Процедура лицензирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности……………………………………………4
1.1. Развитие института лицензирования………………………………………..4
1.2. Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования…………………………………………………………………...8
2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности………12
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

рпп.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

                           Содержание:

Введение………………………………………………………………………….3

1. Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности……………………………………………4

1.1. Развитие института лицензирования………………………………………..4

1.2. Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования…………………………………………………………………...8

2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности………12

Заключение………………………………………………………………………24

Список использованных источников…………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

 

                                            2

                                      

 

                                  Введение

Формирование в России рыночной экономики вызывает необходимость  постоянного совершенствования  и поиска новых правовых средств  государственного регулирования предпринимательской  деятельности. При этом воздействие  на субъектов предпринимательской деятельности реализуется в форме обязательных требований, которые предъявляются к ним на разных стадиях осуществления определенных видов предпринимательской деятельности. В ряду таких требований установлено и требование, состоящее в необходимости получения предпринимательской лицензии. Причем регламентация этого требования, как на уровне законодательных актов, так и принимаемыми в соответствии с ними подзаконных нормативных актов, позволяет утверждать, что сложился правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности .

Рассмотрение проблем  лицензирования предпринимательской  деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов  предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в  современных условиях развития предпринимательства  в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных  органов за деятельностью хозяйствующих  субъектов. Этот контроль преследует двоякую  цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и  деятельности предпринимателей. Так, с  помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан. Во-вторых, государство стремится извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

 

 

 

                                            3

1. Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности

        1.1. Развитие института лицензирования

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов  ХХ века. Оно было связано с переходом  России к рыночной экономике и  становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость  особого вида государственного надзора  за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

В современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема надзора государства  в лице различных органов за деятельностью  хозяйствующих субъектов. Этот надзор преследует двоякую цель.

Во-первых, с помощью надзора  происходит упорядочение создания и  деятельности предпринимателей. Так, с  помощью надзора, избегается создание «фирм-однодневок», не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан.

Во-вторых, государство стремится  извлечь доход для себя и защитить свои права, монополии на наиболее приоритетные виды деятельности.

Именно лицензирование, являясь  одним из видов надзора, представляет собой особый вид государственной  деятельности, направленной на обеспечение  прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение  обороны страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

Наибольшие темпы развития института лицензирования наблюдались  в период 1995—1998 гг., когда получила распространение практика

                                            4

регулирования лицензионных отношений постановлениями федерального Правительства и, в значительно  меньшем объеме, указами Президента России. Важную роль в развитии института  лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С принятием Государственной  Думой 21 октября 1994 г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения  лицензионного регулирования в  федеральных законах и подзаконных  актах стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию. Однако легитимная предпринимательская деятельность сдерживалась ввиду явно недостаточного развития правового поля. Правовая регламентация института лицензирования осуществлялась в этот период федеральными законами, законами РФ, РСФСР, СССР, а также многочисленными подзаконными актами. Их применение при отсутствии базового федерального закона о лицензировании порождало многочисленные коллизии, содействовало противоправной деятельности лицензиатов и должностных лиц лицензирующих органов.

Принятый в 1998 году Федеральный  Закон «О лицензировании отдельных  видов деятельности» стал тем  нормативным правовым актом, который  подвел своеобразный промежуточный  итог в становлении лицензирования как правового института. Благодаря  его принятию были созданы предпосылки  законодательного обеспечения конституционных  гарантий граждан в сфере экономической  деятельности. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. В этой связи в 2001 году назрела необходимость в сокращении их количества. Это сокращение и произошло при принятии Федерального Закона от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видов деятельности».

                                               5

Понятие « лицензирование », обозначающее разновидность разрешительной политики государства, относительно недавно  введено в обиход отечественной  административно-правовой науки и  науки предпринимательского права. В деятельности исполнительно-распорядительных органов императорской (царской) России методы лицензирования применялись  в период так называемой континентальной  блокады (1811—1812 гг.). В этот период была ограничена внешнеторговая деятельность Англии из-за ее острого конфликта  с Францией. Россия выдавала лицензии для торговли с Англией, именуемые  «льготными письмами» (Freibriefe).

Однако участие Российской империи в континентальной блокаде, выразившееся во введении кратковременного лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности России, существенно ущемляло интересы отечественных товаропроизводителей. И, как представляется, эта мера в  большей степени носила политический характер, чем экономико-правовой.

Применение методов лицензирования в условиях советской правовой системы  было весьма ограниченным. В сфере  экспортно-импортной деятельности выдача лицензий Министерством внешней  торговли Союза ССР и последующее  заключение договоров государственными торговыми организациями представляли собой одну из форм реализации монополии  внешней торговли. В качестве второй разновидности лицензирования, предусмотренной  советской правовой системой, можно  было рассматривать выдачу разрешения на использование изобретения или  иного технического достижения, предоставляемого на основании лицензионного договора. В области права интеллектуальной собственности существовал и  существует лицензионный договор, который, на мой взгляд, не имеет ничего общего с лицензированием как формой государственного надзора.

Развитие института лицензирования на рубеже 1991 - 1992 гг. обусловлено сменой экономических и правовых формаций; государство в

                                           6

этих условиях было заинтересовано в интенсификации частноправовой деятельности, однако ее осуществление вне государственной  регламентации не представлялось возможным. Назрела необходимость введения методов действенного обеспечения защиты прав граждан и экономической безопасности России. Одним из таких методов и стало лицензирование.

Практика лицензирования получила особое развитие в 1994 г. в связи  с принятием Правительством РФ базисного  постановления, регламентирующего  осуществление органами исполнительной власти выдачу, приостановление и  аннулирование лицензий: только за период 1994 - 1998 гг. (вплоть до принятия ФЗ от 25 сентября 1998 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») органы исполнительной власти осуществляли лицензирование свыше 900 видов коммерческой и даже (в редких случаях) некоммерческой деятельности.

Современный этап развития лицензирования характеризуется сокращением  числа лицензируемых видов деятельности. Это связано, прежде всего, с тем, что избыток лицензируемых видов  деятельности порождает т.н. «административные  барьеры», избыток которых мешает развитию государства с рыночной экономикой.

К сожалению, правовые аспекты  института лицензирования освещены в литературе в недостаточной  мере и достаточно поверхностно. Тем  не менее, лицензирование как относительно новое и достаточно сложное социально-правовое явление представляется достаточно интересным для изучения, особенно в настоящее время - в эпоху  развития рыночной экономики и становления  относительно новой российской государственности.

 

 

 

 

                                              7

1.2. Юридическая природа, сущность и основные принципы   

                                 лицензирования

Несмотря на обширную нормативную  базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно полно. Дискуссионным  является вопрос о сущности и юридической  природе этого института.

Лицензирование является формой легитимации предпринимательства. Эта точка зрения наиболее часто встречается в литературе. Пожалуй, с ней можно согласиться, но лишь отчасти. Точнее было бы сказать, что лицензирование является формой легализации отдельных видов предпринимательской деятельности.

          «Лицензирование – это правовой режим начала и осуществления отдельных, признанных законодательством, видов предпринимательской деятельности, предполагающий:

- государственное подтверждение  и определение пределов права  на ведение хозяйственной деятельности;

- государственный контроль за осуществлением деятельности;

- возможность прекращения  деятельности по особым основаниям  органами государства.» В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права.

Реальным содержанием лицензирования является организационно-корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов. Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

В целом эти точки зрения позволяют выделить несколько аспектов такого явления, как лицензирование.

                                             8

Во-первых, лицензирование, как специфический вид деятельности компетентных органов, представляет собой  комплекс мероприятий по предоставлению, отзыву, приостановлению действия лицензий и т.п., проводимых органами государства  в рамках их компетенции. Наиболее близкое  определение присутствует в действующем  законодательстве.

Во-вторых, лицензирование, как правовой институт, представляет систему правовых норм, регулирующих отношения в области предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления  действия лицензий, надзора за выполнением  субъектами лицензионных отношений  правил лицензирования, привлечения  к ответственности нарушителей  этих правил. Сюда же можно включить особенности лицензирования отдельных  видов предпринимательской деятельности.

В-третьих, лицензирование, как процедура, есть обязательное условие  возникновения специальной правоспособности, дееспособности, деликтоспособности лицензиата в области осуществления лицензируемого вида деятельности.

В-четвертых, лицензирование, как форма государственного управления, инструмент государственной политики, рассматривается как определенный рычаг воздействия на деятельность предпринимателей при осуществлении  им отдельных видов деятельности.

Закон о лицензировании дает следующее легитимное определение: «Лицензирование – это мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий».

Информация о работе Процедура лицензирования предпринимательской деятельности