Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 18:25, контрольная работа
Цель данной контрольной работ: явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи контрольной работы:
- Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
- Классифицировать речевую агрессию по видам
- Определить последствия речевой агрессии
- Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.
Введение
В современном мире средства
массовой информации занимают достаточно
большую нишу в духовной жизни
общества. И, к сожалению, сейчас стало
повсеместно проявляться
Цель данной контрольной работ: явление речевой агрессии в СМИ.
Задачи контрольной работы:
- Выяснить, как именно проявляется агрессия в СМИ
- Классифицировать речевую агрессию по видам
- Определить последствия речевой агрессии
- Определить случаи применения речевой агрессии в СМИ.
Глава I. Различное определение понятий речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия - явление многогранное, которое может затронуть практически все сферы жизни человека по причине того, что общение фигурирует во всех этих сферах. Именно поэтому понятие «речевая агрессия» по-разному трактуется исследователями.
Речевая агрессия – осуществляемое
средствами языка воздействие на
сознание адресата, а именно явное
и настойчивое навязывание
Речевая агрессия как «неаргументированное вовсе или недостаточно аргументированное открытое или скрытое (латентное) вербальное воздействие на адресата, имеющее целью изменение его личностных установок (ментальных, идеологических, оценочных и т. д.) или поражение в полемике».
Речевая агрессия – намеренная
нацеленность на оскорбление или
причинение вреда человеку посредством
речевых различных речевых
Сделав вывод из данных определений, я склоняюсь к определению, так как речевая агрессия осуществляется при помощи речи и влияет на сознание человека. А изменения личностных установок причинение вреда человеку это уже следствие негативного влияния на сознание
I.I. Виды речевой агрессии
Психологическая трактовка видов речевой агрессии.
Активная прямая агрессия.
К этому виду вербальной агрессии
относятся командные
Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.
Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:
Эксплицитная речевая агрессия – ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
Имплицитная речевая агрессия – скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.
По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:
1) Сильная речевая агрессия
– явная брань или ругательства
(такое можно нередко увидеть
в публичных дискуссиях В.В.
Жириновского), когда говорящий не
скрывает своего желания
2) Слабая (стертая) речевая
агрессия – агрессия по
По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:
1) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
2) Неосознанная или осознанная
недостаточно речевая агрессия.
Данная речевая агрессия
I.II. Способы речевой агрессии
1) Немотивированное, затрудняющее
понимание текста
2) Экспансия жаргонизмов
3) Инвективная лексика (Инвективная лексика – лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)
4) Языковая демагогия
5) Излишняя метафоризация
6) Использование устойчивых
выражений, пословиц и
7) Использование имен
нарицательных, соотносимых с
определенными отрицательно
8) Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.
В газетной речи одним из
самых распространенных средств
выражения субъективного
Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме
Из-за частоты проявления
речевой агрессии, лингвисты стали
всесторонне изучать, как именно
это явление проявляет себя в
различных сферах общественной жизни.
Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться
не строго лингвистическими терминами,
а оценочными, в наши дни чрезвычайно
высок уровень агрессивности
в речевом поведении людей. Необыкновенно
активизировался жанр речевой инвективы,
использующий многообразные образные
средства негативной оценки поведения
и личности адресата - от экспрессивных
слов и оборотов, находящихся в
пределах литературного
I.III. Речевая агрессия как способ оскорбления
В настоящее время СМИ часто используют речевую агрессию для уничижения какого-то субъекта (объекта). Это происходит при недостатке аргументов для объективной критики.
Инвективная лексика часто
фигурирует в средствах массовой
информации в прямой речи людей, у
которых журналист берет
Как эксплицитное проявление речевой агрессии можно рассматривать употребление жаргонных слов. Исследователи отмечают экспансию в СМИ лексики малых социумов, жаргонизацию и даже криминализацию языка.
Чем же можно объяснить жаргонизацию СМИ? Это объясняется тем, что средства массовой информации стремятся показаться читателю (зрителю или слушателю) своим. Кроме того, в языке СМИ жаргонная единица часто выступает как характерологическое средство при описании той или иной эпохи, времени или же речевых особенностей тех или иных персонажей.
Имплицитно речевая агрессия реализуется через средства выражения иронии. Поэтому, пользуясь ими, пишущий должен быть очень осторожен: люди, ставшие жертвой насмешки, могут принять ее за публичное оскорбление. В СМИ недопустимы выражения, граничащие с цинизмом, тем более в тех случаях, когда они употребляются в качестве заголовка.
Средством емкой, экспрессивной характеристики кого-, чего-либо в современной художественной литературе и публицистике служат так называемые прецедентные тексты. К их числу лингвисты относят как собственно тексты (например, тексты анекдотов, реклам, песен, определенных художественных произведений), так и отдельные высказывания (типа счастливые часов не наблюдают), а также антропонимы и топонимы (Обломов, Хлестаков, Иван Сусанин, Чернобылъ), связанные с известным;: текстами или с какими-то значимыми ситуациями. Все виды прецедентных текстов имеют общие свойства: во-первых, они хорошо известны большинству членов того или иного лингво-культурного сообщества; во-вторых, они являются символами определенных понятий или ситуаций; в-третьих, могут функционировать как свернутые метафоры. По сути, это своего рода цитаты, которые способны не только вызвать в памяти человека представление о каком-то герое, сюжетной ситуации или событии, но и - главное - активизировать определенное эмоционально-оценочное восприятие. Бойкое журналистское перо нередко использует прецедентный текст для выражения ядовитой иронии и сарказма в отношении тех или иных лиц:
К особому виду имплицитной
речевой агрессии можно отнести
приемы языковой демагогии, т.е. непрямого
воздействия на адресата, «когда идеи,
которые необходимо внушить ему,
не высказываются прямо, а навязываются
исподволь путем использования
возможностей, предоставляемых языковыми
механизмами». В качестве средства
эмоционального давления на читателей
нередко употребляется
К проявлениям речевой
агрессии можно отнести и
Глава II. Случаи речевой агрессии в СМИ
Речевая агрессия в средствах массовой информации носит несколько иной характер, чем при межличностной агрессии. Это происходит по причинам, которые будут оговорены ниже. Поэтому Л.М.Майданова выделяет следующие случаи речевой агрессии в средствах массовой информации:
1. автор своим материалом прямо призывает адресата к агрессивным действиям против предмета речи;
2. автор своим представлением
предмета речи вызывает или
поддерживает в адресате
3. автор агрессивно вводит
предмет речи в сферу адресата
и побуждает его совершить
не агрессивное, но прямо или
косвенно выгодное автору
II.I. Речевая агрессия на телевидении
На телевидении в различных
дискуссионных телепередачах, интервью
и тому подобных программах очень
часто возникает проявление речевой
агрессии. Это вполне объяснимо, ведь
каждый коммуникант старается повлиять
на остальных участников дискуссии,
чтобы захватить
1) Равноправие коммуникантов, несмотря на социальный статус.
2) Примерно одинаковое
время, отведенное для
3) Наличие цензуры.
4) Речь всех участников
дискуссий должна быть понятна
телезрителю и другим
5) Контроль за ходом
дискуссии осуществляет
Эти правила должны быть обязательны к исполнению на телевидении, но они перестают соблюдаться, как только один или несколько коммуникантов пытаются захватить коммуникативное пространство. И здесь они часто пользуются речевой агрессией как инструментом, который способен повлиять на массовое сознание телезрителей