Адаптация детей в детском саду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения – самостоятельность, внимание к окружающим, готовность помочь другому, а также способность находиться в группе детей.
Е. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие».

Содержание

Введение……………………………………………………………………1
1. Теоретические основы проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения……………………………………...4
1.1 Понятие, значение и причины адаптации…………………………….4
1.2 Формы адаптации………………………………………………………7
1.3 Организация работы в адаптационный период детей раннего возраста……………………………………………………………………..14
2. Исследования особенностей адаптации детей раннего возраста в дошкольном учреждении…………………………………………………..18
2.1Принципы и критерии успешной адаптации………………………….18
2.2 Художественная деятельность как одно из средств адаптации детей к ДОУ…………………………………………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………...35
Приложения…………………………………………………………………37

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО ПСИХОЛОГИИ (Автосохраненный).docx

— 72.41 Кб (Скачать файл)

Также анкетирование показало, что у большинства детей происходит дома процесс «откачки маятника». Одни дети, очень подвижные днем в детском саду, затихают. Им необходимо заняться чем-то спокойным: почитать книгу, порисовать, поиграть в успокаивающие игры. Другие дети, наоборот, дома «отрываются». В детском саду сидят в уголочке, стесняются или боятся, а дома им нужно выбросить лишнюю энергию, они обязательно должны быть в центре внимания. Если поведение родителей соответствует нуждам ребенка, то на следующий день ребенок чувствует себя хорошо, если же родители не видят, что нужно ребенку, то он начинает испытывать неудовлетворение, которое постепенно переходит в стресс.

Вывод

1.  Педагогические условия изобразительной деятельности, способствующие снятию эмоционального напряжения в период адаптации ребенка к ДОУ

2. разная степень влияния на определенные условия улучшает адаптацию.

3.  Гипотеза подтвердилась. Проведение занятий изобразительной деятельностью выстроенной по предложенным организационно педагогическим критериям успешно влияет на адаптацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, системы поведенческих реакций (динамического стереотипа) крохи, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.

На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей. Дети, имеющие отклонения в этих сферах труднее адаптируются к новым микросоциальным условиям. У них может развиваться эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья.

На характер адаптации ребенка влияют:

1) Уровень психического  развития ребенка.

2) Взаимоотношения ребенка  с матерью.

Период адаптации к изменению микросоциальных условий, в том числе при поступлении в дошкольное учреждение - сложный, своеобразный критический период в жизни ребенка, который определяется переживаемым психологическим и биологическим стрессом. Наиболее актуальна проблема адаптации у детей раннего возраста, часто болеющих, перенесших перинатальную гипоксию, которые характеризуются несовершенством, незрелостью адаптационных механизмов и иммунной системы. Адаптация у таких детей нередко протекает в виде "адаптационной болезни", что обусловливает значительное возрастание восприимчивости в этот период к вирусно-бактериальным инфекциям.

Первый этап подготовки детей в ДОУ необходимо начинать со сбора информации о потенциальных воспитанниках, организация родительских собраний. На таких мероприятиях решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители могут детально ознакомиться с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода, показателями адаптации и т.д.

Второй этап подготовки малыша к жизни в детском саду - знакомство с педагогами и сотрудниками детского сада. Формы этой работы: индивидуальные консультации; проведение совместных прогулок неорганизованных детей с детьми группы; открытые детские праздники ("Новый год", "Весна красна", "Масленица" и т.п.);знакомство родителей с соответствующей литературой из "Библиотеки детского сада".

Главное  - это привыкание ребенка к режиму детского сада. Резкая смена режима дня малыша влияет на его здоровье. Поэтому родители в этот период должны осуществлять рекомендованные педагогами и медиками мероприятия, которые способствуют укреплению здоровья малыша.

Основные принципы работы по адаптации детей следующие:

1. Тщательный подбор педагогов  в формируемую группу.

2. Постепенное заполнение  групп (прием 2-3 малышей в неделю).

3. Неполное пребывание  ребенка в начальный период  адаптации (2-3 часа, возможность пребывания  с мамой).

4. Гибкий режим пребывания  ребенка в детском саду (свободное  время прихода, дополнительные выходные  дни).

5. Сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

6. Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый "адаптационный лист").

На занятиях использовались такие виды художественной деятельности, как рисование на бумаге (кисточками, руками), рисование красками на камне, рисование на крупе (песке), аппликация, лепка из теста.

В работе приведены примеры игр, которые помогут родителям и воспитателям. Важно, чтобы эта помощь была систематической, целенаправленной, только тогда эта работа может дать положительный результат.

Таким образом, исследование показало - художественная деятельность позволяет людям справиться со многими психологическими проблемами. В том числе и со стрессами. Поскольку ребенок младшего дошкольного возраста ограничен в способах избавления от стресса, связанного с периодом адаптации, на помощь ему может придти только игра и художественная деятельность. Занимаясь художественной деятельностью, малыш отвлекается от своих переживаний, связанных с отсутствием мамы, учится ориентироваться в новой для себя ситуации общения с детьми.

Художественная деятельность является одним из любимейших занятий детей. У ребенка возникает вполне естественное желание передать в рисунках свои впечатления от увиденного и прочитанного. С помощью процесса творчества малыш может преодолеть свой страх перед незнакомым местом, людьми, вследствие чего процесс адаптации пройдет легче.

Таким образом, можно сделать вывод, что художественная деятельность является средством успешной адаптации дошкольников к ДОУ, а это – необходимое условие полноценного развития ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1.  Бабенко А. Помочь  ребёнку [адаптироваться в детском  саду] // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - С. 32-34

 

2.  Белкина В.Н., Васильева  Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001. – 132с.

 

3.  Видра Д. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. - 2004. - №4. - С. 58-64

 

4.  Воспитание и развитие  детей раннего возраста/ Г.М. Ляминой. - М.: Просвещение, 1981. – 224с.

 

5.  Галанов А.С. Я иду  в детский сад: Пособие для  родителей и воспитателей. - М.: Школьная  Пресса,2002. – 120с.

 

6.  Григорян М. В детский  сад [как нужно готовить ребёнка  к детскому саду] // Работница. - 2007. - №8. - С. 20-24

 

7.  Евдокимова Е. Образ  взрослого в событийной картине  дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 2008. - №11. - С. 47-49

 

8.  Калинина Р. Ребёнок  пошёл в детский сад… К проблеме  адаптации детей к условиям  жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - С. 2-9

 

9.  Козлова С.А., Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. – 416с.

 

10.  Костина В. Новые  подходы к адаптации детей  раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 34-36

 

11.  Кощеева З.В. Первые  шаги малыша в детском саду: Методическое пособие. - Мн.: Зорны верасень,2006. – 68с.

 

12.  Литвинова М.Ф. Подвижные  игры и игровые упражнения  для детей 3-го года жизни: Методическое  руководство для работников дошкольных  образовательных учреждений. - М.: Линка-Пресс,2005. – 245с.

 

13.  Логаш Л., Опаловская Л. О новых подходах к воспитанию детей раннегоозраста // Дошкольное воспитание. - 1997. - №9. - С. 42-44

 

35

14.  Лукина Н.А., Сарычева  И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста (2-3 года): практическое пособие. - СПб: Паритет,2004. – 102с.

 

15.   Лямина Г.М. В группу поступил новый ребёнок. //Воспитание и развитие детей раннего возраста . Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 2000. – 145с.

 

16.   Павлова Л. О современной  проблеме ранего возраста // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8. - С. 9-12

 

17.   Павлова Л. Раннее  детство: у истоков развития личности // Дошкольное воспитание. - 1999. - №11. - С. 94-96

 

18.  Проблемы дошкольной  игры: психолого-педагогический аспект/ Н.Н. Поддьяковой, Н.Я. Лихаленко. - М.: Просвещение,1987. – 320с.

 

19.  Сиротюк А. Плоды  просвещения // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - С. 70-78

 

20.  Смирнова Е. Ранний  дошкольный возраст: становление  произвольного поведения // Дошкольное воспитание. - 1998. - №3. - С. 85-98

 

21.  "Социальная адаптация" детей в дошкольном учреждении/ Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. - М.: Наука. – 241с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

36

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Адаптация детей в детском саду