Теории предпринимательской прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи. Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует не только повышению материального и духовного потенциала общества, не только создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Вложенные файлы: 1 файл

теории предпринимательской прибыли.docx

— 81.41 Кб (Скачать файл)

5. Чистую  прибыль (нераспределенная прибыль)  – прибыль от обычной деятельности  плюс чрезвычайные доходы и  минус, чрезвычайные расходы.

6. Налогооблагаемую  прибыль – расчетную прибыль,  определяемую в соответствии  с правилами Налогового кодекса  РФ, на которую начисляют налог  на прибыль предприятия.

7. Чистую  прибыль, остающуюся в распоряжении  предприятия – учитывает вычеты  налогов, процентов, штрафов, пени, неустоек и других необходимых  вычетов.

8. Маржинальную  прибыль – разность между выручкой (продажами товаров, работ, услуг)  и переменными затратами, которые  изменяются прямо пропорционально  изменению объема производства  продукции предприятия.

9. Среднерыночную  прибыль – среднестатистическую  прибыль среди предприятий данного  района, региона, выпускающих однородную  продукцию.

10.  Минимальную  прибыль – прибыль, ниже которой  могут начаться убытки, невыполнение  долговых обязательств, падение  ликвидности и кредитоспособности  предприятия или даже банкротство.

11.  Нормативную  прибыль – величина прибыли,  которая может быть определена  как нормативная величина в  финансовом разделе бизнес-плана  развития предприятия.

Принято различать экономическую и бухгалтерскую  прибыль. Они отличаются друг от друга  на сумму принимаемой оценки активов. Прибыль, исчисленная в бухгалтерском  учете, не отражает действительного  результата хозяйственной деятельности предприятия. В российской практике бухгалтерская прибыль корректируется на сумму вмененных издержек,  в результате  чего получается экономическая  прибыль.

 

 

 Роль  прибыли в рыночной экономике.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе  внутренних источников формирования ресурсов главенствующая роль принадлежит прибыли. Чем выше уровень генерирования  прибыли в процессе хозяйственной  деятельности, тем меньше потребность  предприятия в привлечении финансовых средств из внешних источников. При  прочих равных условиях - тем выше уровень  самофинансирования его развития, обеспечения  реализации стратегических целей этого  развития, повышения конкурентной позиции  предприятия на рынке. При этом в  отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль.

 

2.2 СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Важное  место в финансовом планировании занимает этап планирования прибыли. Планирование прибыли представляет собой процесс  разработки системы мероприятий  по обеспечению ее формирования в  необходимом объеме и эффективного использования в соответствии с  задачами развития предприятия в  предстоящем периоде. Важнейшая  роль прибыли, усиливающаяся с развитием  предпринимательства, определяет необходимость  ее правильного исчисления. Достоверность  определения плановой прибыли влияет на успешную финансово-хозяйственную  деятельность предприятия. Правильное планирование прибыли имеет важное значение не только для предприятия, но и для экономики в целом. Подходы к планированию прибыли зависят от параметров производственной, хозяйственной и финансовой деятельности организации.

Планирование  прибыли производится раздельно  по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование, но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль, так как  некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие –  облагаются по повышенным ставкам. Виды:

*  от  реализации товарной продукции;

*  от  реализации прочей продукции  и услуг нетоварного характера;

*  от  реализации основных фондов и  другого имущества;

*  от  внереализационных доходов и  расходов.

В планировании могут применяться различные  коэффициенты:

а) коэффициент  рентабельности операционных активов  определяется как отношение суммы  чистой прибыли по операционной деятельности в рассматриваемом периоде к средней стоимости используемых операционных активов в рассматриваемом периоде;

б) коэффициент  маржинальной рентабельности реализации продукции;

в) коэффициент  валовой рентабельности реализации продукции;

г) коэффициент  чистой рентабельности реализации продукции;

д) коэффициент  валовой рентабельности операционных затрат;

е) коэффициент  чистой рентабельности операционных затрат.

Все эти  коэффициенты связанны с критическими точками убыточности.

 Процесс  планирования прибыли включает  в себя: определение объёма прибыли  от обычной деятельности (прибыль  от продаж, операционных и внереализационных  операций) и  планирование распределения  прибыли.

 

2.3. ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ТЕОРИИ

Объективные теории об источнике прибыли.

Объективные теории объясняют происхождение  прибыли некими внешними причинами, так или иначе связанными с  нарушениями конкурентного равновесия.

Конъюнктурные теории.

В условиях рыночного равновесия весь доход  фирмы распределяется между различными факторами соответственно их предельному  продукту. При этом не возникает  ни прибыль, ни убыток. Если в результате каких-то внешних причин изменилась рыночная конъюнктура (например, произошло  повышение спроса на товар из-за случайного упоминания известными людьми), это приведёт к изменению как цены, так и выручки. Однако цены факторов производства не изменились, их производительность также осталась неизменной. Таким образом, нет причин выплачивать владельцам факторов доход сверх прежнего. Следовательно, у фирмы остаётся некая часть, не доставшаяся никакому фактору. Это и есть прибыль или убыток фирмы.

Монополия.

Одно  из объяснений появления прибыли  связано со ссылками на несовершенство конкуренции. Прибыль получается фирмой вследствие нарушения конкурентного  равновесия из-за доминирования на рынке с элементами диктата цен  вплоть до полной монополии.

Капитал.

Общепринятой  в XVIII—XIX вв. была трактовка «прибыли на капитал» как третьей составной  части валового дохода наряду с заработной платой и рентой. Экономисты того времени  не делали различия между явными и  неявными затратами и считали  прибылью излишек, получаемый капиталистом после возмещения расходов. «Прибыль на капитал» А. Смитом (1723—1790), Н. У. Сениора (1790—1864) и Дж. С. Милля (1806—1873) разделяли на процент на вложенный капитал — «вознаграждение за воздержание» предпринимателя от расходования собственного капитала на текущее потребление; и на предпринимательский доход — плату за управление предприятием и несение определённого делового риска.

Одни  и те же факторы — воздержание, риск, напряженный труд — требуют  соответствующего вознаграждения и  должны получить его из валовой прибыли. Три части, на которые, можно считать, разделяется прибыль, могут быть представлены как процент на капитал, страховая премия и заработная плата за управление предприятием

О той  же триаде прибыли писал и И. Г. фон Тюнен во 2-м томе своего «Изолированного государства». Однако большинство авторов, даже если упоминали о том, что прибыль распадается на процент и предпринимательский доход, рассматривали их, как правило, вместе, не делая между ними принципиального различия, тем самым под «прибылью» понимая на самом деле процент на капитал. Характерна цитата из популярного в дореволюционной России учебника политической экономии:

Предпринимательскую прибыль нельзя <…> противопоставлять  проценту на капитал; обе эти формы  дохода являются ветвями, идущими из одного корня — права собственности  на капитал и права частного распоряжения капиталом, а потому и условия  их определения в главных чертах однородны.

Представители классической школы и социалисты XIX века приравнивали предпринимателя  к капиталисту. Проще всего это  объяснить тем обстоятельством, что в те времена собственники и управляющие фирмами действительно  в большинстве случаев были представлены одними и теми же людьми. Однако ещё  до А. Смита его соотечественник  Р. Кантильон (1680—1734) в работе «Опыт о природе торговли вообще» (издана в 1759 г. в переработанном виде), разделил функции капиталиста и предпринимателя, понимая под последним человека, берущего на себя ответственность (риск) за продажу товара или услуги по заранее непредсказуемой цене.

Прибавочная стоимость.

Карл  Маркс показал в «Капитале» (1867 год), что основу прибыли составляет прибавочная стоимость, которую  капиталист присваивает в форме  результата «работы» его капитала. При этом не происходит обмана или  принуждения.[4] Прибыль образуется из-за того, что специфический товар  «Рабочая сила» способен создавать  новую стоимость, размер которой  превышает реальный размер стоимости  самой рабочей силы. Но прибыль  является превращённой формой прибавочной  стоимости, а не собственно прибавочной  стоимостью, так как часть прибавочной  стоимости трансформируется в форму  «затрат» — проценты по кредиту, рента, налоги, надбавки к зарплате.

         Субъективные теории об источнике прибыли.

Субъективные  теории предполагают наличие дополнительного  фактора производства — «предпринимательского  таланта» и соответственно наличия  дохода у владельца этого фактора (предпринимателя) — предпринимательской  прибыли.

Оплата  услуг предпринимателя.

Ж.-Б. Сэй (1767—1832) сделал значительный шаг вперед по сравнению с А.Смитом в плане введения в научный оборот термина «предприниматель» как отличного от капиталиста участника экономического процесса. Сэй писал: о той части прибылей предпринимателя, которая поступает как бы в вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство.

Однако  трактовка предпринимательской  прибыли у Сэя, как и у многих других экономистов, сводилась к плате за управление, не отличающейся принципиально от заработной платы рабочих. Размер предпринимательской прибыли, по Сэю, зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда предпринимателей, а высокая ценность данного товара объяснима его недостаточным предложением, чему способствуют три причины:

Предприниматель должен обладать соответствующей репутацией и состоянием, чтобы занять средства у владельца капитала.

Предприниматель должен обладать «талантом управления», понимаемым как редкое сочетание  в одном лице самых разнообразных  интеллектуальных и психологических  качеств, позволяющих принимать  верные решения и побуждать окружающих к их выполнению.

Высокий риск, которому подвержена деятельность предприятия и который может  быть никоим образом не связан с  достоинствами предпринимателя, но последствия которого могут затронуть как материальное благополучие последнего, так и его деловую репутацию.

В дальнейшем, с развитием маржиналистских  теорий, сама проблема предпринимательства  исчезла из неоклассического микроэкономического  анализа. Если в условиях равновесия совокупный продукт полностью сводится к выплатам факторам производства, не имеет большого значения количество и наименование самих этих факторов, и без ущерба для исследования можно абстрагироваться от такого возмущающего равновесие явления, как предпринимательство. Однако экономисты, придерживающиеся взглядов неоавстрийской школы (Л. фон Мизес и его последователи) продолжают видеть в предпринимателе ключевую фигуру экономики.

Инновации.

Американский  экономист Й. А. Шумпетер (1883—1950) в 1912 г. в книге «Теория экономического развития» (рус. перевод. 1982) впервые разработал теорию прибыли как результата осуществления нововведений. Для этого ему пришлось ввести в экономический анализ фигуру предпринимателя — Новатора. Роль Новатора — в поиске и внедрении новых сочетаний различных факторов (ресурсов) производства — нововведения (инновации), дающие возможность извлекать прибыль сверх среднего дохода по данной отрасли. Что отличает предпринимателя от обыкновенного управляющего?

Они не накопили никаких определённых благ, не создали  никаких первичных средств производства, а только по-иному, более целесообразно и выгодно применили уже существующие. Они осуществили новые комбинации. Они — предприниматели, и их прибыль, излишек над всеми обязательствами — это предпринимательская прибыль.

При этом Шумпетер различает изобретения (открытие новых технологий или методов) и собственно инновации (внедрение изобретений в хозяйственную практику). Он выделял 5 основных типов инноваций:

производство  нового товара или услуги или создание нового качества товара;

освоение  нового рынка или рыночного сегмента, где ценообразование происходит без учета издержек производства. Цена может настолько превышать  издержки, что все трудности, связанные  с поисками такого выгодного рынка, с лихвой окупаются;

Информация о работе Теории предпринимательской прибыли