Правовая охрана товарного знака

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2015 в 23:11, курсовая работа

Краткое описание

В этой работе раскрываются некоторые особенности в области использования и охраны товарных знаков в условиях развивающихся рыночных отношений и действия Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».

Содержание

Введение .
Развитие законодательства регулирующего правовую охрану товарных знаков в Российской Федерации.

Товарный Знак как объект правовой охраны.
Понятие товарного знака.
Исключительное право на товарный знак. Возникновение, реализация, прекращение права на товарный знак.

Виды товарных знаков.
Коллективный знак.

Критерии охраноспособности товарного знака.

Порядок предоставления правовой охраны.

Передача права на товарный знак.
Защита права на товарный знак.

Международные соглашения по товарным знакам.
7.1 Мадридское соглашение.
7.2 Протокол к Мадридскому соглашению о международной регистрации знаков.
7.3 Ниццкое соглашение.
7.4. Венское соглашение.
7.5 Гармонизация законодательств в области охраны товарных знаков.

Арбитражная практика

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

товарные знаки 1.docx

— 83.82 Кб (Скачать файл)

В соответствии с Законом заявляемые обозначения должны сравниваться с сертификационными знаками, зарегистрированными в установленном порядке. Однако до настоящего времени этот вопрос не получил правовой регламентации.

Вторая группа «иных» оснований для отказа в регистрации достаточно разнообразна. Сюда относятся права третьих лиц и на объекты промышленной собственности, и на объекты авторского права, и личные неимущественные права.

Так, в частности, если обозначение тождественно или сходно до степени смешения с известным на территории Российской Федерации фирменным наименованием (или его частью), принадлежащим другому лицу, получившему это право ранее даты поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров, то оно не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Это основание, в силу пункта 1 статьи 12 Закона, не анализируется при проведении экспертизы заявленного обозначения, но может быть принято во внимание, например, при рассмотрении возражения в Апелляционной палате. Как показывает практика, факта регистрации фирменного наименования недостаточно для признания приоритета права на него над правом на товарный знак. Необходимо, чтобы фирменное наименование было известно на территории Российской Федерации. Вероятно, для подтверждения известности фирменного наименования заинтересованное лицо должно представить необходимые доказательства.

Препятствием для регистрации товарного знака может стать наличие исключительного права у другого лица на промышленный образец, охраняемый в Российской Федерации.

Без согласия обладателя авторского права нельзя воспроизводить в товарном знаке названия известных в Российской Федерации произведений науки, литературы и искусства, персонажи из них или цитаты, произведения искусства или их фрагменты. Определения всех этих понятий приведены в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах».

Без надлежащего разрешения не могут быть использованы в товарных знаках фамилии, имена и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц. Необходимо документально оформленное разрешение компетентного органа.

Наличие прав третьих лиц на промышленные образцы, объекты авторского права или наличие личных неимущественных прав не анализируется при проведении экспертизы заявленного обозначения (пункт 1 статьи 12 Закона), но принимается во внимание  при конфликте обозначений, в частности при рассмотрении возражений против регистрации товарных знаков.

 

  1. Порядок предоставления правовой охраны.   

 

В соответствии со статьей 2 Закона правовая охрана товарного знака в Российской Федерации предоставляется на основании его государственной регистрации.

Порядок регистрации устанавливается Законом или международными договорами Российской Федерации.

При каких условиях в нашей стране владелец товарного знака может требовать предоставления правовой охраны для своего знака? По общему правилу - только тогда, когда знак зарегистрирован. Большая часть норм Закона посвящена регламентации порядка регистрации товарного знака. Так, прежде всего должна быть подана заявка на регистрацию товарного знака. Она должна быть подана в Патентное ведомство, при этом не имеет значения, каким образом она подается - сдается в канцелярию или направляется по почте.

По поступившей заявке проводится экспертиза на предмет установления возможности регистрации заявленного обозначения в качестве товарного знака. Если заявленное обозначение удовлетворяет установленным законодательством критериям охраноспособности, экспертиза принимает решение о регистрации товарного знака, после чего, как правило, производится регистрация товарного знака в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. С этого времени товарному знаку предоставляется правовая охрана.

Государственная регистрация может быть осуществлена и в ином порядке, который, например, установлен Мадридским соглашением о международной регистрации знаков, а также Протоколом к этому соглашению, который представляет собой самостоятельное международное соглашение.

Вкратце существо этого порядка может быть охарактеризовано следующим образом. Через национальное ведомство страны -участницы Мадридского соглашения заявитель подает в ВОИС (Всемирную организацию интеллектуальной собственности) одну международную заявку, в которой он может испросить предоставление охраны товарному знаку в одной, нескольких или во всех странах-участницах Мадридского соглашения. ВОИС «тиражирует» эту заявку и направляет ее во все указанные заявителем страны для проведения экспертизы согласно требованиям национального законодательства. Если заявленное обозначение соответствует критериям охраноспособности, товарный знак считается зарегистрированным. И он охраняется наравне со знаками, зарегистрированными в соответствии с обычной национальной процедурой. Подробно процедура предоставления правовой охраны в соответствии с этими международными соглашениями изложена в разделе ХШ «Мадридское соглашение о международной регистрации знаков».

Правовая охрана товарных знаков может быть предоставлена на основании еще одного международного договора - Парижской конвенции по охране промышленной собственности. В соответствии со статьей 6-bis Конвенции правовая охрана может возникать и без специальной регистрации, предусмотренной национальным законодательством. Однако такая возможность имеется лишь в отношении специальной категории товарных знаков - общеизвестных товарных знаков. Парижская конвенция, так же как и законодательные акты многих зарубежных стран, не содержит определения общеизвестного товарного знака. Как показывает практика, общеизвестным может быть признан товарный знак, который в результате длительного интенсивного использования приобрел в стране регистрации или в стране применения широкую известность как характерный для продукции или товаров определенного изготовителя, гарантирующий их высокое качество.

Несмотря на то, что регистрации общеизвестных знаков для предоставления им правовой охраны не требуется, необходимо, чтобы за товарным знаком был признан статус общеизвестного товарного знака.

В соответствии со статьей 6-bis Парижской конвенции лишь компетентный национальный орган может признать тот или иной товарный знак общеизвестным. До недавнего времени в Российской Федерации не был определен орган, к компетенции которого могло быть отнесено решение этого вопроса. Поэтому правовая охрана товарным знакам на основе статьи 6 Парижской конвенции не предоставлялась, хотя правовые основания для этого были. С утверждением Положения о Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам и вступлением в силу Правил подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентам и товарным знакам еще одно основание предоставления правовой охраны и, соответственно, основание возникновения исключительного права начнет реально работать.

Учитывая, что правовая охрана общеизвестных товарных знаков является более широкой по сравнению с обычными товарными знаками, представляется необходимым несколько подробно остановиться на некоторых аспектах ее возникновения. Основанием для установления общеизвестности товарного знака является заинтересованность лица, считающего, что используемый им товарный знак является общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком. Представляется, что установление общеизвестности товарного знака производится лишь в тех случаях, когда в процессе его фактического или номинального использования на территории Российской Федерации одним из хозяйственных субъектов осуществляются действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, которые могут причинить или причинили убытки другому хозяйствующему объекту либо могут нанести ущерб его деловой репутации.

При определении общеизвестности товарного знака во внимание должны быть приняты, как минимум, следующие факторы:

  • интенсивность использования товарного знака на территории Российской                                                                          Федерации

  • затраты на рекламу товарного знака в Российской Федерации

  • стоимость (ценность) товарного знака

  • результаты опроса соответствующих кругов потребителей, которые реально могут стать потребителями товаров, для которых предназначен знак.

 

 

6. Передача права на товарный знак.

 

Будучи обладателем исключительных прав на товарный знак, владелец товарного знака вправе им распоряжаться по своему усмотрению. Это правомочие собственника может быть реализовано путем уступки товарного знака или путем предоставления лицензии на его использование. Регулированию этого вопроса посвящена глава 5 Закона и Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака. Кроме того, к совершению этих сделок применяются установленные гражданским законодательством правила заключения и исполнения договоров.

Как установлено Законом, товарный знак может быть уступлен его владельцем любому заинтересованному лицу, как юридическому, так и физическому. Для владельца товарного знака передача права означает, что сам он больше не будет использовать этот товарный знак. Исключительное право будет принадлежать правопреемнику. С учетом норм подраздела 2 ГК РФ договоры об уступке товарного знака (или договоры о передаче права на товарный знак) могут содержать условия о возможности или безвозмездности совершения этой сделки. Договор об уступке товарного знака составляется в произвольной письменной форме. Однако он должен отвечать общим требованиям, предъявляемым к содержанию договоров различного вида в соответствии с нормами ГК РФ, и отражать специфику заключаемой сделки. Такой договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслуживания.

В отличие от законодательства некоторых зарубежных стран, Закон России не связывает передачу права на товарный знак с передачей права на имущество, с помощью которого, например, производится товар, маркируемый товарным знаком, предназначенным к передаче.

Закон содержит специальную оговорку, что товарный знак может быть уступлен как в отношении всех товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак, так и в отношении какой-либо их части.

Закон установил только одно ограничение для совершения подобного рода договоров, а именно: уступка товарного знака не допускается, если она может стать причиной введения в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя. Такая ситуация, например, может сложиться при следующих обстоятельствах. На имя лица - обладателя свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара — зарегистрирован товарный знак, включающий в качестве элемента наименование места происхождения товара. Это лицо предполагает уступить свой товарный знак другому лицу, не имеющему возможности получить право пользования наименованием места происхождения товара. Такая уступка будет противоречить условиям регистрации товарного знака и вводить потребителя в заблуждение. Следовательно, регистрировать такой договор нельзя.

Законом предусмотрена обязательная регистрация договора об уступке в Патентном ведомстве. Без регистрации такой договор считается недействительным и, следовательно, предусмотренные им правовые последствия не наступят.

Ни Закон, ни Правила регистрации договоров об уступке товарного знака и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака не определяют основания, по которым может быть отказано в регистрации договора об уступке товарного знака. Однако такие основания можно определить, анализируя, например, нормы Закона, относящиеся к охраноспособности товарных знаков (статьи 6 и 76). В соответствии с указанными нормами, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, в частности, в случаях, когда в товарном знаке содержится обозначение:

  • представляющее собой государственный герб, флаг или эмблему; официальное название государства, эмблему, сокращенное или полное наименование международной межправительственной организации; официальное контрольное, гарантийное и пробирное клеймо, печать, награду и другой знак отличия или сходное с ними до степени смешения, которое было включено как неохраняемый элемент на основании согласия соответствующего компетентного органа или его владельца, если товарный знак уступается лицу, которому такое согласие не представлено;

  • указывающее на место производства или сбыта товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, находящемуся в другом географическом объекте;

  • зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара и включенное в товарный знак как неохраняемый элемент, если товарный знак уступается лицу, не являющемуся обладателем свидетельства на право пользования этим наименованием места происхождения товара.

Кроме того, уступка товарного знака может рассматриваться как вводящая в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя в случаях, когда она осуществляется в отношении:

    • части товаров, являющихся однородными с товарами, в отношении которых владелец товарного знака сохраняет за собой право на товарный знак

    • товарного знака, признанного в установленном порядке «общеизвестным»

    • товарного знака, воспроизводящего промышленный образец, право на который принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собой право на промышленныйобразец товарного знака, воспроизводящего фирменное наименование (или его часть), право на которое принадлежит лицу, уступающему товарный знак, но сохраняющему за собойп раво на фирменное наименование.

Информация о работе Правовая охрана товарного знака