (или денежного  потока, дивидендов и т.п.) чем ниже риск, тем выше текущая стоимость  бизнеса.

 

Существует два подхода  к трактовке элементов риска  при проведении оценки:

 

проведение понижающей корректировки  ожидаемого будущего потока (прибыли, денежного потока, дивидендов и т.п.) с тем, чтобы отразить эту неопределенность;

 

учет риска путем использования  более высокой ставки дисконта при  оценке ожидаемого потока с тем, чтобы  отразить требуемую доходность как  вознаграждение за риск.

 

7. Оценочный этап.

 

Проводится выполнение необходимых  расчетных процедур, предусмотренных  избранными методами оценки бизнеса

 

8. Заключительный этап.

 

Вынесение итоговых поправок.

 

В любом случае, вне зависимости  от того, предпринимается ли попытка  составить прогноз на будущее, или  же за основу берутся ретроспективные  данные, оценка бизнеса опирается  на ряд ключевых переменных. Их относительная  важность может быть различной в  зависимости от конкретной ситуации, но во многих случаях на заключение о стоимости влияет такие внутренние переменные как:

 

размер оцениваемой доли (мажоритарная или миноритарная);

 

наличие голосующих прав;

 

ликвидность компании (пакета);

 

положения, ограничивающие права  собственности;

 

специальные привилегии;

 

финансовое положение  оцениваемого объекта;

 

и др.

 

Более того, следует учесть, что сумма стоимостей всех отдельных  пакетов акций может отличаться от стоимости предприятия, взятого  как целое. В большинстве случаев  сумма стоимостей отдельных пакетов  меньше стоимости всего бизнеса, как если бы оно было приобретено  одним покупателем. Компания, оцениваемая  как единое целое, имеет иную стоимость, поскольку последняя сопряжена  с иными правами и интересами, чем сумма всех интересов, взятых на миноритарной основе.

 

9. Составление отчета об  оценке бизнеса

 

Составление отчета об оценке бизнеса регулируется Федеральным  стандартом оценки № 3.

 

При составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов:

 

в отчете должна быть изложена вся информация, существенная с точки  зрения стоимости объекта оценки (принцип существенности);

 

информация, приведенная  в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта  оценки, должна быть подтверждена (принцип  обоснованности);

Информация о работе Оценка стоимости предприятия (бизнеса) ООО "Бенотех"