Алкоголизированная семья и школьник

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:06, курсовая работа

Краткое описание

Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Она помогает ему узнавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения. Первая социализация ребенка происходит в семье. Именно из нее он выносит основные стереотипы поведения и отношения, принятые в обществе. Будучи маленьким ребенком, он усваивает все это путем подражания, но, повзрослев, начинает более осмысленно относиться ко всему тому, что предлагают ему родители. Как правило, это происходит всреднем школьном возрасте, когда обостряется «чувство взрослости» и ребенок начинает усиленно стремиться к независимости. Он хочет сам выбирать, что ему делать, самостоятельно планировать свое будущее.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Алкоголизированная семья как фактор эмоционально – волевых нарушений у детей среднего школьного возраста…………………………………………4
Психологические особенности функционирования алкоголизированной
семьи………………………………………………………………………………4
Предпосылки эмоционально – волевых нарушений ребенка,
обусловленные алкоголизированной семьей………………………………….15
Эмпирическое исследование: особенности эмоционально – волевой
сферы у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей……………………………………………………………………………...21
Описание методик исследования………………………………………….21
Описание результатов исследования……………………………………..25
Особенности психолога – педагогической работы с детьми из
алкогольных семей………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

Alkogolizirovannaya_semya.docx

— 106.08 Кб (Скачать файл)

 

 

    1. Предпосылки эмоционально-волевых нарушений ребёнка,

обусловленные алкоголизированной семьей

 

 

 

Эмоциональная сфера личности - это многогранное образование, в которое помимо эмоций входят многие эмоциональные явления: эмоциональный тон ощущений (удовольствие - отвращение), чувства (любовь, зависть и др.), эмоциональные состояния (эмоции), эмоциональные свойства личности, акцентированная выраженность которых позволяет говорить об эмоциональных типах личности, эмоциональные устойчивые отношения (чувства) [16].

На протяжении детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая все более богатое содержание и все более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоции являются специализированной реакцией на конкретную ситуацию. Особенности эмоциональной сферы детей среднего школьного возраста из алкоголизированной семьи связаны с тем, что они хуже выражают свои эмоции, которые требуют высокого уровня автоматизации (и соответственно — быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне.

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного и неприятного, отношении человека к миру и людям, процессе и результатах его практической деятельности. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.

 У человека главная функция  эмоций состоит в том, что благодаря  эмоциям мы лучше понимаем  друг друга, можем, не пользуясь  речью, судить о состояниях друг  друга и лучше преднастраиваться  на совместную деятельность и  общение. Замечательным, например, является  тот факт, что люди, принадлежащие  к разным культурам, способны  безошибочно воспринимать и оценивать  выражение человеческого лица, определять  по нему такие эмоциональные  состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление[17].

 Данный факт не только  убедительно доказывает врожденный  характер основных эмоций и  их экспрессии на лице, но и  наличие генотипически обусловленной  способности к их пониманию  у живых существ.

Однако врожденными являются далеко на все эмоционально-экспрессивные выражения. Некоторые из них, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний и аффективных отношений человека к чему – либо.

 Жизнь без эмоций так же  невозможна, как и без ощущений. Эмоции, как утверждал знаменитый  естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли  в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые  существа устанавливают значимость  тех или иных условий для  удовлетворения актуальных для них потребностей [18]. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию общения, т.е. сообщение человеку информации о состоянии говорящего и его отношении к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определенного влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально – выразительных движений. Не поддаваться эмоциям и контролировать их человеку помогает воля.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей. Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных.

 Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно  сильных влечений, сознательное  подчинение их другим, более значимым  и важным целям, умение подавлять  непосредственно возникающие в  данной ситуации желания и  импульсы. На высших уровнях своего  проявления воля предполагает  опору на духовные цели и  нравственные ценности, на убеждения  и идеалы. Еще один признак  волевого действия – это наличие  продуманного плана его осуществления. Волевое действие обычно сопровождается  отсутствием эмоционального удовлетворения, но с успешным завершением  волевого акта обычно связано  моральное удовлетворение от  того, что его удалось выполнить.       

 Нарушения эмоционального развития  в дошкольном возрасте обусловлены  двумя группами причин, указывает А.Д. Кошелева[19].

1. Конституциональные причины (тип  нервной системы ребенка, биотонус, соматические особенности, то есть  нарушение функционирования каких-либо органов);

2. Особенности взаимодействия ребенка  с социальным окружением. Дети среднего школьного возраста имеет свой опыт общения с взрослыми, сверстниками и особо значимой для него группой – семьей, и этот опыт может быть неблагоприятным;

 Нередко усилия воли направляются  человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть  обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для  людей импульсивного типа, неуравновешенных  и эмоционально возбудимых, когда  им приходится действовать вопреки  своим природным или характерологическим данным.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны – это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой – обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей – выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

 Поступление ребенка в школу  знаменует собой начало перехода  познавательных процессов на  новый уровень развития и возникновение  новых условий для личностного  роста человека. В этот период  времени ведущей для ребенка  становится учебная деятельность, но и другие виды деятельности, в которые включен ребенок  данного возраста, - игра, общение  и труд влияют на его личностное  развитие. В данное время складываются  многие деловые качества ребенка, которые отчетливо проявляются уже в подростковом возрасте.

В среднем школьном возрасте закрепляется волевой мотив достижения и становится устойчивой личностной чертой. Однако это происходит не сразу, а лишь к концу среднего школьного возраста. В начале обучения окончательно оформляются остальные личностные свойства, необходимые для реализации этого мотива[20].

Особенностью детей среднего школьного возраста является безграничное доверие к взрослым. Это напрямую касается важного личностного новообразования – самооценки. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку. У средних школьников в отличие от дошкольников и младших школьников уже встречаются адекватные, завышенные и заниженные самооценки.

Вторым важным моментом является сознательная постановка многими детьми цели. Сознательный контроль ребенком собственных действий достигает такого уровня, когда дети уже могут управлять поведением на основе принятого решения, намерения, поставленной цели. Принятая цель или возникшее намерение управляют поведением, не позволяя вниманию отвлекаться на посторонние дела.

Параллельно с волевой мотивацией достижения успехов и под ее влиянием в среднем школьном возрасте совершенствуются два других личностных качества ребенка: трудолюбие и самостоятельность. В качестве стимулов деятельности выступают те, которые порождают у средних школьников положительные эмоции.

Таким образом, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Формирование эмоционально - волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитию эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается[21].

  Развитие эмоциональной сферы способствует семья, школа, вся та жизнь, которая окружает и постоянно воздействует на ребенка.

Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей. Оно может оказаться раковым для малыша не только в момент зачатия плода и во время беременности, но и на протяжении всей жизни ребенка.

      Какой бы аспект проблемы отклонений от нормального психофизического развития ребенка мы не затронули, почти всегда вынуждены говорить о  тлетворном  влиянии пьянства родителей. Из-за этого зловещего явления ребенок усваивает скверные примеры, из-за этого возникает вообще отсутствие всякого воспитания, из-за этого дети лишаются родителей и попадают в детские дома и т.д.

      Подавляющее большинство отрицательных примеров, которые мы приводим, так или иначе, имеют своей причиной пьянство взрослых людей. Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди как будто уж привыкли. Только напрасно привыкли, напрасно смирились с этим.  Всем миром нужно бороться с пьянством, неминуемо калечащим детей.

      Пьяницы не только уподобляют себе детей и подростков, которые в силу своей незрелости не могут противостоять пагубным традициям. Пьянство - причина многих неврозов и нарушений поведения у членов семей пьяниц. В подавляющем числе случаев различные психические расстройства у детей вызываются пьянством родителей, их социальной деградацией, хулиганством, плохим самоконтролем. Если из-за пьяниц - отцов дети становятся невротиками, то от пьяниц - матерей часто рождаются умственно-неполноценные дети. Но пока ученые спорят о том, кто больше виноват - пьяные отцы  или пьяные матери, либо все вместе, нужно всеми способами бороться с бытовым пьянством и его следствием - алкогольной болезнью[22].

      Психологические особенности детей:

     Дети знают, что люди осуждают пьянство, винят их в том, что те – плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть позор семьи. Дети не могут откровенно говорить о своей семье ни с друзьями, ни с учителями. Привычка к сокрытию обуславливает необходимость игнорировать реальность.

Секретность, увертки, обман становится обычными компонентами жизни. В результате каждый становится подозрительным и злобным. Уроки выученные в детстве, подкрепляются тем, что члены семьи никогда не обсуждают честно, что не происходит. И открытые коммуникации перестают существовать. Секреты неизменно дают толчок зависти, ревности. Чем больше секретности, тем больше запутанности вины, борьбы, драк, разъединения членов семьи и изоляции, одиночества.

    В алкогольной семье очень часта смерть. Подобно тому как надо скрывать пьянство, необходимо и ссоры держать в секретности, потому что произошла по их вине. Ссоры, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией оказывают не только психотравмирующее действие на ребенка. Постоянные наблюдения над тем, как родители провоцируют друг друга, спорят, шумят, приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще.

     В алкогольных семьях как больной, так и не больной родитель  часто не

выполняет своих обещаний. Одно разочарование, другое. Все это угнетает ребенка. И верные семейным традициям все держать в секрете, дети никогда не рассказывают родителям о своих тяжелых чувствах. И будучи взрослыми, они продолжают предчувствовать разочарования, не доверяют как в случайных, так и в интимных взаимоотношениях. Страстное желание иметь постоянную заботу о себе со стороны родителей остается надолго с детьми из таких семей. Они могут оставаться инфальтильными, незрелыми в отношениях со сверстниками.

В то же время дети в таких семьях вынуждены быстро становиться взрослыми. Дети чувствуют себя ответственными за младших братьев и сестер. Пьющие родители нуждаются в их физической и эмоциональной поддержке. Детям приходится выслушивать, одобрять родителей, делать их жизнь более или менее удобной, комфортной. Воистину дети становятся родителями своих родителей. Дети прикрывают дезорганизацию семейной жизни. А позднее у них появляется смутное чувство того, что они упустили что-то такое, что им причиталось, что они заслужили и они продолжают бороться за то, чтобы вернуть причитающую им долю внимания, детских радостей. Они не понимают легкомыслия, привольности. Такие люди не умеют наслаждаться жизнью.

     Отсутствие заботы  и внимания  к ребенку также может быть стилем воспитания в алкогольной семье. Такое отношение к ребенку лишь часть царящих в семье правил. Пьяный отец, валяющийся на полу, дети переступают через него, как бы не замечая. Или мать может сама страдать алкоголизмом, либо быть поглощенной алкогольными проблемами своего мужа, тратит всю энергию на них, а в это время дети живут без ее внимания. Дети не моются, не чистят зубы. Недостаток заботы лишь начало общей запущенности ребенка.

     Если дети постоянно слышат  в семье, что отец должен зарабатывать деньги, а не пропивать, они могут начать путать деньги с любовью и вниманием. Когда друзья нуждаются во внимании, такие дети могут отделаться от них подарками.

     Эмоциональным потребностям детей  в алкогольных семьях тоже не уделяется должного внимания. И дети не научатся как можно входить в состояние другого человека. Они не усваивают и элементарных обязанностей родителей, что затрудняет их адаптацию в будущей своей собственной семье.

Информация о работе Алкоголизированная семья и школьник