Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 10:33, дипломная работа
Цель дипломной работы. Целью работы заключается в том, чтобы на основе изучения теоретических аспектов государственной поддержки малого бизнеса, проанализировать текущее состояние данной проблемы, а также выявить наиболее оптимальные и эффективные пути развития данной проблемы в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и определение субъекта малого бизнеса, его роль в рыночной экономике;
- проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
– выявить проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России;
Введение
1. Место и роль малого предпринимательства в рыночной экономики…
1.1 Правовое регулирование малого бизнеса в России…………………..
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России ………………………
1.3 Методы и инструменты государственного регулирования малого бизнеса………………………………………………………………………………
2 Формы государственной поддержки малого бизнеса в России………..
2.1 Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства……
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса…………………………………
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса…………………………..
3 Особенности государственной поддержки малого бизнеса в Республике Мордовия……………………………………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………
Приложение А……………………………………………………………….
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должны превышать предельных значений, установленных Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
С 1 января 2008 г. согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства[37, c.22]:
При классификации малых и средних предприятий учитываются рекомендации Комиссии ЕС от 3 апреля 1996 г.[8, c.15].
Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть[8, c.17].
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «средние» и свыше 500 – как «крупные».
Малый бизнес можно разделить не несколько видов, но также как и определение малого предпринимательства, это можно сделать по разным признакам: виду или назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам[34, c.204].
По формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).
По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
По организационно-правовым формам предпринимательства разделяют на товарищества, общества, кооперативы.
По виду или
назначению предпринимательская
Более наглядно долю каждой отрасли в структуре малого бизнеса можно рассмотреть на рисунке 1.1
Рисунок 1.1- Структура малого бизнеса в 2010 году.
Широкое развитие разнообразных форм предпринимательской деятельности определило фигуру предпринимателя как нового и специфического участника правоотношений. Именно поэтому для правовой теории и практики представляется важным определить сущность и правовую природу данного субъекта, установить специфику его статуса.
Признание лица субъектом предпринимательства должно быть основано на предпринимательском характере деятельности, им осуществляемой. Поэтому лицо, которое использует свое имущество в целях извлечения прибыли, а не для удовлетворения своих личных (домашних, семенных) потребностей, может быть признано предпринимателем в юридическом смысле.
При определении сущности и правовой природы субъекта предпринимательства необходимо отметить, что ему присущи специфические признаки, которые в совокупности отличают предпринимателя от иных участников гражданского оборота, а это свидетельствует о необходимости его специального нормативного выделения.
Одной из основополагающих черт, определяющих специфику предпринимателя как субъекта гражданского права, является то, что это всегда хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность с целью получения прибыли[36, c.108].
Таким образом,
на основе выделения сущностных признаков
субъекта предпринимательской
Субъект предпринимательства (предприниматель) — это предприятие, осуществляющее предпринимательскую деятельность в установленной законом организационно-правовой форме под своим фирменным наименованием[25, c.53].
Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о предпринимательской деятельности физических лиц не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.
1.2 Проблемы развития малого бизнеса в России
Стратегическое развитие малого предпринимательства в России должно базироваться на признании его в качестве приоритетной сферы экономики, без которой невозможно решение многих социально-экономических проблем, таких как расширение конкуренции и рост экспортного потенциала, создание дополнительных рабочих мест, повышение эффективности использования сырьевых ресурсов[27, c.75].
Результаты анализа работы малых предприятий в России свидетельствует о том, что уровень их развития значительно отличается от мировых показателей. Основная часть нынешних трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства находится за рамками данной сферы бизнеса и в определяющей степени сводится к проблемам финансового свойства. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что именно в силу трудностей финансового характера, процесс адаптирования малого бизнеса в российской национальной экономической системе осуществляется темпами, неотличающимися необходимой динамикой. Дефицит финансовых ресурсов, как на стадии организации бизнеса, так и тем более в рамках реализации конкретным субъектом инвестиционной программы в фазе функционирования последнего выступает в качестве основного сдерживающего фактора[22, c.40].
Главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса[10, c.27].
Существует и ряд других проблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства, такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности при решении финансово-кредитных вопросов; проблемы, связанные с получением деловой информации и т.д.
Еще одной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываются специальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центры развития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%)[48].
Усилия предпринимателей по преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии, снижении затрат, повышение профессионального уровня работников.
В последние
годы широко исследуются вопросы
о наиболее эффективных и формах
и методах государственной
Второй проблемой малого бизнеса Дмитрий Медведев назвал монополизацию различных рынков и то, что предприниматели не могут обратиться за заключением соответствующих договоров, в том числе и на участие в госзакупках на региональном и муниципальном уровнях.
Третьей проблемой бизнеса, стали высокие тарифы и сложности с подключением, которые испытывают предприниматели. Эти сложности "реально просто косят малый бизнес", сообщил он. Дмитрий Медведев согласился, что проблемы создают не только энергетики, проблемы в системе, и на нее нужно обратить отдельное внимание[53].
Таким образом, развитие малого предпринимательства – одно из главных направлений создания среднего класса, отмеченного высокой квалификацией, культурой труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.
Из этого
всего следует, что первоочередные
задачи на пути развития малого бизнеса
в России - это совершенствование
правовых основ, снижение налогообложения,
обеспечение законодательной
Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.
Государственное регулирование - комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы [25, c.44].
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности.
Государственное регулирование малого бизнеса должно быть тщательно продумано. Результат подобного регулирования должен приносить пользу экономике страны
Государство участвует в развитии малого бизнеса, регулируя его различными методами, основными из которых являются система административных и экономических методов.
Государственное регулирование рыночной экономики административными методами определяется необходимостью решения макроэкономических и социальных проблем в интересах всего общества [28, c.9]. Непосредственное государственное управление рядом отраслей, объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке.
Административные методы включают: финансовую поддержку государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-тенических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.
Административные методы предполагают использование мер по рационированию, лицензированию, квотированию, контролю над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и другим. Такие меры нередко имеют силу приказа.
Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы.
Правовые и административные рычаги используются государством и для вмешательства в трудовые отношения — путем создания законов о труде и с помощью административных и судебных органов, разрешающих конкретные трудовые конфликты [42, c.39].
К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры.
К экономическим методам относят бюджетное, налоговое, кредитно- денежное регулирование.
Для экономического
воздействия государству