Процедура лицензирования предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 22:07, контрольная работа

Краткое описание

Рассмотрение проблем лицензирования предпринимательской деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в современных условиях развития предпринимательства в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных органов за деятельностью хозяйствующих субъектов. Этот контроль преследует двоякую цель. Во-первых, с помощью контроля происходит упорядочение создания и деятельности предпринимателей. Так, с помощью контроля, избегается создание "фирм-однодневок", не способных отвечать по своим обязательствам, тем самым государство охраняет права и свободы своих граждан

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1. Основные понятия, принципы и этапы развития института лицензирования предпринимательской деятельности……………………………………………4
1.1. Развитие института лицензирования………………………………………..4
1.2. Юридическая природа, сущность и основные принципы лицензирования…………………………………………………………………...8
2. Процедура лицензирования предпринимательской деятельности………12
Заключение………………………………………………………………………24
Список использованных источников…………………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

рпп.docx

— 44.98 Кб (Скачать файл)

2) копию свидетельства  о государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя (с предъявлением  оригинала в случае, если копия  не заверена нотариусом);

3) копию свидетельства  о постановке соискателя лицензии  на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в  случае, если копия не заверена  нотариусом);

4) документ, подтверждающий  уплату лицензионного сбора за  рассмотрение лицензирующим органом  заявления о предоставлении 

                                            17

лицензии;

5) сведения о квалификации  работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов, наличие  которых при осуществлении конкретного  вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными  нормативными правовыми актами.

В соответствии с законодательством  Российской Федерации соискатель лицензии несет ответственность за предоставление недостоверных или искаженных сведений. Все документы должны быть приняты  по описи. Лицензирующий орган обязан вручить заявителю копию описи  с отметкой о дате приема документов.

Пунктом 2 ст. 9 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определяется, что лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии и необходимых документов. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа. Вместе с тем сохраняется возможность установления в положении о лицензировании конкретного вида деятельности более коротких сроков принятия решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

Если принято положительное  решение, соискателю лицензии направляется письменное уведомление с указанием  реквизитов банковского счета и  срока оплаты лицензионного сбора. Это второй обязательный платеж в  процессе лицензирования.

Отметим, что новый Закон  более конкретен в решении  финансовых вопросов лицензирования. Тогда как положения предыдущего  Закона с аналогичным названием, ставившие размер сбора в зависимость  от МРОТ,

 

                                              18

на наш взгляд, представляются более удачными по сравнению с конкретными суммами, установленными в Законе N 128-ФЗ. Последний не учитывает такие немаловажные и изменчивые факторы, как инфляция, изменение цен и уровня минимальной зарплаты в стране. В течение трех дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора, лицензирующий орган выдает документ, подтверждающий наличие лицензии. При этом какая-либо дополнительная плата не взимается.

Федеральный закон содержит исчерпывающий перечень оснований  для отказа в выдаче лицензии: наличие  в документах, представленных соискателем  лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или  используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям.

В связи с этим лицензирующий  орган не вправе отказать в выдаче лицензии по причине нецелесообразности хозяйственной деятельности, в частности  достаточности того или иного  вида товаров или услуг на рынке. На практике это будет означать следующее: вам не могут отказать в выдаче лицензии на производство патронов только на том основании, что вы собираетесь  выпускать по два патрона в  год.

Отказ в выдаче лицензии, а также бездействие лицензирующего органа могут быть обжалованы в судебном и административном порядке.

После получения документа, подтверждающего наличие лицензии, индивидуальный предприниматель вправе осуществлять указанный в этом документе  вид деятельности. При этом передача лицензиатом своих прав и обязанностей, возникающих в связи с осуществлением лицензируемой деятельности, не допускается.

Лицензия – срочный  документ. В соответствии со статьей 8 Закона N 158-ФЗ срок действия лицензии должен был устанавливаться положением о лицензировании конкретного вида деятельности, но не мог быть менее 3 лет.

                                               19

При этом федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности мог  устанавливаться бессрочный характер действия лицензий.

         Срок действия лицензии не может быть менее пяти лет и по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии. Таким образом, принятым Законом подтверждается норма о том, что положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Вместе с тем из нового Закона исключено положение о том, что по заявлению соискателя лицензия может быть выдана на срок меньше предусмотренного положением о лицензировании того или иного вида деятельности.

При определенных обстоятельствах, например в случаях изменения  имени и места жительства индивидуального  предпринимателя либо утраты документа, подтверждающего наличие лицензии, лицензиат обязан в течение пятнадцати дней подать заявление о переоформлении соответствующего документа (не позднее  чем через 15 дней) с приложением  документов, подтверждающих указанные  обстоятельства. Одновременно лицензирующий  орган вносит изменения в реестр лицензий. Переоформление осуществляется за плату в течение 10 дней со дня получения заявления лицензиата.

Каким документом может быть подтверждена утрата документа о  наличии лицензии, в Законе не указано. Представляется, что осуществление  соответствующей деятельности без  переоформления документа о наличии  лицензии в случае его утраты не может рассматриваться как занятие  данной деятельностью без лицензии. Отказ в переоформлении документа  Законом не предусмотрен.

Лицензия теряет юридическую  силу в случае прекращения действия свидетельства о государственной  регистрации гражданина в качестве

                                            20

индивидуального предпринимателя.

Следует также отметить, что лицензирующие органы имеют  право приостановить действие лицензии. Эта мера применяется в случае выявления неоднократных нарушений  или грубого нарушения лицензиатом  лицензионных требований и условий.

Федеральным законом предусмотрена  возможность аннулирования лицензии по решению лицензирующего органа или  суда. В основном этот вопрос отнесен  к ведению суда. Единственный случай, когда лицензирующий орган может  принять решение об аннулировании  лицензии, - это неуплата в течение  трех месяцев лицензионного сбора. В иных случаях лицензия аннулируется по решению суда на основании заявления  лицензирующего органа, выдавшего лицензию, по следующим основаниям:

- если нарушение лицензиатом  лицензионных требований и условий  повлекло за собой нанесение  ущерба правам, законным интересам,  здоровью граждан, обороне страны  и безопасности государства, культурному  наследию народов Российской  Федерации;

- если лицензиат в установленный  срок не устранил нарушения,  повлекшие за собой приостановление  действия лицензии.

По своей юридической  природе приостановление лицензии и аннулирование лицензии близки к мерам административного принуждения. Как известно, эти меры подразделяются на административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности. В связи с существующими противоречиями в законодательстве невозможно однозначно ответить на вопрос, к какому виду административного принуждения следует относить приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Так, по Таможенному кодексу  отзыв лицензии, выданной таможенным органом РФ на осуществление определенного  вида деятельности, рассматривается  в качестве самостоятельного взыскания. Это взыскание 

                                               21

может применяться как  дополнительное взыскание к владельцам таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, свободных складов, складов  временного хранения, а также к  таможенным брокерам, таможенным перевозчикам или специалистам по таможенному  оформлению за нарушение ими таможенных правил, если эти правонарушения совершены  в связи с осуществлением указанными лицами деятельности, предусмотренной  лицензией.

С точки зрения Кодекса  об административных правонарушениях  приостановление действия лицензии нельзя рассматривать как административное взыскание. В статье 3.2 Кодекса содержится исчерпывающий перечень административных наказаний, и приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии там не упомянуты.

Однако некоторые авторы, определяя юридическую природу  приостановления и аннулирования  лицензии, рассматривая эти понятия  как административно-правовую санкцию, указывают все же на подпункты 5 пункта 1 ст. 3.2 и ст. 3.8 Кодекса, где среди видов административных взысканий предусмотрено лишение специального права на срок до двух лет.

В юридической литературе приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии нередко  относят к мерам административного  пресечения. Суть таких мер состоит  в принудительном прекращении действий, которые могут повлечь возникновение противоправных событий или состояний.

Можно присоединиться к высказанной  в юридической литературе точке  зрения, в соответствии с которой  «трудно признать правильной позицию  законодателя (автор цитаты имеет  в виду новый Кодекс об административных правонарушениях), исключившего из системы  наказаний отзыв лицензий, не включившего  в перечень обеспечительных мер  приостановление лицензий. Это большой  подарок чиновничеству, системе  административного произвола. Отзыв (приостановление) лицензий

                                           22

применяется и будет применяться. Включение отзыва в число административных наказаний означало бы, что такая  суровая санкция применяется  с соблюдением всех принципов, положений, процессуальных гарантий, закрепленных КоАП РФ (регулирование только законом, применение только судом, соблюдение правил расследования, рассмотрения дел и др.)»

Существующая практика свидетельствует  о том, что деятельность хозяйствующих  субъектов без лицензии или с  нарушением условий лицензирования является весьма распространенной. Естественно, это препятствует нормальному ходу экономических отношений, а для  нарушителей могут наступить  неблагоприятные последствия в  виде ответственности: гражданско-правовой, административной либо уголовной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          23

                                         Заключение

В Российской Федерации каждый вправе свободно осуществлять предпринимательскую  деятельность. Единственным обязательным требованием является требование государственной  регистрации предпринимателя либо юридического лица. Исходя из указанного положения, за субъектами предпринимательской  деятельности закреплена общая правоспособность, то есть они могут иметь гражданские  права, соответствующие целям деятельности, и нести связанные с этой деятельностью  обязанности.

Коммерческие организации  и индивидуальные предприниматели, за исключением унитарных предприятий  и иных видов организаций, предусмотренных  законом, могут иметь гражданские  права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. В то же время отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ст. 49 ГК РФ).

Специальное разрешение (лицензия) не является ограничением прав и свобод юридического лица или предпринимателя. В данном случае лицензия является разрешением государства на осуществление  деятельности, которая может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Государство в лице компетентных органов, таким образом, осуществляет предварительный контроль за деятельностью, которая является потенциально опасной для общества.

В связи с этим неизменно  встает вопрос о пределах такого контроля. Статьей 3 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ

                                            24

«О лицензировании отдельных  видов деятельности» закреплены принципы лицензирования, которые характеризуют  систему лицензирования в Российской Федерации и ограничивают необоснованное вмешательство государства.

В любом случае юридическое  лицо или предприниматель не могут  быть ограничены в правах, иначе как в случаях, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано в суд.

Право юридического лица и  предпринимателя осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение  лицензии, возникает с момента  получения такой лицензии или  в указанный в ней срок и  прекращается по истечении срока  ее действия, если иное не установлено  законом или иными правовыми  актами. В данном случае речь идет о  специальной правоспособности.

Информация о работе Процедура лицензирования предпринимательской деятельности