Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:42, курсовая работа
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение предпринимательства как оформившегося устойчивого явления относят к XVII веку. Оно развивалось сложно, сопровождалось и сопровождается бесконечным процессом возникновения и разрешения многочисленных противоречий. Его первые ростки начали пробиваться вместе со становлением рыночных отношений.
Введение 3
Глава 1. Сущность экономических реформ 7
1.1 Этапы реформирования предпринимательства в России 7
Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях 16
2.1. Предпринимательство на современном этапе 16
2.2. Современное реформирование экономики в области предпринимательства 18
Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21
3.1. Основные проблемы предпринимательства 21
3.2. Возможные пути развития 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
По направлению: современные проблемы экономического роста
На тему: «Экономические реформы и развитие предпринимательства»
Выполнила студентка
группы ЭЭБ-103-О
Рогозина А.А.
Научный руководитель К.э.н., профессор
Мухаровский Н.В.
Омск – 2013
Содержание
Введение 3
Глава 1. Сущность экономических реформ 7
1.1 Этапы реформирования предпринимательства в России 7
Глава 2. Состояние и развитие предпринимательства в современных условиях 16
2.1. Предпринимательство на современном этапе 16
2.2. Современное
реформирование экономики в
Глава 3. Проблемы в развитии и пути их решения 21
3.1. Основные
проблемы предпринимательства 2
3.2. Возможные пути развития 24
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Предпринимательство есть способ хозяйствования, который в результате многовековой эволюции утвердился в экономике всех развитых стран.
Первоначально предпринимателями называли предприимчивых людей, действующих на рынке, или просто людей энергичных, азартных, склонных к рискованным операциям. В дальнейшем к предпринимательству стали относить любую деятельность, направленную на увеличение прибыли и не запрещённую законом.
Однако возникновение
предпринимательства как
Предпринимательская деятельность
- по гражданскому законодательству РФ
самостоятельная, осуществляемая на свой
риск деятельность, направленная на систематическое
получение прибыли от пользования
имуществом, продажи товаров, выполнения
работ или оказания услуг лицами,
зарегистрированными в этом качестве
в установленном законом
Исследование истории
русского и российского
Взаимосвязь и взаимодействие
экономики и государственной
политики очевидны. Общее состояние
этих взаимоотношений - это фактор,
который самым наглядным
В последнее время при проведении экономических преобразований все меньше берутся в расчет не только культурные и исторические традиции Российского общества, но даже и современная психология общественного сознания. Безусловно, существуют проверенные временем устойчивые экономические модели, но они не применимы, если они не адаптированы к конкретной стране с ее традициями и сформировавшимся под влиянием этих традиций настоящим.
Предпринимательство как
сложное и многообразное
В процессе формирования предпринимательских структур в настоящее время можно выделить две главные тенденции.
Первая: преобладание государственных структур, отличающихся негибкостью и слабой степенью приспособляемости к изменяющимся условиям рынка, а также ограниченных в финансовых средствах.
И вторая: возникновение
и развитие предпринимательского сектора,
более гибкого и быстро приспосабливающегося
к изменяющемуся рыночному
Между тем, осуществление предпринимательства возможно лишь при наличии определенной предпринимательской среды, под которой понимается общественная экономическая ситуация, включающая в себя степень экономической свободы, наличие (или возможность появления) предпринимательского корпуса, доминирование рыночного типа экономических связей, степень доступа к возможности формирования предпринимательского капитала, возможность использования необходимых ресурсов.
Как конституционная организация, способная использовать определенные сочетания ресурсов для производства товара, принимать решения, создавать новшества и идти на риск - предпринимательство является типичным проявлением сущностных черт рыночной экономики.
В свою очередь, переход к рынку немыслим без развития предпринимательства в самых разнообразных ею видах и формах. Естественно, что степень цивилизованности и эффективности предпринимательства находится в прямой зависимости от характера и структуры макросреды своего функционирования. Актуальность данной темы обусловлена тем, что предпринимательство как явление, которое является двигателем производства, является основой для выхода стран из мирового финансового кризиса. Поэтому нужно особо подходить к правовым и экономическим вопросам организации предпринимательской деятельности, а в особенности – к ее реформированию.
Объектом исследования данной работы является предпринимательская деятельность в России.
Предметом исследования являются
экономические отношения, возникающие
в сфере осуществления
Целью данной работы служит изучение теоретических и практических аспектов развития предпринимательской деятельности и влияния на него государственного экономического реформирования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
- Рассмотреть сущность
экономических реформ в
- Рассмотреть историческое развитие отечественного предпринимательства
- Охарактеризовать текущую
ситуацию в области
- Проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства
История российского
Тем не менее, и сегодня многие важные теоретические вопросы становления и развития российского предпринимательства, прежде всего его периодизация, остаются практически не изученными. И все же нельзя сказать, что затронутая проблема в той или иной форме не отражается в работах, посвященных предпринимательству или экономической истории России. Можно сказать, что в каждой подобной работе вопросы периодизации присутствуют, но это делается, как правило, только на уровне перечисления тем без какого-либо серьезного обоснования. Такой подход, в свою очередь, приводит к тому, что в различных исследованиях, претендующих на исчерпывающее рассмотрение проблемы предпринимательства, она представлена в разных хронологических рамках: одни исторические периоды существенно расширяются пли произвольно укрупняются, а другие просто исчезают из поля зрения авторов.
В целом можно выделить следующие этапы развития российского предпринимательства, начиная со времен Киевской Руси и заканчивая в современным временем.1
Первый этап в становлении предпринимательства охватывает Древнюю Русь и распадается на два относительно самостоятельных периода. Это период Киевской Руси, т.е. период, когда у восточных славян появляется собственное государство (IX—XII вв.), и период феодальной раздробленности на Руси, хронологически продолжавшийся с XII в. до конца XIV в. В контексте развития предпринимательства на данном этапе можно говорить о том, что оно существовало преимущественно как торговое предпринимательство, а само государство, по существу, выступало в качестве транзитного государства, контролировавшего важные международные торговые маршруты, получившие в истории названия «Великий путь из варяг в греки и «Великий Волжский путь». Если в первом периоде именно транзитная торговля являлась основным двигателем предпринимательства, то в период феодальной раздробленности можно говорить о начале формирования внутренней межобластной торговли, причем это характерно как для домонгольского, так монгольского периода феодальной раздробленности на Руси.
Второй этап можно условно назвать — Московская Русь (вторая половина XIV—XVII в.), поскольку на этом этапе шел процесс укрепления прежде всего Московского царства и формировался новый тип государственного устройства, что самым непосредственным образом отразилось на предпринимательской активности.
С точки зрения истории
предпринимательства Московской Руси
выделяются три периода. Это период
становления Московского
В то же время к концу XVII в. дальнейшее укрепление централизованной власти, закрепощение крестьянства и сложившиеся формы взаимоотношений предпринимателей и власти приводят к экономическому отставанию страны от практически вступившей на путь капиталистического развития Европы.
Подобная ситуация объективно приводит к общественно-политическому и экономическому кризису, выход из которого связан с формированием третьего этапа в истории российского предпринимательства, который условно можно назвать — Императорская Россия. Данный этап можно подразделить на два самостоятельных периода. Это период правления Петра 1 и послепетровской эпохи (первая половина XVIII в.) и период, связанный с реформами Екатерины II (вторая половина XVIII в.).
Петровская политика в
отношении поощрения
Либеральный курс Екатерины II, направленный на всемерное поощрение промышленности и торговли, знаменовал начало нового периода в развитии предпринимательства. «Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) открыла возможность более активного участия этого привилегированного сословия в предпринимательской деятельности, а «Жалованная грамота городам» (1785 г.) позволила купечеству окончательно оформиться в качестве самостоятельного сословия.
Политика, проводимая Екатериной II в конфессиональной сфере, способствовала активному вовлечению в предпринимательскую деятельность старообрядцев и представителей других конфессий. Однако в данный период, несмотря на очевидные успехи в торговле и промышленности, не произошло перелома в установлении новых, капиталистических отношений. Развитие предпринимательской активности сдерживалось наличием крепостного права и в силу этого отсутствием реального рынка рабочей силы.
Четвертый этап — зарождение и развитие капитализма в России — охватывает практически весь XIX в. и четко делится на два самостоятельных периода. Первый — дореформенный (начало — середина XIX в.); второй — пореформенный период, наступивший в результате отмены крепостного права в 1861 г. и продолжавшийся условно до 1893 г.
В первом периоде намечается (хотя и крайне ограниченно) начало промышленного переворота, состоявшего в переходе от мануфактурного к фабричному производству, основанному преимущественно на вольнонаемном труде что создавало условия для перехода к капитализму и формированию предпринимательства капиталистического типа.
Информация о работе Экономические реформы и развитие предпринимательства