Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение проблем государственного регулирования и перспектив развития малого и среднего бизнеса в экономики России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) раскрыть сущность предпринимательства;
2) выявить проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России;
3) проанализировать основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.
1) период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995 гг.);
2) период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);
3) период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
2.2. Основные препятствия
на пути развития
Возрождение предпринимательской деятельности в России связано с целым рядом трудностей и противоречий.
Во-первых, медленно и зачастую бессистемно формируется законодательная база предпринимательства. Бизнес в России зарождается и развивается в условиях имущественной неразберихи и непременно высоких налоговых ставок, лишающих фирмы значительной части конечного результата деятельности.
Во-вторых, свободе хозяйственной деятельности, договоров и объединений противостоит монопольная организация хозяйства, которую нельзя отменить только волевым решением, поскольку экономические структуры России десятилетиями создавались как монополии.
В-третьих, товарно – денежный обмен в России сильно затруднен несовершенством финансово – кредитных отношений, а так же высокими темпами инфляции.
Предпринимательство призвано решить такие важные проблемы в сегодняшней экономике, как:
- значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья;
- создать условия для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся на крупных предприятиях;
- ускорить научно-технический прогресс;
- составить позитивную альтернативу криминальному бизнесу и многие другие.
В своей деятельности малый бизнес сталкивается с очень большим количеством проблем, которые тормозят его развитие. Основными проблемами предпринимательства являются: общие проблемы и проблемы организации малого предприятия.
Общие проблемы предпринимательства – это проблемы макро-уровня, и они возникают у любого предприятия на любом этапе развития. К ним относятся:
1) Несовершенство
- нестабильность законодательной базы – происходит постоянное изменение правил деятельности предприятий. Предпринимателям приходится постоянно самостоятельно отслеживать все изменения и накапливать всю информацию о действующей в любой момент времени редакции законов;
- существенные законодательные пробелы: дефицит правовых гарантий равенства всех форм собственности и защиты частной собственности; неотработанность процесса купли-продажи; отсутствие должного законодательства о земле; внутренняя противоречивость законов;
- невыполнение уже имеющихся законов. Пример: предусмотренные налоговые льготы научным организациям и льготы аспирантам и докторам не введены в действие в установленном порядке. Не работает система аккредитации научных организаций и аттестации, также предусмотренных законом.
2) Несовершенство налоговой системы – имеет отрицательное влияние на малый бизнес. Уровень действующих ставок налогов превышает все разумные пределы, а перечень налоговых льгот для МП ограничен. По некоторым оценкам Госкомстата совокупные изъятия в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты в виде более чем 40 налогов и обязательных платежей достигают 90% балансовой прибыли предпринимательских структур, а в некоторых случаях превышают 100%. Эта ситуация вынуждает предпринимателей искать способы уклонения от налогов – ведение двойной бухгалтерии, уход в «теневой» бизнес и пр.
3) Несовершенство финансово-
Однако проведенные проверки показали низкую эффективность использования средств, выделенных Фондом для развития МП. Механизм использования данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.
4) Безопасность деятельности предприятия. Развитие рынка в России характеризуется целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:
- невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
- невыполнение своих обязательств поставщиками;
- произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п.
- прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по «охране»;
- утечка информации из коммерческих банков.
Проблемы, возникающие на стадии организации малого предприятия.
Стадия организации малого предприятия – первый важнейший этап. Почти на каждом шагу предпринимателя ожидают препятствия. Наиболее важные, по мнению предпринимателей:
- поиск перспективной области деятельности, где хотя бы на первом этапе работы будет спрос на продукцию (поиск свободной ниши на рынке);
- поиск партнеров;
- недостаточность стартового капитала;
- сложность, отсутствие четкого алгоритма процесса регистрации предприятия. Оформление большого количества документов, требующих частых визитов в соответствующие организации и оплаты их услуг в той или иной форме, а также визитов к нотариусу (например, для заверения образцов подписи директора и главного бухгалтера на учетной карточке для банка). Кроме того, периодически возникают требования о подтверждении выполнения одной из операций (например, постановка на учет в налоговой инспекции) для начала выполнения другой (например, заказа печати и штампа или открытия счета в банке). Также, властные структуры периодически осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.
- несовершенство системы лицензирования. В процессе лицензирования необходимо получить заключение противопожарной службы о соответствии помещения профилю деятельности и безопасном состоянии данного помещения, что из-за очереди может затянуться на несколько месяцев.
- несовершенство процедуры сертификации. Для выпуска ряда товаров и оказания услуг требуется наличие сертификата (изготовление одежды, продуктов питания, парфюмерно-косметических средств, ремонт бытовой техники, деятельность предприятий общественного питания и др.). Сертификацию поводит центр стандартизации, где весьма умеренные цены, но данная экспертиза занимает довольно долгое время – 2,5-3 недели, что для подобных предприятий невыгодно.
Таким образом, главным условием для развития предпринимательства должна быть доступность организации собственного бизнеса. Можно выделить три периода развития малого и среднего бизнеса в России: период интенсивного становления предпринимательства (1990-1995 гг.); период насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.); период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время). В настоящее время в вопросах функционирования малых предприятий остается немало нерешенных проблем. В скором времени должны быть решены задачи: - формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой и судебной защиты субъектам малого предпринимательства на основе федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации; - финансового обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства; - формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов; - повышения эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.
3. Основные направления
развития малого и среднего
предпринимательства в
3.1. Специфика преимуществ
и недостатков среднего и
Как показывает мировая практика,
малое предпринимательство
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы.
Собственники малых
Основными достоинствами малых и средних предприятий являются:
- функционирование на локальном рынке;
- быстрое реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
- непосредственная связь с потребителями;
- узкая систематизация на определенном рынке товаров и услуг;
- возможность создать собственное дело с относительно малым первоначальным капиталом;
- высокая восприимчивость к нововведениям;
- вовлечение широких масс трудоспособного населения в активную предпринимательскую деятельность, приобщение их к высоким нормам качества труда и требованиям цивилизованных рыночных отношений;
- придание экономике гибкости, мобильности, способности к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Однако, как показывает практика, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.
Большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий. В регулярно проводимых в США опросах главными причинами неудач малых предприятий чаще всего называют: некомпетентность бизнесменов; несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант); нехватку опыта в коммерции, финансах, поставках, производстве, управлении в единичных формах владения и в товариществах; неумение заводить и поддерживать деловые связи и контакты. Другими причинами банкротств малых фирм являются: запущенность бизнеса; плохое здоровье или вредные привычки руководителя фирмы; катастрофы, пожары, воровство, мошенничество и др.
Шансы малой фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более высокий и стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины – владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят рамки здравого смысла.
Информация о работе Проблемы и перспективы малого и среднего бизнеса в экономики России