Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 18:41, статья
Современный сложившийся цивилизационный подход открыт для понимания перемен. Тут появляется возможность для соподчиненности материального и духовного, включения в анализ влияние социокультурной составляющей на хозяйственную жизнь.
Многие исследователи справедливо отмечают, что изменение приоритетов общественного развития, преобладание личностной составляющей в формировании экономического базиса и общественного богатства, возрастание роли и доли невещественного, интеллектуально- творческого, духовного, его формирование в концепции цивилизационного подхода дают основу для развития сферы услуг .
Существующие в современной сервисологии характеристики социально-культурных услуг подтверждают их сложную природу. Традиционно выделяют 4 характеристики: неосязаемость, неотделимость, непостоянство, невозможность хранения12.
Неосязаемость. Это нематериальный характер социально-культурной услуги, иными словами - услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания. Услуги неосязаемы, и в отличие от материальных товаров их нельзя ощутить (увидеть, потрогать), пока они не будут приобретены. (Пример: покупка программного обеспечения на дисках, т.е. услуга представлена материальным объектом и не может быть использована без другого материального объекта, то есть компьютера). Для устранения неопределенности покупатели анализируют внешние признаки; или очевидность качества услуги. Следствием неосязаемости является то, что, покупая товар, потребитель имеет право собственности на товар, а покупая услугу, потребитель такое право не приобретает.
Неотделимость. Услуги обычно предоставляются и потребляются одновременно, в отличие от материальных товаров, которые способны храниться и распространяться через многочисленных посредников. Так как клиент - непосредственный участник процесса обслуживания, то неотделимость потребителя от процесса предоставления социально- культурной услуги - это есть отличительная характеристика услуги как товара. Еще одной особенностью неотделимости от источника является совместное потребление (например, во время просмотра кинофильма в кинотеатре).
Несохраняемость. Социально-культурную услугу нельзя хранить, то есть процесс предоставления и потребления услуг протекает одновременно, и потребители являются непосредственными участниками этого процесса, получая пользу, как в процессе получения услуги, так и получая удовольствие в течение долгого времени после ее употребления.
Непостоянство. Услуги изменчивы по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально- личностных черт и настроения. Качество однотипных услуг колеблется в широких пределах, в зависимости от того, кто их предоставляет и где. Понимая это, покупатели часто обращаются к нескольким продавцам услуг, прежде чем выбирают одного из них. Сложностью является попытка стандартизации большей части услуг, так как клиенты часто отличаются в своих желаниях как до получения услуги, так и после этого. Непостоянство качества результатов оказания услуг осложняет осуществление контроля и гарантий качества. Именно с непостоянством качества услуг связана проблема момента оказания услуг, или «момент истины», а именно то, что во время любого контакта с любой частью сервисной организации покупатель получает впечатление о качестве ее услуг.
Сам процесс предоставления
социально-культурных услуг весьма
сложен и представляет собой многоаспектный
комплекс взаимодействия четырех составляющих
элементов: потребителя, работника
сервисной фирмы (или сотрудника
института социально-
Потребитель. Наиболее важный элемент в структуре социально- культурных услуг, так как окончательной целью процесса оказания услуги должно быть удовлетворение покупателя. Институты социально-культурного сервиса должна направить усилия на то, чтобы минимизировать время и усилия, затрачиваемые на приобретение услуги, а также обеспечить комфорт, безопасность и хорошее самочувствие клиента.
Сервисный служащий. Являясь лицом фирмы, служащий должен использовать навыки межличностного общения при продаже услуги, так как необходимо учитывать некомпетентность и неопытность клиента. Но в то же время руководство фирмы не должно уводить потребности служащих на второй план, так как энергичные и довольные служащие проявят заботу о клиенте, располагая того прийти второй раз.
Система реализации. Она состоит и оборудования, средств обслуживания, определенных правил, предписаний и организационной структуры. Важным моментом в разработке системы доставки является ключевая услуга. Как указывают исследователи, многие услуги состоят их ключевой услуги и нескольких дополнительных услуг. Необходимым условие хорошей доставки является безупречная доставки ключевой услуги.
Физическое окружение. Включает в себя все осязаемые аспекты покупательского познания услуги или сервисной организации. Сокращенной версией физического окружения, называемой обстановкой обслуживаний, является физическое окружение, в котором услуга доставляется и потребляется. Например, интерьер, мебель, оборудование, освещение, чистота1. Удовлетворение покупателя может повыситься или понизиться в зависимости от обстановки обслуживания. Как правило, чем дольше клиент находится в месте предоставления услуг, тем большую важность приобретает физическое окружение.
Анализ понятия социально-
Исследователи сходятся во
мнении, что смена парадигм истории
от стихийной истории к
Последние 10-12 лет можно определить как эпоху прорыва для социальной наполняющей сервиса, так как в современных условиях сфера сервиса превращается в важный рычаг социального прогресса. Сфера сервиса, непосредственно влияет на духовное возрождение общества и на социализацию каждого отдельного человека через социально-культурные услуги. Выше отмечалось, что социально-культурные услуги обладают ярко выраженным внешним эффектом по сравнению с другими услугами, в силу чего принято относить социально-культурные услуги к социально значимым благам, т.е. к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет здравоохранение, образование, культуру - это их особая социальная значимость для развития человека. Таким образом, затраты на социально-культурные услуги можно рассматривать как вложения в «человеческий капитал», так как повышая свой образовательный, культурный уровень, укрепляя свое здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению духовного мира личности, образовательного, культурного потенциала всего общества.
Среди показателей социально-
Существует ряд базисных потребностей, удовлетворение которых определяет качество жизни человека:
Исходя из описанного подхода систематизированными показателями качества жизни являются: здоровье и продолжительность трудоспособной жизни; воспроизводство населения; удовлетворенность жизнью; уровень агрессивности в обществе; стабильность и благополучие семьи; защищенность детства; защищенность имущества и собственности; материальное благополучие; профессиональный успех и самореализация; уверенность в завтрашнем дне.
В условиях строительства
социально ориентированной
Наличие социально-культурных
услуг как социально-
Главный принцип, согласно которому следует выстраивать политику развития социально-культурных услуг с точки зрения государства и общества, должен исходить из необходимости обеспечения элементарных прав человека на достойную жизнь, в том числе и в сфере социально- культурного сервиса. Поэтому, на наш взгляд, чисто рыночный подход к развитию социально-культурной сферы неприемлем и может привести и уже приводит в Республики Таджикистан к социальным противоречиям и конфликтам. Необходимо направить усилия на то, чтобы перевести частный интерес в области культуры в ранг государственной политики. При этом необходимо четко осознавать, что культуры - это слишком дорогой «товар», чтобы целиком отдавать его рыночным структурам. Многие этнические, тесно связанные с традициями культуры в этих условиях могут просто исчезнуть14.
Применение ныне существующего подхода, т.е. подхода, основанного на приоритете оплаты этих услуг самим населением, приводит к невыполнению 1-ой статьи Конституции РТ, в которой сказано, что «Республика Таджикистан - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».
Таким образом, именно содержание 1-ой статьи Конституции РТ определяет роль и место социально-культурных услуг в процессе реализации главной цели цивилизованного социально-ориентированного государства. Очевидно, что достойный образ жизни и свободное, полноценное, всестороннее развитие человека невозможно без отлаженной системы здравоохранения, образования, культуры и других отраслей сферы социально-культурного сервиса. Вместе с тем, опыт показывает, что подобные услуги должны быть в максимальной степени доступны широким слоям населения и как следствие коммерциализированы. Определенный и приемлемый уровень потребления этих услуг должен быть в большей степени бесплатен для населения с низкими доходами и покрываться за счет тех или иных видов государственного бюджета. В противном случае, расслоение населения по уровню образования, культуры и условиям жизни приведет к катастрофическим последствиям; для большинства населения и страны в целом.
Практическая реализация
роли и месте социально-культурных
услуг в обществе требует реализации
целого комплекса научных
Фактически социально-
Таким образом, мы можем выделить основную социальную роль сферы социально-культурного сервиса как такового - доведение до потребителя культурных и социокультурных благ в соответствии с индивидуальными культурными вкусами и запросами путем удовлетворения соответствующих потребностей; обслуживания процесса их потребления; создания условий для быта; отдыха и досуга; способствование рациональному использованию свободного времени. В этом заключается особая личностная значимость сферы социально-культурного сервиса: он непосредственно формирует условия, образ и уровень жизни населения, т.е. современные социально-культурные сервисные отношения - это один из способов реализации гуманистической составляющей цивилизации начала XXI века.
Информация о работе Понятие и виды социально-культурных услуг