Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа
При рыночной экономике производители, продавцы, покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно, то есть на свой страх и риск. Их финансовое, будущее, поэтому является непредсказуемым и мало прогнозируемым. Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления рисками…………………………………5
1.1 Сущность, предмет и объект предпринимательских рисков………………5
1.2 Классификация предпринимательских рисков……………………………..7
1.3 Приемы и методы управления рисками……………………………………13
2 Анализ рисков предприятия и направления управления на примере
ОАО«Мегафон»…………………………………………………...……………..17
2.1 Организационно-экономическая характеристика предриятия……………17
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании………………………….20
2.3 Пути минимизации рисков предприятия на рынке………………………..29
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованной литературы……………………
По итогам 2010 года «МегаФон» занял второе место среди сотовых операторов России по количеству активных абонентов (более 57 миллионов) и по выручке. Это говорит об эффективной работе и процветании компании. Но даже такая преуспевающая компания может столкнуться м проблемой предпринимательских рисков, которые могут ухудшить состояние фирмы. [21, 20].
К факторам,
которые могут негативно
Для снижения рисков ухудшения сбыта вследствие описанных выше факторов ОАО «МегаФон» необходимо разрабатывать, и внедрять специальные программы лояльности для удержания абонентской базы, продолжать строить сильную торговую марку, разрабатывать эффективную маркетинговую политику [9].
2.2 Анализ предпринимательских рисков компании
Как и
в работе любого предприятия, в работе
ОАО «Мегафон» присутствуют риски.
Одни из них могут быть прогнозируемыми,
другие частично непрогнозируемыми, но
все они в той или иной мере
оказывают влияние на работу предприятия.
Для данного предприятия
Риск конкуренции
Российский
рынок мобильной связи
Таблица 4
Доли рынка в абонентской базе по операторам (ноябрь 2009г.)
МТС |
33,7 % |
Вымпелком |
30,7 % |
Мегафон |
20,7 % |
Другие операторы |
15 % |
В каждом из восьми российских макро-регионов Общество конкурирует, по меньшей мере, с двумя операторами мобильной связи. Конкуренция ведется, во-первых, в области тарифов и, во-вторых, в области сетевого покрытия и его качества, качества обслуживания клиентов, цен на услуги роуминга и ассортимента предлагаемых дополнительных услуг [18]
Поэтому возникает риск снижения объема реализации в результате падения спроса на бренд (риск невостребованности). На возможность возникновения такого риска влияют внешнеэкономическая ситуация, информационная база, научно-технический уровень.
Риск потери качества товара, т.е. связи, а именно на стадии развития качества связи, что приводит к снижению цены на него. К причинам такого риска можно отнести некачественную установку вышек.
Риск повышение издержек обращения в сравнении с намеченными в результате выплаты штрафов, непредвиденных пошлин отчислений, что приводит к снижению прибыли фирмы.
Риски, связанные с неисполнением хозяйственных договоров. Причиной неисполнения хозяйственных договоров часто является неплатежеспособность партнеров [12].
Среди таковых:
рисков в деятельности компании можно
отметить риск отказа партнера от заключения
договора после проведения переговоров
может возникнуть в случае необходимости
изменения предварительных
Так как
производственно-хозяйственная
Отраслевые риски
В последние несколько лет отрасль сотовой связи является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. Ухудшения ситуации в данной отрасли в России в обозримом будущем не предвидится. Согласно исследованию компании J'son & Partners, количество зарегистрированных в России сим-карт по состоянию на конец ноября 2008 года достигло 183,8 млн . Эта цифра обусловлена отсутствием абонентской платы на популярных тарифных планах у российских операторов сотовой связи и низкой ценой подключения к сети. Число абонентов к концу 2010 года составило 57 миллионов человек. Между тем, десять лет назад, в 2000 году, в сети компании «Северо-Западный GSM», на основе которой впоследствии был создан «МегаФон», насчитывалось 250 тысяч человек: число абонентов за это время выросло более чем в две сотни раз! По итогам апреля 2010 года «МегаФон» впервые вышел на второе место по числу абонентов в «большой тройке» сотовых операторов России. Это обеспечило России первое место в Восточной Европе по показателю «абсолютное число абонентов сотовой связи».
Надо отметить, что влияние этого фактора на деятельность эмитента снижается за счет того, что ОАО «МегаФон» является одним из трех крупнейших операторов сотовой связи на российском рынке и постепенно увеличивает свою долю рынка. Предполагаемые действия эмитента в случае усиления конкуренции: наращивание абонентской базы путем применения конкурентоспособных тарифов, своевременного расширения сетей, развития телекоммуникационной инфраструктуры и внедрения новых видов услуг.
Построение телекоммуникационной сети ОАО «МегаФон» подвержено рискам и неопределенности, которые могут замедлить начало предоставления услуг на некоторых территориях и увеличить стоимость строительства необходимой инфраструктуры. К числу таких рисков, относятся правила, регулирующие применение телекоммуникационного оборудования в сетях связи общего пользования и ввод в эксплуатацию новых объектов. В частности, все виды оборудования подлежат обязательной государственной сертификации. [18, 16].
Риски, связанные с возможным изменением цен на сырье, услуги, используемые эмитентом в своей деятельности (отдельно на внутреннем и внешнем рынках), и их влияние на деятельность эмитента и исполнение обязательств по ценным бумагам.
Для расширения сетей и развития телекоммуникационной инфраструктуры эмитент осуществляет закупки специального дорогостоящего, в основном импортного оборудования. В связи с этим существуют риски, связанные с (а) возможной девальвацией рубля по отношению к Евро и Доллару США и (б) возможным повышением цен на оборудование и услуги, используемые эмитентом в своей деятельности, может оказать негативное влияние на его финансовые показатели, так как приведет к росту расходов и как следствие - к уменьшению прибыли
Высокий уровень конкуренции приводит к необходимости снижения тарифов на услуги эмитента с целью обеспечения конкурентоспособности его услуг на рынке. Снижение тарифов, наряду с вложением инвестиции в развитие телекоммуникационной инфраструктуры и сокращением темпов роста абонентской базы, может привести к снижению рентабельности бизнеса. [13].
Будущая
выручка от абонентов не является
в достаточной степени
Финансовые риски
Высокая
инфляция отражается на курсе рубля
по отношению к доллару и евро
и может привести к увеличению
ряда расходов компании, выраженных в
этих валютах. Такие расходы включают
оплату труда и арендную плату, которые
существенно зависят от общего повышения
уровня цен в России. В ситуации
жесткой конкуренции ОАО «
С целью минимизации данного риска ОАО «МегаФон» в большинстве случаев устанавливает тарифы на свои услуги в зависимости от изменения курса рубля по отношению к доллару США.
Риски, связанные с изменением процентных ставок
Телекоммуникационная отрасль относится к числу капиталоемких отраслей народного хозяйства. Чтобы продолжать свое развитие, ОАО «Мегафон» необходимо производить существенные капитальные вложения, строить и развивать свои телекоммуникационные сети. Сохранение и укрепление позиций ОАО «МегаФон» на телекоммуникационном рынке потребует значительных дополнительных инвестиционных расходов. Чтобы удовлетворить свои инвестиционные потребности, ОАО «МегаФон» требуется привлечение дополнительного финансирования. Рост процентных ставок на рынке может привести к тому, что ОАО «МегаФон» будет вынужден привлекать более дорогие средства для финансирования своей инвестиционной программы и текущей деятельности.
Если Компания не сможет получить достаточных средств на коммерчески выгодных условиях, она, возможно, будет вынуждена существенно сократить расходы на развитие своих телекоммуникационных сетей, что может отрицательно повлиять на ее долю рынка и операционные результаты.
В тоже время увеличение процентных ставок снизит стоимость обслуживания в реальном выражении уже существующих займов, ставки по которым фиксированы. [16].
Таким образом, влияние изменения процентных ставок на деятельность ОАО «МегаФон» весьма существенно.
Риски, связанные с условиями кредитных договоров:
Инфляционный риск
Состояние российской экономики характеризуется высокими темпами инфляции. Уровень инфляции напрямую зависит от политической и экономической ситуации в стране. В случае увеличения темпов инфляции снижается реальная стоимость процентных выплат по обязательствам в национальной валюте, что является благоприятным фактором для ОАО «МегаФон».
Риски связанные с изменением курса обмена иностранных валют.
На сегодняшний день все тарифы эмитента по оказываемым услугам переведены на рубли и не привязаны к курсу доллара США.
Разнонаправленное изменение курса доллара и евро, а именно рост курса обмена евро относительно доллара США и рубля приведет к удорожанию оборудования для строительства сетей, поставляемого из Европы, таким образом, возможно существенное увеличение расходов эмитента, связанных с продолжением инвестиционной деятельности и капитальным строительством.
Для снижения валютных рисков эмитент планирует формировать специальный фонд (в виде валютных депозитов) для выплаты валютных обязательств Эмитента, увеличить оборачиваемость активов, номинированных в рублях, что обеспечит рост рублевых доходов и снижение оборотных средств.
Правовые риски
Основные
правовые риски в настоящее время
связаны с неопределенностью
особенностей правового регулирования
отдельных видов услуг и
Риски, связанные с изменением налогового законодательства
Как и любой иной субъект хозяйственной деятельности ОАО «МегаФон» является участником налоговых отношений. В настоящее время в Российской Федерации действует Налоговый кодекс и ряд законов, регулирующих различные налоги, установленные федеральными и региональными органами. Применяемые налоги включают в себя, в частности, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на рекламу, налог на имущество, акцизы, единый социальный налог и прочие отчисления. Соответствующие нормативные акты нередко содержат нечеткие формулировки, либо отсутствуют вообще при минимальной базе. Кроме того, различные государственные министерства и ведомства, равно как и их представители, зачастую расходятся во мнениях относительно правовой интерпретации тех или иных вопросов, что создает неопределенность и определенные противоречия.
Подготовка и предоставление налоговой отчетности вместе с другими компонентами системы регулирования находятся в ведении и под контролем различных органов, имеющих законодательно закрепленное право налагать существенные штрафы, санкции и пени. Вследствие этого налоговые риски в России существенно превышают риски, характерные для стран с более развитой фискальной системой.