Управление базами данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения курсового проекта является приобретение студентами практических навыков проектирования баз данных и разработки программного обеспечения по управлению базами данных с использованием СУБД. В ходе выполнения данного курсового проекта необходимо разработать информационную базу данных для больницы, которая поможет любому пользователю легко найти нужную информацию о любом сотруднике или пациенте.
В задачи курсового проекта входят:
1. Разработка структуры баз данных.
2. Работа с несколькими таблицами и установление взаимосвязей между таблицами.
3. Разработка системы меню.
4. Разработка и формирование отчетов.
5. Использование расширенных средств СУБД ввода и вывода данных.
6. Организация справочной системы.

Содержание

Введение
1. Постановка задачи
2. Обоснование выбора СУБД и программного обеспечения
3. Структура базы данных
3.1 Концептуальная модель данных
3.2 Логическая модель данных
4. Нормализация отношений
5. SQL – запросы
6. Интерфейс системы для работы с базой данных
6.1 Главное окно программы
6.2 Разработка меню
7. Отчеты
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

cerinte.docx

— 543.84 Кб (Скачать файл)

Схема данных:

 

2.2 Описание метода доступа  к базе данных 

 

Метод доступа ADO.

Объекты данных ActiveX (ActiveX Data Objects, или ADO) — это новейший метод доступа к данным .

ADO обеспечивает средства, с помощью которых программа получает доступ к базе данных. Объекты ADO подключаются к базе данных посредством провайдера OLE DB.

OLE DB представляет собой новый, разработанный Microsoft, низкоуровневый интерфейс, обеспечивающий доступ к множеству различных типов данных.

Провайдер OLE DB предоставляет доступ объектам ADO к этим базам данным. В свою очередь, объекты ADO позволяют подключаться к данным из прикладных программ.

Специализированные элементы управления данными (DataGrid и ADO Data). С помощью элемента управления Data можно элементарно подключиться к базам данным: достаточно настроить несколько его свойств и "связать" с ним некоторые другие элементы управления, которые будут реально отображать информацию.

Все используемые в программе  данные поступают от некоторого источника  данных, который может представлять собой любую базу данных— в  нашем случае Microsoft Access. 

Существует множество  различных систем баз данных, и  подключиться можно практически  ко всем. Технология ODBC представляет собой одно из наиболее распространенных средств подключения к самым различным источникам данных.

ADO Data содержит следующие вкладки:

General. Определяет способ подключения элемента управления ADO Data к базе данных.

RecordSource. Определяет набор записей, который элемент управления ADO Data должен получить из источника данных. Здесь можно указать имя таблицы (или хранимой процедуры) либо SQL-запрос.

Color и Font. Определяет внешний вид элемента управления ADO Data.

2.3 Клиентское программное  обеспечение 

 

2.3.1 Программные модули

Запросы к БД:

1.поиск по специализации  врача:

procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);

begin

Form7.ShowModal;

end;

2.поиск по группе крови  пациента:

procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);

begin

Form8.ShowModal;

end;

3.поиск по страховой  компании:

procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);

begin

Form9.ShowModal;

end;

 

2.3.2 Интерфейс программы

 

Рисунок 3 – Главная форма

Рисунок 4 - Таблица: Врачи

 

Рисунок 5 - Таблица: Пациенты

Рисунок 6 - Таблица: Приёмы

 

Рисунок 7 - Таблица: Курсы  лечения

Рисунок 8 - Таблица: Регистрационная  карта

 

Рисунок 9 – Запрос: Поиск  врачей по специализации

Рисунок 10 - Запрос: Поиск  пациентов по группе крови

 

Рисунок 11Запрос: Поиск пациентов  по страховой компании

 

Рисунок 12 - Отчёт: Отчёт о  текущих врачах

 

 

 

Рисунок 13 - Отчёт: Отчёт о  ожидающих пациентах

2.4 Справочная система

При помощи кнопки Справка  можно узнать информацию о Delphi:

Delphi— язык программирования, который используется в одноимённой среде разработки. Сначала язык назывался Object Pascal.[2] Начиная со среды разработки Delphi 7.0[3], в официальных документах Borland стала использовать название Delphi для обозначения языка Object Pascal.

Delphi — результат развития языка Турбо Паскаль, который, в свою очередь, развился из языка Паскаль. Паскаль был полностью процедурным языком, Турбо Паскаль, начиная с версии 5.5, добавил в Object Pascal — динамическую идентификацию типа данных с возможностью доступа к метаданным классов (то есть к описанию классов и их членов) в компилируемом коде. 

 

. РАЗРАБОТКА БАЗЫ ДАННЫХ  

 

    1. Постановка задачи

 

 

Спроектировать  базу данных, построить программу, обеспечивающую взаимодействие с ней в режиме диалога, для работников регистратуры поликлиники.

В БД должны храниться  сведения о больных: ФИО, адрес, диагноз (может быть уточнен), дата заболевания; сведения о врачах: ФИО, No кабинета, No участка, дни и часы приема; описание болезней: название (диагноз), симптомы, лекарство. Возможно появление новых больных. Врач может уволиться из поликлиники.

Работникам регистратуры могут потребоваться следующие  сведения:

– адрес, дата заболевания, диагноз данного больного,

– ФИО лечащего врача  данного больного,

– номер кабинета, дни и часы приема данного врача,

– больные, находящиеся  на лечении у данного врача,

– симптомы данного  заболевания и рекомендуемое  лекарство.

Администратор БД может  вносить следующие изменения:

– появление нового больного,

– увольнение врача,

– изменение диагноза.

Необходимо предусмотреть  возможность выдачи справки о  болезни некоторого больного и отчетов  о работе поликлиники (количество больных, ФИО каждого врача и число  лечащихся у него больных, количество заболеваний по каждому виду болезни, расписание работы врачей поликлиники).  

 

 

 

    1. Анализ предметной области

 

 

Предметной областью в задании является данные о врачах и пациентах поликлиники.

Работнику регистратуры поликлиники может понадобиться информация о больных, врачах, известных  заболеваниях, а также справка  о заболеваниях пациента и отчет  о работе поликлиники.

Необходимо чтобы  в БД хранились сведения о больных, врачах, диагнозах каждого больного, описания всех известных диагнозов (симптомы и рекомендуемое лекарство). Также должны храниться сведения об участках (за какими адресами закреплены и какими врачами обслуживаются).

При выводе информации можно узнать следующие сведения:

      • адрес больного и его заболевания;
      • лечащие врачи заданного больного;
      • симптомы заданного заболевания и рекомендуемое лекарство;
      • время работы врача и участок, который им обслуживается;
      • пациенты заданного врача;

 

 

Администратор БД может  вносить следующие изменения:

      • добавлять нового больного;
      • изменять адрес больного, его диагнозы и даты заболевания;
      • добавлять нового врача;
      • изменять участок, номер кабинета и время приема врача;
      • увольнять врача;

 

 

В БД есть возможность  выдачи справки о болезни пациента и просмотра отчета о работе поликлиники.

Такое представление  повышает удобство использование базы данных, в данном случае ввод информации сведется к выбору необходимых сведений из списка, где это возможно, что, безусловно, повысит скорость ввода  информации и поможет избежать неверного  ввода параметров. 

 

 

  

 

    1. Использование ER-диаграмм

 

 

В приложении 1 приведены  сведения о разработке отношений, необходимых  для реализации базы данных, при  помощи ER - диаграмм. 

 

 

  

 

    1. Разработка структуры базы данных

 

 

Исходя из ER-диаграмм предметной области (см. прил. 1), правил теории баз данных [1, 2] и общих соображений по эффективной организации систем следует, что нужно создать следующие сущности:

      • Больные (FIO, Street, House);
      • Врачи (Area, Doctor_FIO, Office, WorkTime);
      • Диагнозы (Diagnosis);
      • Диагнозы больного (FIO, Diagnosis, Date);
      • Описание болезней (Diagnosis, Symptoms);
      • Рекомендуемые лекарства (Diagnosis, Medicine);
      • Принадлежность адрес - участок (Street, Area);
      • Area (Area);

 

  

 

Сущности  «Принадлежность адрес – участок» и «Area» созданы для того, чтобы реализовать отношения многие ко многим (в соответствии с правилами теории баз данных). Поэтому, получаем следующие связи между полученными сущностями. Для наглядности можно посмотреть схему данных (см. прил. 2).   

 Сущность «Больные»  имеет связь один ко многим  с сущностью «Диагнозы больного»;    

 Сущность «Диагноз»  имеет следующие связи: один  ко многим с сущностью «Диагнозы  больного», один ко многим с  сущностью «Описание болезней»,  один ко многим с сущностью  «Рекомендуемые лекарства»;   

 Сущность «Принадлежность  адрес - участок» имеет связь  один ко многим с сущностью  «Больные»;   

 Сущность «Area» имеет следующие связи: один ко многим с сущностью «Принадлежность адрес - участок», один ко многим с сущностью «Врачи»; 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

  1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПРОГРАММИСТУ

 

 

    1. Минимальные системные требования

 

 

Для стабильной работы БД рекомендуется следующая минимальная  конфигурация:

- Процессор x86 – совместимый или ALPHA на ядре Windows;

- ОЗУ 32 мегабайта;

- 300 Мб винчестер  (ОС Windows Access 2000 БД).

БД занимает при 10 записях 3,3 Мб. При 100 записях 3,31 Мб.

Сами записи занимают совсем небольшое место на диске. При вводе малого количества пациентов  размер БД может не увеличиться ни на байт. Это связано с размером страницы памяти, т.е. система следит за тем, чтобы размер файла БД был  кратен размеру страницы. На процессорах  x86 размер страницы составляет 4096 байт, а на процессорах ALPHA – 8192 байт. 

 

    1. Структура базы данных

 

 

База данных создана  в среде разработки Microsoft Access 2000. Она содержит 9 таблиц, 12 запросов для извлечения информации, 14 форм для ввода и просмотра информации, и 5 отчетов (справка о болезни пациента, расписание работы врачей, количество больных в поликлинике и у каждого врача в отдельности, количество заболеваний по каждому виду болезней).

Схема данных приведена  в прил. 2.

База данных состоит  из следующих таблиц: «Больные», «Врачи», «Диагнозы», «Диагнозы больного», «Описание  болезней», «Рекомендуемые лекарства», «Принадлежность адрес – участок», «Area».

Таблица «Больные»  содержит информацию о больных.

Структура таблицы  и свойства поля FIO приведены на рис. 1.

Рис. 1

Таблица «Врачи»  содержит информацию о врачах.

Структура таблицы  приведена на рис. 2. 

 

Рис.2 

 

 

 

Таблица «Диагнозы» содержит информацию об известных диагнозах.

Структура таблицы  приведена на рис. 3. 

 

Рис. 3 

 

 

 

Таблица «Диагнозы  больного» содержит информацию о  диагнозах каждого из больных.

Структура таблицы  приведена на рис. 4. 

 

Рис. 4 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Формат поля «Date» имеет спецификацию, приведенную на рис.5.  

 

Рис. 5 

 

Таблица «Описание  болезней» содержит симптомы каждого  заболевания.

Структура таблицы  приведена на рис. 6. 

 

Рис. 6 

 

Таблица «Рекомендуемые лекарства» содержит информацию о лекарствах, используемых при лечении каждого  заболевания.

Структура таблицы  приведена на рис. 7. 

 

Рис. 7 

 

 

 

Таблица «Принадлежность  адрес – участок», содержит логическую информацию о связи между адресом  и участком, к которому он принадлежит.

Структура таблицы  приведена на рис. 8. 

 

Рис. 8 

 

 

  

 

Формат поля «Area» имеет спецификацию, приведенную на рис.9.  

 

Рис. 9 

 

Таблица «Area», содержит логическую информацию об участке для обеспечения отношения «многие – ко - многим».

Структура таблицы  приведена на рис. 10. 

 

Рис. 10 

 

    1. Структура интерфейса пользователя

 

 

База данных содержит следующие формы:

      • “Switchboard” – главная кнопочная форма, с которой начинается работа с БД;
      • “Сведения о больных” – просмотр сведений об имеющихся больных, их диагнозах и врачах;
      • “Диагнозы больного подчиненная форма” – подчиненная формы “Сведения о больных”;
      • “Сведения о врачах данного больного” – подчиненная формы “Сведения о больных”;

 

 

      • “Информация о больных” – просмотр и редактирование информации о больных, его диагнозах и врачах;
      • “Диагнозы больного подчиненная форма (Админ)” – подчиненная формы “Информация о больных”;
      • “Информация о врачах данного больного” – подчиненная формы “Информация о больных”;

 

 

      • “Сведения о врачах” – просмотр сведений о врачах и его больных;
      • “Сведения о больных данного врача” – подчиненная формы “Сведения о врачах”;

 

 

      • “Информация о врачах” – просмотр и редактирование информации о врачах;
      • “Информация о больных данного врача” – подчиненная формы “Информация о врачах”;

Информация о работе Управление базами данных