Предпринимательство и его формы в условиях рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 11:24, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня люди все более начинают понимать, что одним из основных моментов формирования здоровой экономики с рыночными отношениями является предпринимательство. А его становление требует соответствующих экономических, социальных, правовых и других условий. После проведения в России рыночных реформ восстановление типичных, естественных для российского менталитета условий жизни было направлено на возврат в общее русло развития. И постепенно тотальное неприятие предпринимательства перешло в осознание важности формирования условий для его быстрейшего и результативного развития.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты исследования малого предпринимательства как вида экономической деятельности
1.1 Малое предпринимательство как вид экономической деятельности: понятие, сущность, структура
1.2 Факторы и условия функционирования и развития малого предпринимательства в стране
2. Анализ современных процессов развития малого предпринимательства в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика современного состояния малого предпринимательства в России
2.2 Тенденции и факторы развития малого предпринимательства в России
3. Перспективы развития малого предпринимательства в России
3.1 Стратегические направления развития малого предпринимательства в стране
3.2 Основные направления государственной политики в сфере малого предпринимательства
Выводы и предложения
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

предпринимательство ФРОЛОВ В..docx

— 80.21 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 5 - Распределение регионов с различной долей занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых

Количество регионов

Высокий уровень (свыше 20%)

2

Средний уровень (15-20%)

18

Небольшой уровень (10-15%)

39

Низкий уровень (5-10%)

20

Минимальный уровень (менее 5 %)

4


 

 
     
     
     
     
     
     
     

Минимальная доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых (менее 5%) характерна для 4 регионов, среди них Республики Тыва (4,1%) и Ингушетия (3,8%), Ямало-Ненецкий АО (3,2%).и Чеченская Республика (1,4%).

По итогам 2012 года (Таблица 6) объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил порядка 10 093 483 млн. рублей или 71 076 рублей на душу населения. Наибольший объем оборота на душу населения наблюдается в Северо-Западном федеральном округе - 117 444,2 рубля, что на 54,4% превышает средний по России уровень. Минимальным данный показатель оказался в Дальневосточном федеральном округе - 51 332,9 рубля, что составляет лишь 54,6% от среднего по РФ.

 

Таблица 6 - Объемы оборота МП по федеральным округам

Российской Федерации в 2012 г.

Федеральные

округа

Объем оборота в 2012 г

На душу насел с учетом СН, в % от РФ

млн. руб.

На душу населения, руб.

РФ

10 093 483,4

71 076,4

100

Центральный

3 073 118,1

82 720,2

107,8

Северо-Западный

1 585 618,1

117 444,2

154,4

Южный

1 181 918,4

51 758,6

79,2

Приволжский

1 898 118,5

62 765,2

98,1

Уральский

836 793,4

68 363,3

93,4

Сибирский

1 184 950,1

60 600,5

90,7

Дальневосточный

332 966,8

51 332,9

55,6


 

Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему оборота на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам 2012 г., необходимо отметить, что в 20 регионах показатель превысил 100%. Максимальное значение показателя характерно для г. Санкт-Петербург (291,4%) и Ярославской области (204,2%) (табл.7).

 

 Таблица 7 - Распределение регионов по группам с различным объемом оборота МП на душу населения в 2012 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от сред. по РФ)

Объем оборота МП на душу населения с учетом СН

Количество регионов

Высокий уровень (свыше 100%)

20

Средний уровень (50-100%)

41

Небольшой уровень (30-50%)

13

Низкий уровень (10-30%)

7

Минимальный уровень (0-10%)

2


 

Минимальное значение показателя (0-10%) зафиксировано в Чеченской Республике (5,9%) и Республике Ингушетия (2,3%). В 7 регионах рассматриваемый показатель находится на низком уровне (10-30%). К их числу относятся Республика Северная Осетия-Алания (29,5%), Карачаево-Черкесская Республика (23,2%), Республика Алтай (21,1%), Кабардино-Балкарская Республика (16,0%), Республики Калмыкия (15,6%), Дагестан (15,4%) и Тыва (12,3%).

Общий объем инвестиций в основной капитал на МП в Российской Федерации в 2012 году составил порядка 317 387 млн. рублей или более 2 235 рублей на душу населения, по данным таблицы 8. По показателю объема инвестиций в основной капитал на МП на душу населения лидирует Сибирский федеральный округ (3 075,4 рубля). Немного отстают от него Южный и Приволжский федеральные округа. Наименьший объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения отмечен в Дальневосточном федеральном округе (892,2 рубля).

 

Таблица 8 - Инвестиции в основной капитал на МП по федеральным округам Российской Федерации в 2012 г.

Федеральные округа

Объем инвестиций в основной капитал на МП в 2012 г.

млн. руб.

На душу населения, руб.

На душу насел с учетом СН, в % от РФ

РФ

317 386,9

2 235,0

100

Центральный

55 167,4

1 485,0

61,5

Северо-Западный

20 937,1

1 550,8

64,8

Южный

67 195

2 942,6

143,1

Приволжский

84 850,4

2 805,8

139,5

Уральский

23 315,3

1 904,8

82,7

Сибирский

60 134,7

3 075,4

146,4

Дальневосточный

5 787

892,2

30,7


 

В отдельных регионах инвестиции в рассматриваемый период (в 2012 г.) не осуществлялись, либо их объемы оказывались малы, в связи с чем Федеральная служба государственной статистики не включала их в статистические сводки, где значения показателя агрегированы по млн. рублей. К таким регионам относится Республика Ингушетия.

Рассматривая ситуацию с распределением регионов по объему инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг по итогам 2009 г. необходимо отметить, что в 9 регионах показатель превысил 200%, среди них Томская (в 4,4 раза), Новосибирская (в 3,9 раза), Смоленская (в 2,8 раза) и Пензенская (в 2,7 раза) области, Краснодарский край (в 2,7 раза), Ростовская (в 2,4 раза), Тамбовская (в 2,4 раза), Нижегородская (в 2,2 раза), Калининградская (в 2,0 раза) области.

Минимальное значение показателя (0-10%) характерно для 4 регионов, в числе которых Иркутская область (7,5%), Ямало-Ненецкий (3,7%) и Чукотский (3,1%) авт. округа и Чеченская Республика (0,6%) (табл.9).

 

Таблица 9 - Распределение регионов по группам с различным объемом инвестиций в основной капитал на МП на душу населения в 2012 г. с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг (в % от среднего по РФ)

Объем оборота МП на душу населения с учетом СН

Количество

регионов

Регионы, в которых инвестиции в рассматриваемом периоде не осуществлялись

1

Высокий уровень (свыше 200%)

9

Средний уровень (100-200%)

20

Небольшой уровень (50-100%)

24

Низкий уровень (10-50%)

25

Минимальный уровень (0-10%)

4


 

Таким образом, на 1 января 2013 г. число зарегистрированных малых предприятий составило 282,7 тыс. единиц. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. населения в целом по стране составило 199,1 единиц. В 14 регионах количество МП на 100 тыс. жителей превысило 300 ед. Наименьшее количество МП на 100 тыс. жителей (менее 50 ед.) было зафиксировано в 5 регионах.

Удельный вес работников МП в общей среднесписочной численности занятых в целом по стране составил 12,6%. Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых свыше 15% была зафиксирована в 20 регионах. Минимальная доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых (менее 5%) отмечено в 4 регионах.

По итогам 2013 года объем оборота малых предприятий в Российской Федерации составил более 71 тыс. рублей на душу населения. В 20 регионах объем оборота на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 100% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для 2 регионов.

Объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения в целом по РФ в 2013 году составил порядка 2235 рублей. В 9 регионах объем инвестиций в основной капитал на МП на душу населения с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг превысил 200% от среднего по РФ. Минимальное значение данного показателя (0-10%) характерно для четырех регионов.

 

 

2.2 Тенденции и  факторы развития малого предпринимательства 

в России

 

Кризисные явления в экономике России обусловливают повышение риска приостановки деятельности и даже распада инфраструктуры поддержки малых предприятий, поэтому необходимо принять ряд решений, направленных на увеличение финансовой поддержки малого предпринимательства.

Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за последнее время можно рассматривать как положительные. Тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров.

Однако указанные положительные тенденции развития сектора малого предпринимательства могут быть снижены воздействием как общих, так и специфических факторов, обусловленных кризисными явлениями в экономике зарубежных стран и Российской Федерации, зафиксированными в III квартале 2012 г. К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести снижение ликвидности, неплатежи, низкую инвестиционную активность. Существуют также и специфические факторы:

1) резкое сокращение доступа  к дополнительным финансовым  ресурсам.

Как правило, субъекты малого предпринимательства в меньшей степени, чем крупные и средние предприятия, пользуются кредитами для реализации проектов по расширению бизнеса и созданию новых производств. Они используют кредиты в основном для пополнения оборотных средств, закупки товаров у крупных производителей, оптовиков. Другими словами, у малого бизнеса велика доля (и потребность) краткосрочных и среднесрочных кредитов. Однако банки, ограниченные в своих ресурсах из-за кризиса, не смогут удовлетворить спрос со стороны малых предприятий на получение таких кредитов. При этом в большей степени влияние банковского кризиса почувствуют на себе малые предприятия, работающие с небольшими региональными банками, которые в настоящее время испытывают наиболее значительные сложности с ликвидностью и уже не имеют возможности предоставлять им кредиты.

Кроме того, в условиях дефицита средств филиалы крупных федеральных и региональных банков с большой долей вероятности будут ужесточать требования к заемщикам, в том числе поднимать процентные ставки по кредитам. Это приведет к тому, что не все субъекты малого предпринимательства смогут рассчитывать на получение кредита;

2) высокая зависимость  малого бизнеса от внутреннего  спроса.

Данный фактор заключается в том, что малый бизнес в основном ориентирован на удовлетворение потребностей населения и предприятий, действующих в России. Доля экспортоориентированных малых предприятий очень низка. Снижение платежеспособного спроса на их товары и услуги окажет значительное негативное влияние на деятельность малого бизнеса. Так, сокращение спроса приведет к уменьшению оборотных средств, что в свою очередь заставит предприятие снизить издержки за счет сокращения объема выпуска продукции и штатов, приостановки проектов собственного развития и расширения деятельности;

3) нецелесообразность использования  при работе с крупными производителями и поставщиками схемы "предоплата за продукцию - отгрузка продукции", поскольку из-за кризиса ликвидности и затруднения доступа к финансовым ресурсам предприятия не будут иметь возможности привлекать заемные средства для закупки необходимых товаров. Это в свою очередь приведет к приостановке деятельности отдельных малых предприятий, бизнес-процессы которых основываются на указанной схеме;

4) увеличение риска приостановки  деятельности и даже распада  инфраструктуры поддержки малых предприятий.

В случае сокращения активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые предоставляются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из этих организаций могут прекратить свое существование. При этом продолжится деятельность только тех организаций, которые специализируются на предоставлении малым предприятиям финансовых услуг, например микрофинансовых организаций, венчурных фондов, фондов прямых инвестиций, гарантийных фондов. Возможно, именно эти институты в условиях отсутствия банковского финансирования станут единственным источником заемных денег для малого бизнеса;

5) вынужденный уход в  теневой сектор малых предприятий.

В условиях отсутствия средств и платежеспособного спроса субъекты малого предпринимательства будут вынуждены сокращать масштабы деятельности. Чтобы высвободить дополнительные средства, многие предприятия будут минимизировать налоговые поступления, принимать максимальные усилия по экономии издержек, в том числе укрывать собственные доходы. При этом в условиях существующего налогового администрирования возникает и другой риск - на малый бизнес может оказываться излишнее административное давление в целях сохранения существующего уровня налоговых платежей от конкретных предприятий.

Информация о работе Предпринимательство и его формы в условиях рынка