Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2012 в 13:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничного торгового предприятия.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
- определение сущности ассортимента товаров и его характеристик, порядка формирования и факторов, на него влияющих;
- исследования ассортиментной политики и мероприятий совершенствования формирования ассортимента предприятий розничной торговли;
- анализ формирования ассортимента и ассортиментной политики в ООО «Точка НН», в т. ч. анализ показателей ассортимента, исследование его соответствия запросам целевого рынка;

Содержание

Введение …………………………………………………………………… стр. 3
Глава 1 Теоретические аспекты формирования ассортимента
Понятие ассортимента и его характеристики ……………………….... стр. 5
Ассортиментная политика предприятия розничной торговли ………. стр. 7
1.3 Порядок формирования ассортимента товаров и факторы
на него влияющие………………………………………………………. …... стр. 10
1.4 Совершенствование формирования ассортимента товаров
в розничной торговле ………………………………………………………. стр. 12
Глава 2 Анализ формирования ассортимента в ООО «Точка НН»
и направления его совершенствования
2.1 Организационно-правовая и экономическая характеристика ………... стр. 16
2.2 Анализ показателей сформированного ассортимента …………..…….. стр. 27
2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого
рынка ………………………………………………………………………… стр. 33
2.4 Направления совершенствования ассортиментной политики………. стр. 35
Заключение ………………………………………………………………… стр. 40
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 139.03 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 6  - Балльная характеристика ООО «Точка НН» и конкурентов

Критерии оценки

Оценка в баллах (от 1 до 5)

ООО

«Точка НН»

ООО

«Магнит»

ООО

«РЖД»

ООО

«Сэвен»

1.Цены за товар

4

3

2

3

2.Ассортимент

4

4

4

4

3.Качество товаров

3

3

1

3

4.Культура обслуживания

4

4

3

3

5.Местоположение

3

4

3

3

6.Режим работы

4

4

3

4

7.Посещаемость

4

4

2

4


 На основании полученных  данных следует сделать выводы  о том, что основным конкурентом  для ООО «Точка НН» является  ООО «Магнит» по такому направлению  как месторасположение.

Графическое представление полученных данных представлено на рисунке 2.

 

    1. Анализ показателей сформированного ассортимента

Порядок формирования ассортимента состоит из 5 этапов:

  1. Исследования рынка. На этом этапе изучают товар, анализируют условия конкуренции, анализируют рыночную сегментацию и формы и методы сбыта и доведения товара до покупателя.
  2. Исследование собственных возможностей предприятия. Проводят анализ материально – технической базы (площадь торгового предприятия, наличие складских помещений, форма торгового зала).
  3. Выбор ассортиментной стратегии. Ассортиментная стратегия – совокупность направлений ассортиментной политики на длительного периода деятельности.
  4. Непосредственно формирование ассортимента предприятия. Устанавливается основная группа реализуемых товаров, определяется количество видов реализуемых по их отличительным признакам, разработка конкретного перечня реализуемых товаров.
  5. Определение рентабельности нового ассортимента. Производится на основе данных о товарообороте, об издержках обращения, о полученной прибыли от реализации продукции, далее рассчитывается точка безубыточности.

Ассортиментная стратегия предприятия заключается в следующем:

  • торговать товарами с высокой оборачиваемостью;
  • вводить в ассортимент товары – новинки, на которые ожидается прогнозируемый спрос;
  • несмотря на сокращение товара, имеющего малый спрос, необходимо оставлять те товары, которые определяют максимальную широту ассортимента;
  • реализуя товар тех поставщиков, которые являются наиболее выгодными для предприятия, отдавать  предпочтение им, относительно других.

Факторы, влияющие на формирование ассортимента:

  1. Общие факторы. На данном предприятии основной фактор формирования ассортимента товаров – это покупательский спрос.
  2. Специфические факторы. К таким факторам относятся тип данного предприятия (Магазин «Товары повседневного спроса»),, его материально – техническая база, объём его деятельности.

Ассортимент магазина можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен восемнадцатью ассортиментными группами. В качестве сопутствующего ассортимента выступают промышленные, в том числе хозяйственные товары: мыло, стиральные порошки, предметы личной гигиены и другие средства бытовой химии, спички, то есть то, в чем может существовать потребность покупателя помимо продовольственных товаров.

Наличие сопутствующих товаров дает возможность увеличения доходов магазина, повышает его авторитет, является попыткой разнообразить ассортимент товаров и увеличить выбор покупателя, обеспечить покупателю возможность осуществления покупки в одном месте.

Принцип формирования товарного ассортимента в магазине – функциональный, то есть он призван удовлетворять потребности людей, прежде всего в продуктах питания. Товарный ассортимент является насыщенным, так как в продаже имеются аналогичные товары разнообразных производителей.

Номенклатура магазина включает в себя продукцию восемнадцати ассортиментных групп:

Хлеб, хлебобулочные изделия  в пром. потребительской упаковке.

Бакалейная группа товаров  в пром. потребительской упаковке, в т. ч. в развесе.

Кондитерские изделия  сахаристые, мучные, в т. ч. кремовые, в пром. потребительской упаковке.

Молочная и кисломолочная  продукция в пром. потребительской упаковке, в т. ч. сыры в разрез.

Масложировая продукция  товаров в пром. потребительской упаковке.

Мороженное в пром. потребительской упаковке.

Колбасные изделия, мясные деликатесы в пром. потребительской упаковке.

Пресервы рыбные, рыбные деликатесы в пром. потребительской упаковке.

Мясо птицы, охлажденные  мясопродукты, субпродукты в пром. потребительской упаковке.

Рыба свежезамороженная  из холодильного оборудования.

Яйцо куриное.

Овощи, фрукты, сухофрукты, орехи по договору поставки.

Детское питание в пром. потребительской упаковке.

Диабетическое питание в пром. потребительской упаковке.

Безалкогольные напитки, соки ,минеральная вода, в пром. потребительской упаковке.

Алкогольная продукция, пиво в пром. потребительской упаковке.

Табачные изделия, исключая по – штучно.

Корма для животных.

Таким образом, количественно  широта номенклатуры супермаркета равна 18.

Насыщенность представленной номенклатуры, то есть общее число  составляющих ее отдельных продуктов, у объекта изучения 420. Средняя насыщенность товарного ассортимента (средняя товарная линейка) магазина определяется делением общего количества продукции (420) на количество ассортиментных групп (18). Таким образом, средняя товарная линейка магазина охватывает 23 позицию.

Глубину номенклатуры можно  определить исходя из количества вариантов  исполнения каждого продукта в рамках ассортиментной группы. Была рассчитана глубина номенклатуры магазина. Например, сметана продается различной жирности (15%; 20%; 25%), в двух упаковках (пакетах и пластиковых коробках) и в двух расфасовках (по 0,25 л. и по 0,5 л.), значит, глубина номенклатуры сметаны равна 3*2*2=12. Сами параметры определения глубины номенклатуры и ассортимента продукта зависят от конкретного продукта. Среди таких параметров использовались вид расфасовки, жирность, масса, форма продукта, вид обработки, сортность. Таким образом, были рассчитаны все ассортиментные группы. Глубина номенклатуры супермаркета составила 789.

Ассортиментные группы продукции магазина являются гармоничными, так как включают товары широкого потребления (продукты питания). Под гармоничностью номенклатуры и ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций.

В целях более глубокого  и подробного изучения товарного  ассортимента магазина каждая из 18 ассортиментных групп была разделена на несколько ассортиментных подгрупп, объединенных однородными признаками.

Ассортиментная группа «Молочная и кисломолочная продукция» разделена на 8 ассортиментных подгрупп: молоко, сливки, кисломолочные продукты, сметана, творог и творожные продукты, сыры, мороженое, сгущенные изделия. Таким образом, широта ассортиментной группы «Молочная и кисломолочная продукция» равна 8. Насыщенность этих подгрупп определялась по торговым маркам и наименованиям продуктов. Глубина рассчитывалась способом, рассмотренным выше.

Широта, насыщенность и глубина  ассортиментной группы «Молочная и кисломолочная продукция»:

1. молоко коровье 15;

2. сливки 2;

3. кисломолочные продукты  8;

4. сметана 4;

5. творог и творожные  продукты 6;

6. мороженное 11;

7. сыры 9;

8. молочные консервы сгущенные  3;

Как показал анализ, насыщенность ассортиментной группы «Молочная и кисломолочная продукция» равна 58. Наиболее насыщенным является ассортимент молока –  15 торговых марок, наименее насыщен ассортимент сливок – 3 марки. Самым глубоким также является ассортимент молока, то есть покупатель реально может выбрать молоко по своему вкусу и требованиям. Из числа наименее глубоких ассортиментов следует выделить сливки, сметану и молочные консервы сгущенные. Это говорит о том, что необходимо обратить внимание на данные продукты и разнообразить их.

Достаточно глубокий, способный  удовлетворить потребности покупателя, ассортимент творога и мороженого. Таким образом, глубина ассортиментной группы «Молочная и кисломолочная продукция» составила 92.

Вторая ассортиментная группа «Мясо и мясопродукты» представлена в магазине 3 ассортиментными подгруппами: мясные консервы, мясные пресервы, замороженное мясо. Таким образом, широта данной ассортиментной группы равна 3. Насыщенность группы составляет 17 торговых марок и видов, глубина 6 вариантов исполнения мясных товаров.

Можно сказать, что самым насыщенным в этой ассортиментной группе является ассортимент мясных пресервов, который представлен 8 торговыми марками в разном исполнении, так как он является и самым глубоким, а также ассортимент мясных консервов (7 марок). Следовательно, ассортимент данной подгруппы не является насыщенным.

Следующая ассортиментная группа «яйца» представлена характерным для  данной группы нешироким ассортиментом – яйца куриные. Насыщенность маленькая. Глубина данной ассортиментной группы равна 3, то есть в продаже имеются яйца 1, 2 категорий и диетические. Нет в продаже яичных продуктов. Но в целом ассортимент яиц способен удовлетворить потребности покупателей, так как производитель местный, значит продукт всегда свежий. Кроме того, реализуются востребованные категории яиц.

Ассортиментная группа «Колбасные изделия» разделена на три ассортиментных подгруппы: колбасы вареные, колбасы копченые, колбасы полу копченые.

В целом насыщенность ассортиментной группы «Колбасные изделия» равна 20, а глубина – 14. Наиболее насыщенным является ассортимент вареных колбас – 11 торговых марок, а менее насыщенным – колбасы полу копченые (только лишь 4 марки). Не достаточно насыщенным ассортиментом признан ассортимент копченых колбас (5), то есть покупатель не удовлетворен таким ассортиментом данной товарной группы.

Ассортиментная группа «Овощи, фрукты» имеет насыщенность, состоящую из 7 видов: свежие огурцы, свежие помидоры, картофель, лук репчатый,  яблоки и бананы. То есть данная ассортиментная группа является не насыщенной. Глубина составляет 7 разновидности данного продукта.

Следующая ассортиментная группа «Кондитерские товары» имеет широту 6 ассортиментных подгрупп.

Широта, насыщенность и глубина  кондитерских товаров

Фруктово-ягодные изделия 7 – 6;

Карамель 5 – 6;

Шоколад и какао-порошок 8 – 10;

Мучные изделия 2 – 47;

Конфеты 15 – 26;

Халва 2 - 3.

В целом насыщенность кондитерских изделий составляет 39 торговые марки, а глубина – 98. Среди перечисленного, самый насыщенный и разнообразный ассортимент мучных кондитерских изделий и конфет. Покупателю предлагается разнообразный и широкий выбор данных товаров. Наименее насыщенный ассортимент халвы.

Широта, глубина, насыщенность ассортиментной группы «Хлеб и хлебобулочные изделия»:

Хлеб 3 – 5;

Булочные изделия 6 – 24;

Бараночные изделия 2 – 5;

Сухарные изделия 1 – 2.

В супермаркете предлагается достаточно глубокий ассортимент булочных изделий, которые поставляются местным  производителем, политика которого направлена на обеспечение производства разнообразного ассортимента хлебобулочных изделий. Высокая насыщенность (6 марок) и глубина (24 варианта исполнения продукта) отмечается у ассортимента булочных изделий.

Таким образом, из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы. В первую очередь необходимо обратить на группы с малой глубиной: колбасные изделия, мясо и мясопродукты , овощи. Руководству магазина следует обратить внимание на данные товарные группы и разнообразить их ассортимент. Наиболее широким ассортиментом в супермаркете представлены ассортиментные группы «Молочная и кисломолочная продукция», «Хлеб и хлебобулочные изделия», «Кондитерские изделия», «Яйцо куриное».

2.3 Исследование соответствия ассортимента запросам целевого рынка

Целевой рынок представляет собой сегмент рынка, над которым предприятие сосредотачивает свои силы. Выбранным сегментом рынка являются покупатели.

Для исследования соответствия ассортимента запросам покупателей  необходимо провести опрос по тем покупателей, которые непосредственно приобретают продукцию именно в данном магазине.

Опрос проводился продавцами – кассирами, в периоды наибольшего  потока покупателей. Опрашивались покупатели непосредственно на кассе, при оплате купленного товара. В опросе принимали  участие не все потребители, опрашивались те, кто приобретал товар, в среднем, который входил в состав более 5 ассортиментных групп.

Опрос проводился методом  анкетирования, покупатель сам заполнял бланк анкеты на рассчетно-кассовом узле.

Проведенный опрос выявил то, что сформированный ассортимент магазина «Точка НН» не совсем удовлетворяет запросы покупателей. Опрос проводился по некоторым наименованиям товарных групп, присутствующих в ассортименте данного магазина:

Информация о работе Формирование ассортимента предприятия розничной торговли и пути его совершенствования