Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 17:28, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в изучении предпринимательства в экономике, ее объективной необходимости.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
раскрытие сущности предпринимательства;
рассмотрение экономической основы;
рассмотрение характеристики структур предпринимательства;
изучение путей развития предпринимательства в экономике России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ………7
Взгляды ученых на сущность предпринимательства ………….7
Экономическая основа предпринимательства………………….11
Экономическая свобода – основное условие развития предпринимательства………………………………………………17
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ……………………………26
Объективная необходимость предпринимательства в экономике……………………………………………………….......
Основные шаги при создании собственного дела…………….
Государственная поддержка предпринимательства.…
ПУТИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….47
4
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………….47
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательство – одна
из важнейших составляющих современной
экономики. В странах рыночной экономики
предпринимательство получило широкое
распространение и составляет подавляющую
часть среди всех форм организаций.
Предпринимательство в
Интерес к бизнесу естествен и оправдан. На наших глазах создаётся новая экономическая основа общества, появляются люди, стремящиеся сделать собственное дело, желающие не приспосабливаться к новым условиям, а жить в них, проявлять инициативу, выражать себя в свободной трудовой деятельности. Этому способствует демократизация общества и хозяйственной деятельности.
Общественный характер предпринимательства
означает не только деятельность участвующих
в нем агентов, но и наличие
в общественном хозяйстве определённых
условий позволяющие
Переход к рыночной системе
хозяйствования — это переход
к экономике
Цель данной курсовой работы состоит в изучении предпринимательства в экономике, ее объективной необходимости.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
Объектом исследования является
предпринимательство в
Методологической базой исследования выступили учебные пособия, периодические издания и публикации по изучаемому вопросу.
История предпринимательства начинается со средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры представляли собой начинающих предпринимателей. С появлением капитализма стремление к богатству приводит к желанию получать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей принимают специализированный характер, обретая цивилизованные рамки. Нередко предприниматель, будучи собственником средств производства, и сам трудится на своей фабрике, на своем заводе.
B России предпринимательство
существует с давних времен. Зародилось
оно еще в Киевской Руси
в торговой форме и в виде
промыслов. Первыми
Дальнейшее развитие предпринимательства
сдерживалось наличием крепостного
права. Серьезным стимулом развития
предпринимательства стала
Что же имеется в виду под понятиями "предприниматель" и "предпринимательство"?
Эти понятия в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII — начала XVIII вв. Ричард Кантильон. Он высказал мнение, что предприниматель — это человек, действующий в условиях риска. Источником богатства Р. Кантильон считал землю и труд, которые и определяют действительную стоимость экономических благ [5, c. 56].
Позже известный французский экономист конца XVIII — начала XIX вв. Ж.Б.Сэй (1767—1832) в книге "Трактат политической экономии"(1803) сформулировал определение предпринимательской деятельности как соединения, комбинирования трех классических факторов производства — земли, капитала, труда. Он указывал также, что "талант английских предпринимателей" был одним из факторов успеха развития промышленности Англии. Основной тезис Сэя состоит в признании активной роли предпринимателей в создании продукта. Доход предпринимателя, по мнению Сэя, является вознаграждением за его труд, способность организовать производство и сбыт продукции, обеспечить «дух порядка». Предприниматель, считал он, — это лицо, которое берется на свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт [4, c. 48].
К сожалению, надо отметить, что классики — основатели экономической науки — не очень интересовались фигурой предпринимателя. Предпринимательская деятельность не стала предметом их научного анализа. Английские ученые-экономисты А. Смит (1723—1790) и Д. Рикардо (1772-1823) представляли экономику как саморегулирующийся механизм. В таком механизме творческому предпринимательству не находилось места, Вместе с тем в своем основном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1776 ) А. Смит уделил внимание характеристике предпринимателя. Предприниматель, по мнению А. Смита, являясь собственником капитала, ради реализации определенной коммерческой идеи и получения прибыли идет на риск, поскольку вложения капиталов в то или иное дело всегда содержат в себе элемент риска. Предпринимательская прибыль и есть, по мнению Смита, компенсация собственника за риск. Предприниматель сам планирует, организует производство, реализует выгоды, связанные с разделением труда, а также распоряжается результатами производственной деятельности.
Все участники рынка, пишет А. Смит, подгоняются стремлением "сделать деньги" для себя, "улучшить свое положение". Каким же образом рыночное общество не позволяет заинтересованным только в себе, жадным только до наживы людям грабить своих сограждан. Может ли на такой опасной антисоциальной основе выработаться нормальное социальное устройство?
А. Смит отвечает на этот вопрос положительно. Он знакомит нас с центральным механизмом рыночной системы — механизмом конкуренции. Каждому, говорит он, помышляющему лишь об улучшении своего положения, противостоит на рынке толпа людей с аналогичным стремлением. В результате каждый действующий субъект на рынке вынужден принять цены, предложенные конкурентами. При такой конкуренции, утверждает А. Смит, производителю, который попытается запросить больше, чем производители аналогичной продукции, трудно будет найти покупателя. При этом хозяин (предприниматель), которому хотелось бы заплатить работнику меньше, чем его конкуренты, не сможет найти таких работников. Таким образом, рыночный механизм дисциплинирует всех участников рынка.
А. Смит показывает, что рынок
выдает те товары, которые желает получить
общество, и в том количестве,
которое требуется этому
Д. Рикардо видел в капитализме абсолютный, вечный, естественный способ производства, а предпринимательскую деятельность рассматривал в качестве обязательного элемента эффективного хозяйствования. В основу экономической теории К. Маркса легло представление о предпринимателе как о капиталисте-эксплуататоре [8, c. 11].
И лишь на рубеже XIX—XX вв. начинается
осознание значения и роли института
предпринимательства. Французский
экономист Андре Маршалл (1907—1968)
первым добавил к упомянутым выше
трем классическим факторам производства
(земля, капитал, труд) четвертый фактор
— организацию. С этого времени
понятие предпринимательства
Американский экономист Дж. Б. Кларк (1847—1938) несколько видоизменил "тройственную формулу" Сэя. По его мнению, в процессе производства постоянно участвуют четыре фактора: капитал, капитальные блага — средства производства и земля, деятельность предпринимателя, труд рабочего. При этом каждому фактору должна быть вменена специфическая доля производственной выручки: капитал приносит капиталисту процент; капитальные блага — ренту; предпринимательская деятельность капиталиста приносит прибыль, а труд рабочего обеспечивает ему заработную плату. Другими словами, как писал Дж. Б. Kларк: «Свободная конкуренция стремится дать труду то, что создается трудом, капиталистам — то, что создается капиталом, а предпринимателям — то, что создается функцией координирования». Так понимал в тот период функции предпринимателей американский экономист Дж. Б. Кларк [19, c. 26].
Известный американский экономист австрийского происхождения Иозеф Шумпетер (1883—1950) в книге "Теория экономического развития" [ссылка], которая впервые вышла в 1911 г., трактует понятие "предприниматель" как новатор. Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста: «Предпринимателями мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент» [18, c. 15].
По-новому взглянул на эту проблему английский экономист лауреат Нобелевской премии по экономике за 1974 г. Ф. Хайек (1899—1984). По его мнению, сущность предпринимательства — это поиск и изучение новых экономических возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности. Последний тезис представляется очень важным [15, c. 19].
Вплотную к понятию "предприниматель"
примыкает и понятие "предпринимательство".
Под предпринимательством понимается
деятельность, осуществляемая частными
лицами, предприятиями или
Предприниматель — это человек особого рода. Прибыль для него лишь символ успеха. Главное — ступить на неизведанный путь, далекий от традиционных решений. Йозеф Шумпетер, рассматривая структуру экономических ресурсов (факторов производства), определял одну из них как способность к предпринимательству. В данной главе подробнее рассмотрена экономическая природа предпринимательства, эволюция теоретических представлений о содержании этого явления, раскрыты тенденции развития форм и моделей предпринимательства в современных условиях.
Предпринимательство — явление очень широкое и многогранное. Поэтому в теории понятие "предпринимательство" рассматривается как разноаспектное (рис. 1.1) [16, c. 96].
Экономическая категория, выражающая отношения между субъектами хозяйственной деятельности, направленной на формирование комбинации экономических ресурсов, обеспечивающей им коммерческий успех – максимизацию дохода, подрыв монополии конкурентов, создание своей собственной монополии |
Тип экономического (хозяйственного) поведения, основанный на: самостоятельности и независимости субъектов в выборе того, что, сколько, как и для кого (для чего) производить; полной ответственности за принятые решения и их последствия; направленности деятельности на достижение коммерческого успеха |
Информация о работе Пути развития предпринимательской деятельности в России на современном этапе