Предпринимательская среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 18:49, реферат

Краткое описание

С развитием рыночной экономики роль предпринимательства усиливается, а ведущими хозяйствующими субъектами становятся предпринимательские организации (фирмы, компании и другие сложные предпринимательские объединения). В научной литературе нет однозначного определения сущности предпринимательства, что вполне объяснимо: представители различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи и др.) по-разному трактуют содержание этого термина. По мнению одних ученых, предпринимательство- это вид деятельности по осуществлению смелых, важных и трудных проектов. Предпринимательство- это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….3
1. Сущность предпринимательской деятельности……………………………4
2. Экономическая свобода – ведущий элемент предпринимательской среды..6
3. Внешняя предпринимательская среда………………………………………11
4. Рынок – среда существования предпринимателей……………………….16
5. Внутренняя предпринимательская среда…………………………………..20
Заключение…………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

Косов организация ПД.doc

— 137.00 Кб (Скачать файл)

По мнению X. Ламперта, экономический порядок представля­ет собой компонент целостного жизненного порядка общества (включающий политический, государственный и правовой), не­разрывно с ним связанный (реализованный). Его составляющими являются совокупность институтов и норм, связанных с эконо­мическими организациями и типами экономического поведения (не все из которых имеют экономическую природу) и регулиру­ющих отношения между элементами народного хозяйства (до­машними хозяйствами, предприятиями, государственными и экономико-политическими инстанциями и иностранными эко­номическими единицами). Задачами экономического порядка яв­ляются создание и обеспечение способности экономики к функ­ционированию, оптимальное управление экономическим процес­сом в рамках системы внеэкономических и экономических целей общества, а также способствование достижению общественно-по­литических целей.

В России по мере формирования нового экономического по­рядка хозяйствующие субъекты, с одной стороны, получают все больше экономической свободы, так как в процессе экономиче­ских реформ (особенно приватизации) в 2002 г. удельный вес предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности, составил 4,3%, в муниципальной — 6,4, а в част­ной собственности — 75,8%, остальные предприятия находятся в прочих формах собственности. Таким образом, в российской эко­номике по удельному весу доминируют предприятия и организа­ции, находящиеся в частной собственности, владелец которой имеет право свободно, в соответствии с самостоятельными реше­ниями распоряжаться результатами своей деятельности и пользо­ваться экономическими правами. Но, с другой стороны, в рос­сийской экономике налицо необходимость ужесточения государ­ственного контроля и регулирования деятельности предприятий и организаций независимо от их форм собственности, поскольку многими хозяйствующими субъектами несвоевременно выплачи­ваются налоги, нарушаются положения договоров, увеличивается число неплатежеспособных предприятий.

Как указывалось выше. Основным законом страны гаранти­руется свобода экономической деятельности субъектов предпри­нимательства, за исключением незаконного предприниматель­ства, лжепредпринимательства, незаконной банковской деятель­ности. Важнейшие условия защиты экономической свободы и развития предпринимательства установлены в ст. 1 ГК РФ, в ко­торой сформулированы следующие условия и принципы, гаран­тирующие экономическую свободу субъектам предпринима­тельства:

•   во-первых, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отноше­ний, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела, не­обходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их су­дебной защиты;

•   во-вторых, граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении сво­их прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий дого­вора;

•   в-третьих, гражданские права могут быть ограничены на ос­новании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов дру­гих лиц, обеспечения обороны страны и безопасности госу­дарства;

•в-четвертых, товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории страны, а ограничения пе­ремещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей.

Следовательно, пределы экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности устанавливаются граждан­ским законодательством, регулирующим все виды и сферы пред­принимательской деятельности. И как видно из вышеизложенно­го, пределы экономической свободы предпринимателей, их пра­ва, а также обязанности и ответственность устанавливаются федеральным законодательством: гражданским, административ­ным, уголовным и др. Важное значение имеет законодательство субъектов РФ, регулирующее ведение предпринимательства на территориях соответствующих регионов.

Таким образом, самостоятельность и экономическая свобода как характерные признаки предпринимательства и условия его развития означают: самостоятельность индивидуумов в организа­ции собственного дела в любой экономической сфере, кроме за­прещенной законом; свободный выбор предмета деятельности и вида бизнеса; наличие у предпринимателей определенной сово­купности прав и гарантий, позволяющей им организовывать и развивать свой бизнес, использовать его результаты по своему ус­мотрению в соответствии с учредительными документами и нор­мативными актами.

Самостоятельность и экономическая свобода субъектов пред­принимательской деятельности не означают их своеволия, поэтому законодательством устанавливаются меры государственного регу­лирования предпринимательской деятельности и ответственности предпринимателей за нарушение соответствующих правовых ак­тов, что и экономически, и в правовом отношении абсолютно оправданно. Вопрос лишь в том, каковы пределы ограничения эко­номической свободы, стабильности действия законодательных ак­тов. Главным при установлении таких пределов должен стать осно­вополагающий принцип: предпринимательство развивается на ос­нове самостоятельного принятия его субъектами решений в рамках закона, а государство не должно вмешиваться в конкретную дело­вую жизнь предпринимателей. Разумеется, сложно говорить об экономической свободе и самостоятельности, если в стране очень высокие налоговые ставки, а количество налогов не сокращается, если заметно усиливается роль лицензирования предприниматель­ства и других тормозов, мешающих развитию предприниматель­ства.

 

 

 

 

 

3.      ВНЕШНЯЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА

 

Состояние внешней предпринимательской среды оказывает определяющее воздействие на развитие предпринимательства как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Под внешней пред­принимательской средой понимается совокупность внешних фак­торов и условий, прямо или косвенно влияющих на становление и развитие предпринимательства. Внешняя среда по отношению к предпринимателям является средой объективной и действует независимо от их желания. Чтобы добиться успехов, предприни­матели должны хорошо знать все внешние факторы и условия, чтобы в своей деятельности предвидеть их влияние на конечные результаты своего бизнеса. Как считали представители классиче­ской экономической теории, базой предпринимательской дея­тельности являются знания об основных условиях и факторах внешней среды.

Внешняя предпринимательская среда включает следующие подсистемы:

•   экономическое положение в стране и регионах;

•   политическая ситуация, характеризующаяся стабильностью развития общества и государства;

•   правовая среда, четко устанавливающая права, обязанности, ответственность предпринимателей и других субъектов рыноч­ной экономики;

•   государственное регулирование и поддержка предпринима­тельства;

•   социально-экономическая обстановка, связанная с уровнем платежного спроса населения (потребителей), уровнем безра­ботицы;

•   культурная среда, обусловленная уровнем образования насе­ления, обеспечивающая возможность заниматься определен­ными видами предпринимательского бизнеса;

•   научно-техническая, технологическая среда;

•   наличие в достаточном количестве природных факторов про­изводства, необходимых для развития определенных видов деятельности;

 



 

•   физическая среда, связанная с климатическими (погодными) условиями, влияющими на процесс функционирования пред­принимательских организаций;

•   отсутствие природных катаклизмов;

•   институционально-организационная среда, свидетельству­ющая о наличии достаточного числа организаций, обеспечи­вающих возможность осуществления коммерческих операций, деловых связей и т.д.

Приведем краткую характеристику отдельных подсистем, в со­вокупности составляющих интегрированную внешнюю предпри­нимательскую среду. Так, важную роль в развитии в стране пред­принимательства играют позитивное экономическое положение, характеризующееся формированием условий для становления конкурентного рынка как среды существования предпринимате­лей, а также поступательное осуществление экономических реформ, обеспечивающих возможность доступа предпринимателей ко всем видам ресурсов (кроме запрещенных законом), необходи­мых для развития их деятельности. На развитие предпринима­тельства положительно (или отрицательно) влияют следующие экономические инструменты: уровень ставки рефинансирования, устанавливаемый Центральным банком РФ; уровень инфляции; число налогов (обязательных сборов, платежей) и размеры нало­говых ставок; уровень ликвидности хозяйствующих партнеров (компаний, фирм); уровень цен (тарифов) на определенные виды ресурсов, особенно на продукцию (услуги) естественных монопо­лий; недопущение установления монопольно высоких или моно­польно низких цен, соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию на товарных рынках. Все более значи­мыми становятся стабильность национальной денежной единицы, повышение уровня ее покупательной способности и другие эко­номические факторы и условия.

Успешному развитию предпринимательства способствуют льготное кредитование предпринимательских проектов, сокра­щение числа налогов, сборов, обязательных платежей, уменьше­ние налоговых ставок и др. Развитие предпринимательства тор­мозят экономические и финансовые кризисы, возникающие не только в собственной стране, но и в других странах и регионах.

В России для становления предпринимательства необходимы финансово-экономическая поддержка отечественных товаропро­изводителей, стимулирование экспортной продукции путем пре­доставления таможенных льгот. Финансовый кризис, разразив- тийся после 17 августа 1998 г., отрицательно сказался на разви­тии отечественного предпринимательства, особенно малого, однако с ростом на мировом рынке цен на энергоносители (нефть, газ), сокращением объемов импортной продукции, де­вальвацией рубля отдельные отрасли материального производ­ства, объем продукции которого вырос на 8,5%, получили им­пульс к развитию.

Несомненно, что для развития предпринимательства требуют­ся стабильность политической обстановки в стране и в отдельных регионах, согласие между всеми ветвями власти, признание ими того факта, что без развития цивилизованного предприниматель­ства невозможны экономический рост, эффективное развитие всех отраслей экономики и повышение благосостояния общества. Важно, чтобы в России наконец-то всем обществом была безого­ворочно поддержана идея о том, что в стране формируется соци­ально ориентированная экономика и что экономическим рефор­мам нет альтернативы.

Развитие предпринимательства возможно только при созда­нии адекватной перспективному развитию страны правовой сре­ды, не декларирующей, а четко устанавливающей права, обязан­ности и гарантии дееспособным гражданам на занятие предпри­нимательской или иной законной экономической деятельностью, защищающей цивилизованных предпринимателей от противо­правных действий органов государственной (муниципальной) власти и должностных лиц, криминальных структур. Необходимо четкое установление ответственности предпринимателей за на­рушение законодательных и нормативных актов, регламентиру­ющих хозяйственную (предпринимательскую) деятельность. В стране должен «править бал» Его Величество закон, а не чинов­ники, пусть даже очень высокого ранга, не олигархи, не рэкетиры и не

 



 

 



и не криминальные элементы. Если это положение станет прави­лом, а не исключением, то можно с уверенностью сказать, что предпринимательство в России будет развиваться поступательно.

За последние годы (1995—2005) приняты и начинают положи­тельно влиять на формирование предпринимательского слоя та­кие важнейшие законодательные акты, как ГК РФ (ч. 1, 2 и 3), АПК РФ, УК РФ, НК РФ (ч. 1,2), Таможенный кодекс Российской Федерации, ТК РФ, КОАП РФ, федеральные законы об акцио­нерных обществах, об обществах с ограниченной ответственно­стью, о народных предприятиях, о производственных коопера­тивах, о банках и банковской системе, о рынке ценных бумаг, о внешнеторговой деятельности, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, о лицен­зировании отдельных видов деятельности и др. Однако многие правовые акты декларативны, не имеют прямого действия на раз­витие предпринимательства. Главный же недостаток большинства правовых актов — они не исполняются. Другим существенным не­достатком является изобилие подзаконных актов (инструкций, положений, указаний), фактически тормозящих развитие пред­принимательства.

В связи с вышеизложенным на нынешнем этапе развития экономики большое значение, на наш взгляд, имеют усиление регулирующей роли государства в процессе становления цивили­зованного предпринимательства, защита законных интересов предпринимателей, обеспечение им гарантий как гражданам и организациям.

Как уже упоминалось, государство не должно вмешиваться в конкретную предпринимательскую деятельность, поскольку по своей сути предпринимательство — это свободная деятельность дееспособных граждан, но вместе с тем государство должно обес­печивать защиту экономической и политической свободы. По на­шему мнению, весьма четко сформулирована роль государства в развитии предпринимательства в одном из номеров за 1990 г. анг­лийского журнала «Экономист»: «Все правительства, добива­ющиеся успеха, поддерживали частное предпринимательство не манипулируя, а облегчая ему жизнь. Они поддерживали предпри­нимателей главным образом тем, что не прилагали титанических усилий для того, чтобы подрывать основы их существования».

Особая роль в регулировании предпринимательской деятель­ности, как выше отмечалось, принадлежит федеральным зако­нам, на основе которых осуществляется не только косвенное, но и прямое регулирование. Важная роль в регулировании и под­держке предпринимательства принадлежит таким высшим госу­дарственным органам, как Президент РФ (и его Администрация), Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, а также Кон­ституционный, Высший арбитражный и Верховный суды РФ, Генеральная прокуратура РФ и ее органы в субъектах РФ, другие правоохранительные органы, а также федеральные министерства: финансов, экономического развития и торговли, юстиции и др. Определенная роль в регулировании и поддержке предпринима­тельства принадлежит представительной и исполнительной влас­тям субъектов РФ, о чем, в частности, свидетельствует опыт под­держки и развития малого предпринимательства в Москве, Московской области и других регионах.

Не рассматривая все другие подсистемы внешней предприни­мательской среды, дадим краткую характеристику институцио­нально-организационной среды, развитие которой выступает важ­нейшим условием формирования предпринимательства вообще, поскольку многие институты (организации) являются предпри­нимательскими и с учетом специализации своей деятельности оказывают соответствующие услуги другим предприниматель­ским организациям. К таким институтам относятся: коммерче­ские банки и другие кредитно-финансовые организации; страхо­вые организации; рекламные компании; специализированные организации по представлению таких профессиональных услуг, как аудит, консалтинг, защита интересов предпринимателей и др.; учебные заведения по подготовке кадров для предпринима­тельских организаций; компании по изучению рынка, проведе­нию специализированных маркетинговых исследований; компа­нии (организации) — поставщики сырья, материалов, энергии, топлива и других услуг; оптовые и розничные продавцы; транс­портные компании и др. Несомненно, значительная роль в разви­тии предпринимательства принадлежит федеральным и регио­нальным фондам поддержки предпринимательства. Торгово-про­мышленной палате РФ и торгово-промышленным палатам, действующим в регионах, ассоциациям (союзам) предпринима­телей. Большое влияние на развитие предпринимательства ока­зывает формирование позитивного общественного мнения в средствах массовой информации (радио, телевидение, периоди­ческая печать), поддерживающих положительный опыт хозяй­ствования цивилизованных предпринимателей, критикующих негативные явления ведения бизнеса, разоблачающих воров, каз­нокрадов.

Информация о работе Предпринимательская среда