Ресурсное планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 19:49, реферат

Краткое описание

Актуальность. Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологи чески, экономически и методологически.

Вложенные файлы: 1 файл

МОЯ.docx

— 91.15 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые и информационные потоки. Эти потоки на своем пути от первичного источника сырья до конечного потребителя проходят различные производственные, транспортные, складские звенья. При традиционном подходе задачи по управлению материальными потоками в каждом звене решаются, в значительной степени, обособленно. Отдельные звенья представляют при этом так называемые закрытые системы, изолированные от систем своих партнеров технически, технологи чески, экономически и методологически. Управление хозяйственными процессами в пределах закрытых систем осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Эти методы продолжают применяться и при логистическом подходе к управлению материальными потоками. Однако переход от изолированной разработки в значительной степени самостоятельных систем к интегрированным логистическим системам требует расширения методологической базы управления материальными потоками.

Методы логистики – способы воздействия на управляемый объект с целью эффективного и результативного решения логистических задач на предприятии. Применение методов логистики делает возможным успешное прогнозирование интенсивности и величины материальных потоков, способствует построению гибких интегрированных систем управления и контроля за движением товарно - материальных ценностей, а также разработке адаптивных систем логистического обслуживания, позволяет оптимизировать величину запасов сырья и готовой продукции на складе и решить широкий круг других задач. Важную роль играет и рациональная организация материального потока, и оценка ее эффективности. Именно этим объясняется актуальность изучения данной темы.

Цель –  раскрыть тему данной работы.

Задачи:

    1. Охарактеризовать системный подход к организации материального потока;
    2. Выявить основные принципы системного подхода;
    3. Сравнить системный и классический подходы к организации материального потока;
    4. Дать общую характеристику основным методам решения логических задач.
    5. Сделать выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Классический и системный подходы к организации материального потока. Показатели логистики.

1.1.Основные принципы  системного подхода

Методологической  основой сквозного управления материальным потоком является системный подход, принцип реализации которого в концепции логистики поставлен на первое место.

Системный подход – это направление методологии  научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как  систем, что позволяет исследовать  трудно наблюдаемые свойства и отношения  в объектах.

Системный подход означает, что каждая система является интегрированным целым даже тогда, когда, она состоит из отдельных, разобщенных подсистем. Системный подход позволяет увидеть изучаемый объект как комплекс взаимосвязанных подсистем, объединенных общей целью, раскрыть его интегративные свойства, внутренние и внешние связи.

Функционирование  реальных логистических систем характеризуется  наличием сложных стохастических связей как внутри этих систем, так и  в их отношениях с окружающей средой. В этих условиях принятие частных  решений, без учета общих целей функционирования системы и предъявляемых к ней требований, может оказаться недостаточным, а возможно и ошибочным.

В качестве примера можно рассмотреть движения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов. Предположительно, руководство  завода без согласования с оптовым  и розничным звеном приняло решение  о внедрении мощного оборудования для фасовки сахарного песка в бумажные пакеты. Возникает вопрос: как воспримет это нововведение вся товаропроводящая система, приспособленная к транспортированию, хранению и выполнению остальных технологических операций с сахарным песком, упакованным именно в мешки? Не исключено, что в ее работе произойдет сбой.

В соответствии с требованиями системного подхода  решение о фасовке сахарного  песка на заводе-изготовителе должно приниматься во взаимной связи с остальными решениями, общей целью которых является оптимизация совокупного материального потока.

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции. Это своего рода совокупность познавательных принципов, соблюдение которых позволяет определенным образом сориентировать конкретные исследования.

При формировании логистических систем должны учитываться  следующие принципы системного подхода:

  • принцип последовательного продвижения по этапам создания системы. Соблюдение этого принципа означает, что система сначала должна исследоваться на макроуровне, т. е. во взаимоотношении с окружающей средой, а затем на микроуровне, т. е. внутри своей структуры;
  • принцип согласования информационных, надежностных, ресурсных и других характеристик проектируемых систем;
  • принцип отсутствия конфликтов между целями отдельных подсистем и целями всей системы.

 

1.2.Сравнительная характеристика классического и системного подходов к формированию систем

Существо  системного подхода отчетливо проявляется  при его сравнении с классическим индуктивным подходом к формированию систем.

Классический  подход означает переход от частного к общему (индукция). Формирование системы, при классическом подходе к этому процессу, происходит путем слияния ее компонентов, разрабатываемых отдельно (рис. 1).

На первом этапе определяются цели функционирования отдельных подсистем. Затем, на втором этапе, анализируется информация, необходимая  для формирования отдельных подсистем. И, наконец, на третьем этапе формируются подсистемы, которые в совокупности образуют работоспособную систему.

 

 

1 – й этап

 

2 – й этап

А

В

.

.

I

3 – й этап

 

; ;…

 

; ;…

.

.

 

 

; ;…


                   Результат – 

работоспособная система

Условные обозначения:

 – цель функционирования  отдельной, i системы;

 – один из информационных  материалов, j – информационный материал, который необходимо изучить для формирования i подсистемы);

I – сформированная система.


 

Рис. 1. Последовательность формирования системы

При классическом (индуктивном) подходе

 

 

В отличие  от классического системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит конечная цель, ради которой создается система (рис. 2).

 

1 –й этап

2 –й этап

3 – й этап

 

4 – й этап

 

Ц

 

 

 

    .

    .

    .

 

 

Подсистема 

Подсистема 

Подсистема  

 

 

 

С

И

С

Т

Е

М

А

 

Условные обозначения:

Ц – совокупность целей функционирования системы;

 – одно из требований, которым должна удовлетворять  система;

 – различные варианты  подсистем.


 

Рис.2. Последовательность формирования систем

при системном подходе

 

Последовательность  формирования системы при системном  подходе также включает в себя несколько этапов.

  1. Определяются и формулируются цели функционирования системы.
  2. На основании анализа цели функционирования системы и ограничений внешней среды определяются требования, которым должна удовлетворять система.
  3. На базе этих требований формируются, ориентировочно, некоторые подсистемы.
  4. Наиболее сложный этап синтеза системы: анализ различных вариантов и выбор подсистем, организация их в единую систему. При этом используются критерии выбора. В логистике один из основных методов синтеза систем — моделирование.

 

1.3.Пример классического  и системного подходов к организации  материального потока

Различные подходы  к организации материального  потока проиллюстрируем на примере снабжения магазинов бакалейными товарами со складов оптовой базы. Участники этого процесса: оптовая база, транспортное предприятие и сеть обслуживаемых продовольственных магазинов, изображены на рис. 3.

 

Рис. 3. Участники процесса товароснабжения  розничной торговой сети бакалейными товарами

 

Есть два  варианта организации материального  потока, имеющие принципиальное отличие друг от друга. Первый вариант носит традиционное название «самовывоз», второй – «централизованная доставка».

Вариант 1 (самовывоз) характеризуется следующими признаками:

  • отсутствует единый орган, обеспечивающий оптимальное использование транспорта. Магазины самостоятельно договариваются с транспортными организациями и, получив машину, приезжают по мере необходимости на базу за товаром;
  • на складах базы, на транспорте и в магазинах применяются исторически сложившиеся технологические процессы грузопереработки, не согласованные между собой. Некоторое согласование имеет место лишь в местах передачи груза;
  • ни оптовая база, ни магазины не предъявляют жестких требований к типам используемого транспорта – главное вывезти товар;
  • отсутствует необходимость использования строго определенных видов тары;
  • возможно, что в ряде магазинов не созданы условия для беспрепятственного подъезда транспорта, быстрой разгрузки и приемки товара.

Анализ характерных  признаков «самовывоза» показывает, что у участников логистического процесса отсутствует единая цель – рациональная организация совокупного материального потока. Каждый из участников организует материальный поток лишь в пределах участка своей непосредственной деятельности.

Очевидно, что  здесь имеет место классический способ формирования системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального  потока. Действительно, здесь три, самостоятельно сформированные подсистемы :

  • подсистема, обеспечивающая прохождение материального потока на складах оптовой базы;
  • подсистема, обеспечивающая его обработку на транспорте;
  • подсистема, обеспечивающая его обработку в магазинах.

Эти подсистемы соединены между собой в значительной степени механически. Несмотря на это, в целом они образуют работоспособную систему, обеспечивающую прохождение совокупного материального потока по всей цепи.

Вариант 2 (централизованная доставка) характеризуется  следующими признаками:

  • участники логистического процесса создают единый орган, цель которого – оптимизация именно совокупного материального потока;
  • исторически сложившиеся технологические процессы на предприятиях – участниках логистического процесса корректируются в соответствии с требованиями оптимальной организации именно совокупного материального потока;
  • разрабатываются схемы завоза товаров в магазины, определяются рациональные размеры партий поставок и частота завоза;
  • разрабатываются оптимальные маршруты и графики завоза товаров в магазины.

 

Оптовая база

Транспорт

Магазин

 

 


 

Рисунок 4. Централизованная доставка

Создается парк специализированных автомобилей, а  также выполняется ряд других мероприятий, позволяющих оптимизировать совокупный материальный поток.

Анализ характерных  признаков второго варианта организации  материального потока показывает, что для централизованной доставки товаров участники логистического процесса задаются общей целью формирования логистической системы, обеспечивающей рациональную организацию совокупного материального потока. Изучаются требования, которым он должен удовлетворять. Формируются варианты его организации, из которых по специальным критериям отбирается лучший. Таким образом, второй вариант является примером системного подхода к формированию логистической системы, обеспечивающей прохождение совокупного материального потока по цепи.

Информация о работе Ресурсное планирование