Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 18:57, контрольная работа
Денежно-кредитная политика - очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, не нарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом и происходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообще невозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевые решения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвенным образом.
В идеале денежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полную занятость и экономический рост - таковы ее высшие и конечные цели.
Введение
3
Глава 1 Сущность и инструменты денежно-кредитной политики
4
Глава 2 Влияние денежно-кредитной политики на промышленные предприятия
15
Заключение
19
Список используемых источников
Новый вклад в $1000 породил расширение депозитов банковской системы в $5000 (т. е. в 5 раз). Т.е. банковская система в результате мультипликации создает сумму денег в 5 раз превышающую первоначальную. Создание банковских денег связано с механизмом депозитного (банковского) мультипликатора или мультипликатора денежной экспансии: количество вновь созданных денег в результате кредитов банка обратно пропорционально норме резервных требований. В общем виде:
kd = 1/rr,
где rr - норма обязательных банковских резервов.
Например, если норма обязательных резервов равняется 20%, то любое их изменение (увеличение или уменьшение) должно теоретически вызывать аналогичное изменение (увеличение или уменьшение) объема депозитов до востребования в 5-кратном размере. Депозитный мультипликатор основан на том, что резервы, которые теряет один банк, приобретает другой банк, поэтому они не теряются для банковской системы в целом.
Процесс создания депозитов может "работать" и в обратном направлении, когда истощение резервов вызывает сокращение банковских денег. В случае изъятия депозитов должно произойти столь же многократное сокращение общего их объема, т. е. в соответствии с представленным примером - при норме обязательных резервов в 20% изъятие депозита в $1000 должно теоретически породить ликвидацию депозитов на $5000.
На практике современный механизм эмиссии бумажных денег действует не столь гладко и прямолинейно, как в теории; иногда он может и не срабатывать; в подобных случаях происходят нарушения равновесия в кредитно-денежной сфере и возникают высокая инфляция. Причины подобных сбоев различны. Наиболее серьезная причина - часто проявляющееся стремление со стороны правительства и особенно министерства финансов решать свои финансовые проблемы за счет усиления денежной эмиссии.
Сущность операций на открытом рынке
заключается в покупке и продаж
Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег.
Покупку государственных ценных бумаг у населения центральный банк оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки, где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.
Если количество денег в стране необходимо сократить, центральный банк продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.
Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. Центральный банк учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.
Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия центрального банка на денежно-кредитную сферу. Операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от других методов денежно-кредитной политики.
Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
- условий сделки - купля-продажа за наличные или купля на срок с обязательной обратной продажей - так называемые обратные операции (операции РЕПО);
- объектов сделок - операции с
государственными ил и
- срочности сделки - краткосрочные (до 3 мес) и долгосрочные (от 1 года и более) операции с ценными бумагами;
- сферы проведения операций - охватывают
только банковский сектор или
включают и небанковский
- способа установления ставок -
определяемые центральными
Установление норм обязательных резервов коммерческих банков – следующий метод, с одной стороны, способствует улучшению банковской ликвидности, а с другой - эти нормы выступают в качестве прямого ограничителя инвестиций. Изменения норм обязательных резервов - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые данный метод применили в США в 1933 г.
В отличие от операций на открытом рынке и учетной политики этот механизм денежно-кредитного регулирования затрагивает основы банковской системы и способен оказывать сильное воздействие на финансово-экономическую систему в целом.
Наряду с косвенными инструментами
могут применяться и администра
Метод использования количественных кредитных ограничений. Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.
Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.
Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.
К селективным методам денежно-
Регулирование риска и ликвидности банковских операции. В многочисленных правительственных положениях и документах (законах, актах, инструкциях, директивах, указаниях и т.д.), регулирующих операционную деятельность банков, основное внимание уделяется риску и ликвидности банковских операций. Государственный контроль за риском усилился в последние два десятилетия.
Характерно, что риск банковской деятельности определяется не через оценку финансового положения должников, а через соотношение выданных кредитов и суммы собственных средств банка.
ГЛАВА 2 ВЛИЯНИЕ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
Для осуществления динамичной структурной модернизации отечественной промышленности требуется коренное повышение эффективности денежно-кредитного регулирования. В области денежно-кредитной политики надлежит, во-первых, устранить основные причины демонетизации экономики, т.е. отказаться от необоснованной политики количественного регулирования денежной массы и перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным снижением до уровня, не превышающего норму рентабельности внутренне ориентированных секторов промышленности.
Согласно подходу Центрального банка расширение ликвидности, увеличение денежной базы опираются исключительно на приток валюты в валютные резервы. Данный подход закрепляет сложившуюся у нас экспортно-ориентированную модель экономического роста, согласно которой ключевую роль в обеспечении народнохозяйственного развития финансовыми ресурсами играют экспортные отрасли. Внутренний спрос отходит на второй план, а на первый выдвигаются факторы мирохозяйственной конъюнктуры, внешние спросовые параметры. В соответствии с этим выстраиваются и механизмы денежно-кредитной политики: они начинают выполнять некие пассивные, вторичные функции, реализующие целеустановку на приток экспортной выручки и иностранных инвестиций. Главный изъян рассматриваемого подхода состоит в том, что он консервирует сложившуюся энергосырьевую направленность российской промышленности. Поскольку основные вывозимые Россией товары, как известно, энерго-сырьевые, именно их экспортеры – продавцы валюты – формируют внутренний рублевый спрос. В результате вся «неэкспортная», в том числе наукоемкая экономика вынуждена ориентироваться на сырьевой сектор, становящийся «заказчиком» услуг других секторов.
В данной связи следует рассмотреть опыт США и Японии, где в основу формирования денежного предложения закладываются бюджетные параметры, отражающие приоритеты народно-хозяйственного, в том числе промышленного роста. Доля бюджетных ценных бумаг, приобретаемых центробанками названных стран при формировании денежной базы, достигает 70–90% последней. Это позволяет целенаправленно формировать «очаги» спроса и «точки» роста. Сначала приоритеты промышленного развития финансируются через бюджетные каналы, а затем соответствующие притоки ресурсов мультиплицируются и поступают в остальные секторы экономики, «по цепочке» продуцируя спрос и стимулируя рост в смежных и иных отраслях. При этом в составе госбумаг, на основе портфеля которых в решающей мере осуществляется центробанковская эмиссия, 50–70% приходятся на долгосрочные обязательства, что закладывает прочную базу государственной структурно-инвестиционной стратегии, обеспечивая приток в экономику «длинных» денег. Отмеченная же ставка российских денежных властей на приток в страну валюты резко усиливает зависимость всех внутриэкономических процессов от мировой экономической и политической конъюнктуры, отодвигая на задний план мощные рычаги реализации промышленной политики, которыми располагают Банк и Минфин России.
Для приведения денежно-кредитной политики в соответствие с задачами реализации приоритетов промышленного развития уровень денежного предложения следует привести в соответствие со спросом на кредитные ресурсы со стороны производственной сферы. Для этого вместо эмиссии денег под прирост валютных резервов нужно перейти к рефинансированию коммерческих банков под залог векселей платежеспособных предприятий реального сектора. Это потребует организации Банком России мониторинга платежеспособности крупных предприятий и обеспечения прозрачности центробанковской эмиссионной политики, приведения ее в соответствие с задачами ремонетизации экономики. В свою очередь, доступ предприятий к кредитным ресурсам, необходимый для их модернизации, потребует от них повышения прозрачности и эффективности хозяйственной деятельности. При таком формировании политики денежного предложения обеспечивается главная функция денежной эмиссии – кредитование модернизации промышленности и экономического роста. Снижая ставку рефинансирования, Банк России стимулирует рост активности хозяйствующих субъектов, повышая ее, – ужесточает требования к эффективности их работы. Это дает возможность проведения гибкой денежно-кредитной политики, адекватной целям и приоритетам структурной перестройки промышленности.
Необходимо приступить к формированию механизмов долгосрочного кредитования инвестиций в развитие и модернизацию предприятий, осваивающих перспективные технологии современного и нового укладов, создав для этого полноценные институты развития с механизмами их централизованного рефинансирования.
Следует отказаться от использования гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, отвлекающих денежные ресурсы из производственной сферы. Это касается эмиссии Банком России облигаций и открытия им депозитных счетов коммерческим банкам. Переориентация политики денежного предложения на рефинансирование производственной деятельности снимает проблему стерилизации «избыточной» денежной массы: соответствующим регулированием процентных ставок обеспечивается ее связывание в кредитовании роста объемов и повышения эффективности производства и предложение товаров и услуг. В результате проведения предлагаемых мер динамика денежного предложения станет соответствовать динамике действительного спроса на деньги, обеспечивая эффективное использование имеющегося в стране научно-производственного потенциала в целях прогрессивных структурных преобразований промышленности.
Для мобилизации финансовых ресурсов на приоритетных направлениях структурной перестройки промышленности целесообразно использовать систему государственных банков развития. Формально некоторые из этих банков – Российский банк развития, Росэксимбанк и Россельхозбанк – созданы, но ни один из них в качестве института развития так и не заработал.
Чтобы это произошло, они должны быть встроены в определенную систему организации финансовых потоков, включающих: механизмы рефинансирования таких банков; процедуры выбора приоритетных направлений экономического развития; надежный контроль эффективности использования предоставляемых кредитов. Государственная банковская система призвана компенсировать отсутствие эффективно работающего рыночного механизма внутри- и межотраслевого перелива капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время в России происходит существенное свертывание инвестиционных процессов, что может привести к консервации существующей структуры отечественной промышленности еще на несколько лет. Поиск эффективных методов и инструментов государственного регулирования структурных преобразований приобретает особую актуальность. В мировой практике накоплен обширный опыт использования методов прямого и косвенного регулирования экономики и ее структуры. Одним из инструментов регулирования развития промышленности выступает денежно-кредитная политика.