Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 11:40, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение конкурентного законодательства. Для достижения данной цели я поставила перед собой следующие задачи:
Подборка законодательства о конкуренции и ограничении монополистической деятельности;
Анализ законодательной базы, регулирующей деятельность государства по обеспечению конкуренции и ограничении монополистической деятельности.
Рассмотрение полномочий антимонопольного органа и ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Введение 3
1. Правовое обеспечение развития конкуренции 5
1.1 Цель конкурентного законодательства 6
1.2 Виды монополистической деятельности 7
2. Функции и полномочия антимонопольного органа 9
3. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства 12
4. Судебные решения за 2011 год 15
Заключение 18
Литература 20
Министерство образования и науки Российской Федерации
Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина Институт (филиал) г.Киров
Курсовая работа
по дисциплине "Предпринимательское право"
тема: Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности
Выполнила:
студентка 2 курса
дневного отделения ОСП
Юрецкая Алина
Проверено:
Преподаватель
______________
Киров
2012
Содержание
Введение 3
1. Правовое обеспечение развития конкуренции 5
1.1 Цель конкурентного законодательства 6
1.2 Виды монополистической деятельности 7
2. Функции и полномочия антимонопольного органа 9
3. Ответственность за нарушения антимонопольного законодательства 12
4. Судебные решения за 2011 год 15
Заключение 18
Литература 20
Тема моей курсовой работы «Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности». Данная тема актуальна в настоящее время. Становление полноценной конкурентной среды на товарных рынках является непременным условием развития рыночных отношений, достижения экономической эффективности производства, качественного удовлетворения растущих потребностей потребителей товаров и услуг. Именно конкуренция заставляет производителей применять методы, направленные на снижение издержек и улучшение качества производимой продукции. Именно наличие конкурентной среды препятствует производителям увеличивать прибыль за счет недозволенных методов конкурентной борьбы - злоупотребления доминирующим положением, заключения ограничительных соглашений, вступления в сговоры, использования приемов недобросовестной конкуренции.
Однако, несмотря на всю важность данного института, в России до настоящего времени конкуренция развилась явно недостаточно, в некоторых отраслях ситуация по-прежнему близка к монопольной. Связано это в числе прочего с тем, что российское конкурентное законодательство оказалось не в состоянии решить существующие проблемы.
В последнее время в
качестве положительной тенденции
следует отметить усиление внимания
законодателя к конкурентному праву.
За 2008 - 2009 гг. произошли существенные
изменения в регулировании
Целью моей курсовой работы
является изучение конкурентного
Экономическое развитие неразрывно связано с наличием здоровой конкуренции, являющейся неотъемлемым элементом свободного рынка. Ее защита является важнейшей сферой деятельности государства в экономике.
Конкуренция означает соперничество
хозяйствующих субъектов, при котором
самостоятельными действиями каждого
из них исключается или
Антимонопольное законодательство
- это система нормативных
Противоположностью
Антимонопольное регулирование - это важнейшая составляющая часть экономической политики государства во всех странах с рыночной экономикой. 6
Ключевым инструментом достижения
целей социально-экономической
Конкурентная политика
является инструментом
Достижение цели конкурентной политики предполагает решение некоторых задач.
Во-первых, общее улучшение конкурентной среды за счет сокращения необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров и создания механизмов предотвращения избыточного регулирования, развития транспортной, информационной, финансовой, энергетической инфраструктуры и обеспечения ее доступности для участников рынка.
Во-вторых, повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов посредством совершенствования антимонопольного регулирования.
В-третьих, реализация специальных мер развития конкуренции в отдельных отраслях путем ликвидации необоснованных внутренних и внешнеторговых барьеров, использования инструментов налогового и неналогового стимулирования и поддержки.
Целями настоящего законодательства о защите конкуренции является обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков; предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.2
Антимонопольное законодательство определяет некоторые виды монополистической деятельности.
Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке (ч. 6.1 ст. 5 Закона "О защите конкуренции"). Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35% и превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой субъект имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения на рынке. Условия признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) устанавливаются Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, если тот же товар обращается и на иных товарных рынках в Российской Федерации. Антимонопольное законодательство запрещает совершать такие действия, как изъятие из обращение товаров, если результатом такого изъятия будет повышение цены товара; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора; экономически или технологически не обоснованные сокращение либо прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос; установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.
Соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию, если такие действия могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, наценок; повышению, снижению или поддержанию цен на торгах; разделу рынка по территориальному принципу; созданию препятствий доступу на рынок другим хозяйствующим субъектам; сокращению или прекращению производства товаров, на которые имеется спрос, и т.д. (ст. 11).
Ограничивающие конкуренцию
акты и действия (бездействие) федеральных
органов исполнительной власти, органов
государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
а также государственных
Запрещается наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Запрещается совмещение функций
федеральных органов
Недобросовестная конкуренция.
Кроме монополистической деятельности, правонарушением является недобросовестная конкуренция (ст. 14), которая выражается в распространении ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; в введение в заблуждение в отношении характера, способа и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей; в некорректном сравнении хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; в продаже, обмену или ином введении в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг; в незаконном получении, использовании, разглашении информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.
Не допускается
Федеральная антимонопольная
служба Российской Федерации является
ключевым органом исполнительной власти
в сфере административно-
Информация о работе Правовое обеспечение конкуренции и ограничение монополистической деятельности