Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 13:06, курсовая работа
Семья оказывает большое влияние на формирование личности ребенка. Она помогает ему узнавать мир, формирует у него определенные взгляды и убеждения. Первая социализация ребенка происходит в семье. Именно из нее он выносит основные стереотипы поведения и отношения, принятые в обществе. Будучи маленьким ребенком, он усваивает все это путем подражания, но, повзрослев, начинает более осмысленно относиться ко всему тому, что предлагают ему родители. Как правило, это происходит всреднем школьном возрасте, когда обостряется «чувство взрослости» и ребенок начинает усиленно стремиться к независимости. Он хочет сам выбирать, что ему делать, самостоятельно планировать свое будущее.
Введение………………………………………………………………………….3
1 Алкоголизированная семья как фактор эмоционально – волевых нарушений у детей среднего школьного возраста…………………………………………4
Психологические особенности функционирования алкоголизированной
семьи………………………………………………………………………………4
Предпосылки эмоционально – волевых нарушений ребенка,
обусловленные алкоголизированной семьей………………………………….15
Эмпирическое исследование: особенности эмоционально – волевой
сферы у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей……………………………………………………………………………...21
Описание методик исследования………………………………………….21
Описание результатов исследования……………………………………..25
Особенности психолога – педагогической работы с детьми из
алкогольных семей………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………………….34
Из полученных данных можно сделать вывод, что уровень самооценки эмоционального состояния у детей среднего школьного возраста из благополучных семей выше, чем у детей из алкоголизированных семей.
Анализ результатов по методике «диагностика волевого самоконтроля»
Уровень волевого самоконтроля |
Количество подростков |
Процент подростков |
Высокий |
12 |
40% |
Средний |
11 |
37% |
Низкий |
7 |
23% |
Таблица 3 – Уровень волевого самоконтроля в контрольной группе
Исходя из полученных данных можно сделать вывод, что уровень волевого самоконтроля у детей из благополучных семей достаточно высокий. Так как в исследуемой выборке у 40% школьников по результатам опроса получился высокий результат.
Уровень самооценки эмоционального состояния |
Количество подростков |
Процент подростков |
Высокий |
8 |
26% |
Средний |
10 |
34% |
Низкий |
12 |
40% |
Таблица 4 – Уровень волевого самоконтроля в экспериментальной группе
Из полученных данный видно, что в выборке школьников из алкогольных семей уровень волевой регуляции низкий, такой результат показали 40% детей.
Из анализа полученных данных можно сделать вывод, что уровень волевого контроля у детей среднего школьного возраста из благополучных семей выше, чем у детей из алкоголизированных семей.
На основе качественного анализа данных нами было получено процентное соотношение уровня самооценки эмоционального состояния и волевого контроля у детей среднего школьного возраста по двум выборкам, следовательно, для подтверждения этих данных нами была проведена количественная обработка данных с помощью критерия: угловое преобразования Фишера.
Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего нас эффекта, т. е. наличие эмоционально - волевых нарушений у детей среднего школьного возраста из алкоголизированных семей в сравнении с детьми из благополучных семей. Критерий оценивает достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.
Суть углового преобразования Фишера состоит в переводе процентных долей в величины центрального угла, который измеряется в радианах. Большей процентной доле будет соответствовать больший угол φ, а меньшей доле - меньший угол, но соотношения здесь не линейные: φ = 2*arcsin(), где P - процентная доля, выраженная в долях единицы.
При увеличении расхождения между углами φ1 и φ2 и увеличения численности выборок значение критерия возрастает. Чем больше величина φ*, тем более вероятно, что различия достоверны[23].
Нами был произведен расчет по вышеуказанной формуле и получены следующие значения для выборок по данным методики «самоооценка эмоциональных состояний»
Группы |
«Есть эффект» |
«Нет эффекта» |
Сумма |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Дети из благополучной семьи |
12(75%) |
4(25%) |
16 (100%) |
Дети и алкоголизированной семьи |
6(28,6%) |
15 (71,4%) |
21 (100%) |
Таблица 5 – Анализ результатов по методике «самооценка эмоционального состояния»
φ* 0,05
Зона незначимости
1,64
φ*эмпирическое = 2,908
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне значимости и, следовательно, можно говорить о том, что есть статистически значимые различия в самооценке эмоционального состояния у детей из благополучных и алкоголизированных семей. У детей из алкоголизированных семей уровень оценки эмоционального состояния значительно ниже. Следовательно, гипотеза нашего исследования доказана. Это объясняется тем, что ребенок в алкогольной семье находиться в постоянной эмоциональной депривации. Ребенку не хватает эмоциональной связи с родителями и, следовательно, он не умеет выстраивать отношения на основании доверия, принятия и понимания. Эмоции, которыми он оперирует при построении отношений, носят негативный характер.
Также был проведен статистический анализ данных полученных по методике «диагностика волевого самоконтроля»
Группы |
«Есть эффект» |
«Нет эффекта» |
Сумма |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых |
||
Дети из благополучной семьи |
12(52,2%) |
11(47,8%) |
23 (100%) |
Дети из алкоголизированной семьи |
8(40%) |
12 (60%) |
20 (100%) |
Таблица 6 – Анализ результатов по методике «диагностика волевого самоконтроля»
φ* 0,05
Зона незначимости
1,64
φ*эмпирическое = 1,62
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости и, следовательно, нельзя говорить о том, что имеются статистически значимые различия в проявлении волевого самоконтроля у детей из алкоголизированной и благополучной семьи. Однако следует заметить, что все же прослеживается тенденция к проявлению низкого волевого контроля у детей из алкоголизированной семьи.
Таким образом, можно отметит что,влияние алкоголизма на семью в целом заключается в искажении и неправильном использовании трех элементов, необходимых для здорового функционирования семьи: создание семейных правил, ролей и границ. Правила в семьях, злоупотребляющих алкоголем, искажаются в двух направлениях: слишком свободны или слишком строги. Это приводит к хаотической ситуации, в которой теряется чувство надежности, безопасности. Дети могут брать на себя несвойственные им ролевые функции, например роль родителя, а в таком случае они не могут обнаружить никаких признаков слабости, уязвимости или сочувствия, и как следствие у детей не может сформироваться адекватная самооценка, что влияет в целом на развитие эмоционально-волевой сферы.
3. Особенности психолога – педагогической работы с детьми из алкогольных семей
Психолога - педагогическое сопровождение детей, родители которых злоупотребляют алкоголем, предполагает создание условий для соответствующего отреагирования негативных эмоций, что наилучшим образом удаётся за счёт средств арт-терапии. В рисовании, лепке, чтении и обсуждении сказок дети получают возможность безопасно воспроизвести и освободиться от мучительных переживаний, в тоже время происходит их сенсорное и речевое развитие, интенсивно развивается самосознание. Большое значение также имеет психологическое просвещение детей по проблеме алкогольной зависимости, её влияния на взаимоотношения в семье, осуществляемое в форме мини-лекций, завершения незаконченных предложений, обсуждения проблемных ситуаций[24].
Дети, понимающие явление алкогольной зависимости, могут быть мощными катализаторами на пути к выздоровлению семьи, поэтому они крайне нуждаются в полезной информации. Занятия педагога-психолога с ребёнком из алкоголизированной семьи должны осуществляться с целью прерывания «негативной семейной традиции алкогольной зависимости» путем помощи ребёнку в осознании своей индивидуальности, значимости и потенциала.
Психолого-педагогическая помощь ребёнку, родители которого злоупотребляют алкоголем, должна быть ориентирована на выполнение следующих задач:
- объяснить ребёнку, как алкогольная зависимость влияет на самого зависимого и на всех членов его семьи;
- рассказать, как можно научиться вести здоровый образ жизни, чтобы обходиться без алкоголя;
- научить разговаривать о своих чувствах;
- объяснить, что можно делать, когда чувствуешь себя злым, грустным, испуганным или одиноким;
- научить открыто и продуктивно обсуждать проблемы, с которыми сталкиваешься в жизни;
- научить устанавливать и
- дать ребёнку возможность
- отделить самоуважение от
Качественная, своевременная психолого-педагогическая помощь не просто позволит ребёнку выжить в семье, где родители злоупотребляют алкоголем. Эта помощь может означать, что он не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, которые сами впоследствии стали алкоголиками[25].
Взрослые члены семей с алкогольной зависимостью в своём восприятии ситуации, и её влияния на развитие детей руководствуются, по крайней мере, тремя мифами:
Между тем, влияние алкогольной зависимости родителя на формирование личности ребёнка однозначно негативно, хотя в каждом конкретном случае опосредовано:
Поэтому желательно, чтобы до начала занятий специалист владел определённой информацией о ребёнке и его семье[26]. Педагог-психолог выступает в качестве адвоката ребёнка и должен объяснить ему, что участие в занятиях вызвано зависимостью его родителей, а не является наказанием за «плохое» поведение.
Качество коррекционно-развивающей работы позволит повысить также организованное наблюдение за поведением ребёнка на основе «Карты наблюдений» Д. Стотта и программы наблюдений признаков психического напряжения и невротических тенденций Й. Шванцара[27]. К выполнению мероприятий по длительному непрерывному наблюдению и регистрации определённых показателей поведения ребёнка педагогом-психологом могут быть привлечены социальные педагоги, воспитатели или учителя, непосредственно взаимодействующие с ребёнком в разных ситуациях и видах деятельности.
После каждого занятия представляется целесообразным составление краткой характеристики поведения ребенка в ясной и конкретной форме, акцентируя внимание на сильных сторонах, потребностях и любых изменениях в поведении.
Заключение
Таким образом, в качестве вывода можно сказать, что алкоголизм является комплексной проблемой, включающей в себя ряд аспектов: социальный, медицинский, воспитательный, психологический. Особую проблему в настоящее время представляет собой семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители наносят вред не только своему здоровью, но и будущему. Почти все дети из алкогольных семей рождаются с дефектами: от незначительных нарушений до грубых пороков развития и уродства. А если ребенок родился физически здоровым, то неуклонно страдает его психическое развития, т.к. воспитывается он в условиях постоянного страха. скандалов, неуравновешенного поведения родителей, а часто жестокости и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают нервными. Эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой, с различными формами патологического поведения. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, а ограниченный и деформированный жизненный опыт не позволяет детям успешно адаптироваться асоциальной среде.
Пьянство, алкоголизм в семье пагубно влияют на детей. Их развитие происходит в постоянно напряженной обстановке, что значительно снижает их успеваемость в школе. Они не могут использовать всех возможностей для раскрытия своих талантов и способностей. Дети, родители которых злоупотребляют алкогольными напитками, находятся в состоянии ущемления собственного достоинства, что рождает у них чувство неполноценности, ущербности, зависти к сверстникам из других семей.
Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. Они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье. Взрослые дети алкоголиков в качестве родителей всячески стремятся показать свою любовь, совершая «правильные» поступки, предполагая, что в этом случае их дети оценят родительские чувства, хотя на самом деле в их отношениях отсутствует задушевность, нет подлинной свободы выражения чувств и открытой любви.
У ребенка чувство собственного достоинства, своей ценности, одаренности и уникальности развивается только при условии, что родители дают ему столько внимания, сколько требуется ребенку. Внимание, которое получали сыновья и дочери больных алкоголизмом родителей, было смешано с токсическими эмоциями. Ребенка мало хвалят и много критикуют. Слова и намеки интерпретируются ребенком как негативные представления о себе.