Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 08:17, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи, решение которых запланировано в ходе написания данной работы:
1. изучить теоретические аспекты юридических лиц в законодательстве Республики Казахстан;
2. провести анализ одного из видов юридических лиц;
3. рассмотреть вопросы совершенствования работы юридических лиц;
Представительства и филиалы выполняют различные функции. Представительства выступают в гражданском обороте от имени создавшего их юридического лица, т.е. представляют его интересы и обеспечивают их защиту. Предмет деятельности филиалов гораздо шире: они и представляют интересы, и выполняют основные функции (все или часть) юридического лица. Так, представительство может заключать договоры, контролировать их исполнение, заниматься рекламой своей организации. Но вести производственную или иную хозяйственную деятельность, осуществляемую юридическим лицом, вправе только его филиал. Впрочем, и представительства, и филиалы могут создаваться некоммерческими организациями, что соответствующим образом определит характер деятельности филиала.
Представительства и филиалы не могут иметь прав юридического лица и, следовательно, выступать в обороте от своего имени. Их руководители действуют от имени юридического лица на основании доверенности.
Таким образом, современное законодательство Республики Казахстан позволяет в полной мере классифицировать юридические лица, что позволяет определить особенности правовой природы каждого из них, провести параллели, а также провести различия.
1.3 Порядок государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц в Республике Казахстан
Правила и порядок государственной регистрации юридических лиц в Республике Казахстан определены в законе о регистрации юридлических лиц, а также в Инструкции по государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств, утвержденной приказом Министра юстиции РК от 12 апреля 2007 года N 112.
Порядок создания и регистрации отдельных видов юридических лиц с учетом их организационно-правовой формы регламентируется специальными законами, например, законы "Об акционерных обществах", "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью", "О хозяйственных товариществах", "О производственных кооперативах", "О государственных предприятиях", "О потребительском кооперативе" и т.д.
Государственная регистрация юридического лица осуществляется органом юстиции по месту его нахождения.
C сентября 2004 года в республике
было введено новшество в
Суть данного порядка регистрации заключается в том, что заявитель обращается с заявлением о регистрации в одно государственное учреждение (Центр обслуживания населения - ЦОН), находящееся в подчинении министерства юстиции, которое в рамках одной процедуры осуществляет постановку заявителя на налоговый, статистический учет, а также непосредственно саму государственную регистрацию.
В результате всего лишь одного обращения заявителя в регистрирующий орган, зарегистрированному юридическому лицу выдается одновременно 3 документа: свидетельство о государственной регистрации юридического лица, статистическая карточка и свидетельство о регистрации налогоплательщика.
Таким образом, в указанной процедуре регистрации задействованы три регистрирующего органа - органы юстиции, статистики и налоговые органы.
Срок получения регистрационных документов в Центрах обслуживания населения составляет 15 дней (для субъектов малого предпринимательства 9 дней), который включает в себя срок регистрации субъекта в качестве юридического лица, присвоения унифицированных идентификационных и других системно-учетных кодов и постановки его на налоговый учет.
При регистрации юридического лица в Центр обслуживания населения требуется предоставить документы из следующего перечня документов:
-заявление по установленной форме;
-перечень учредительных документов, предусмотренных Инструкцией в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица;
-документ, подтверждающий место нахождения юридического лица (за исключением субъектов малого предпринимательства);
-копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика (за исключением документов учредителей хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг;
-квитанция об уплате регистрационного сбора.
В установленные законом сроки регистрирующий орган проверяет полноту пакета представленных документов, правильность их составления, соответствия законодательным актам Республики Казахстан.
В случае соответствия учредительных и иных представленных для регистрации документов регистрирующий орган издает приказ о соответствующей регистрации.
Гражданский кодекс Республики Казахстан содержит лишь общие положения об образовании юридических лиц, конкретизируемые нормами об отдельных его видах. Специальная статья Кодекса посвящена учредителям юридического лица. Согласно статье 40 ГК юридическое лицо может учреждаться одним или несколькими лицами (учредителями). Для учреждения юридического лица организацией, за которой имущество закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, необходимо согласие собственника его имущества или уполномоченного им органа.
ГК определяет состав учредительных документов и их обязательные реквизиты, а также иные предъявляемые к ним требования. Учредительными документами юридического лица в соответствии со ст.41 ГК могут быть:
1. только устав;
2. учредительный договор и устав.
Законодательными актами могут быть предусмотрены и иные учредительные документы юридических лиц. В частности, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Только на основании устава действует коммерческая организация, учрежденная одним лицом. Согласно пункту 3 статьи 41 ГК учредительными документами хозяйственного товарищества и производственного кооператива могут быть предусмотрены предмет и цели их деятельности.
В тех случаях, когда в состав учредительных документов входит учредительный договор, он должен содержать условия указанные в пункте 4 статьи 41 ГК, перечень которых не является исчерпывающим.
Требования к содержанию устава юридического лица изложены в пункте 5 рассматриваемой статьи. Перечень обязательных условий устава требует пересмотра с точки зрения целесообразности включения в него целого ряда условий: о режиме работы, о взаимоотношении между администрацией и трудовым коллективом и т.д.
Следует отметить, что в случае противоречий между учредительным договором и уставом одного юридического лица должны применяться условия:
1) учредительного договора,
если они относятся к
2) устава, если их применение
может иметь значение для
Все заинтересованные лица вправе ознакомиться с уставом юридического лица.
В свою очередь, учредительными документами хозяйственных товариществ, акционерных обществ, производных кооперативов и объединений юридических лиц в форме ассоциаций (союзов) является учредительный договор и устав.
Учредительными документами хозяйственных товариществ, акционерных обществ, которые учреждаются одним лицом, и других видов юридических лиц, являются устав либо положение.
Вместе с этим, юридически лица, не являющиеся коммерческими организациями, могут действовать на основании общего положения об организациях данного вида.
Законом РК "О внесении изменений
и дополнений в некоторые законодательные
акты Республики Казахстан по вопросам
государственной регистрации юридических
лиц и учетной регистрации филиалов и
представительств" от 04.07.2008 № 54-IV внесены
изменения, согласно которым юридические
лица, являющиеся субъектами малого, среднего
и крупного предпринимательства, могут
осуществлять свою деятельность на основании
типового устава, содержание которого
определяется Правительством Республики
Казахстан. В данном случае предоставление
устава при регистрации юридического
лица не требуется. Ранее данный порядок
распространялся только на юридические
лица, являющиеся субъектами малого предпринимательства.
Целесообразно указать, что согласно Закону
Республики Казахстан "О частном предпринимательстве"
юридические лица, осуществляющие частное
предпринимательство со среднегодовой
численностью работников не более 50 человек
и среднегодовой стоимостью активов за
год не свыше шестидесятитысячекратного
месячного расчетного показателя являются
субъектами малого предпринимательства.
Субъектами среднего предпринимательства
являются юридические лица, осуществляющие
частное предпринимательство со среднегодовой
численностью работников свыше 50, но не
более 250 человек и среднегодовой стоимостью
активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысякратног
Юридические лица, осуществляющие
частное предпринимательство со среднегодовой
численностью работников более 250 человек
или общей стоимостью активов за год не
свыше трехсотдвадцатипятитысякратног
Юридическое лицо может быть реорганизовано. Существуют следующие формы реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование его в иную организационно-правовую форму.
Документом, определяющим совокупность прав и обязанностей, которые переходят от одного юридического лица к другому в процессе реорганизации, является передаточный акт (слияние, присоединение, преобразование) или разделительный баланс (разделение, выделение). Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая оспариваемые обязательства.
Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных документах, а также при разделении и выделении в установленных законом случаях по решению уполномоченных государственных органов или суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению уполномоченных государственных органов или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.
Во всех случаях реорганизации, за исключением присоединения, юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации в форме присоединения реорганизация юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.
При регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации в регистрирующий орган должны быть представлены:
-решение уполномоченного органа юридического лица о реорганизации, скрепленное печатью юридического лица;
-разделительный баланс (при разделении и выделении) или передаточный акт (при преобразовании и слиянии) с указанием положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица, утвержденный собственником имущества юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица;
-решение уполномоченного органа юридического лица об утверждении разделительного баланса или передаточного акта;
-документ, подтверждающий письменное уведомление кредиторов о реорганизации юридического лица;
-копии учредительных документов, свидетельства о государственной регистрации (перерегистрации) и статистической карточки реорганизуемого юридического лица;
-квитанция или документ, подтверждающий уплату в бюджет сбора за государственную регистрацию юридических лиц и учетную регистрацию филиалов и представительств;
-копии документов, удостоверяющих личность руководителя и учредителей юридического лица, их свидетельств налогоплательщика (за исключением документов учредителей хозяйственных товариществ, в которых ведение реестра участников хозяйственного товарищества осуществляется профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление деятельности по ведению системы реестров держателей ценных бумаг).
Реорганизация отдельных видов организаций осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения) осуществляется в порядке, предусмотренным законодательством для вновь созданных юридических лиц.
Государственная регистрация юридического лица, возникающего в результате реорганизации, производится регистрирующим органом по истечению срока, предоставленного кредиторам для заявления требований к участвующим в реорганизации данного юридического лица организациям.
После принятия решения о реорганизации юридического лица его учредители или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. Кредиторы реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Государственную перерегистрацию юридического лица следует отличать от государственной регистрации, которая производится в том же органе, что и первоначальная регистрация, но в отличие от нее не имеет конститутивного значения ни для возникновения юридического лица, ни для его прекращения.
Задача перерегистрации - государственный учет и включение в объем информации, которая может быть запрошена заинтересованными лицами, изменений, внесенных в правовой статус уже зарегистрированного юридического лица.
ГК РК предусматривает исчерпывающий перечень случаев необходимой перерегистрации юридического лица:
Информация о работе Теоретические аспекты юридических лиц в законодательстве Республики Казахстан