Анализ особенностей внушения на военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 02:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: осуществить теоретический анализ особенностей внушения на военнослужащих и осуществить эмпирическое исследование.
В соответствии с поставленной целью, в работе будут решены такие задачи:
1. Рассмотрены основные виды внушения;
2. Исследованы содержательные особенности языковых форм косвенного внушения;
3. Определены методы психодиагностики влияния на индивидуальное и массовое сознание военнослужащих;
4. Проведено эмпирическое исследование степени внушаемости военнослужащих.

Вложенные файлы: 1 файл

№1490 Билокур Алёна Психодигностика.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

- В контакт - коммуникационных и в масс- коммуникативных ситуациях - повышение негативизма, критичности, эмоциональная отчужденность, также используются психологические барьеры, унижения источника (внутреннее осмеяние, разрушение авторитета и др.), невнимательность (отвлечение и переключение внимания и другие объекты, не связанные с содержанием действия).

4. Управление - контроль за процессом действия, влияние на его характеристики и источник:

- В межличностных ситуациях - демонстрация угрозы (опасности), «подкуп» и стремление «умилостивить»; интеграция в определенные общности («своих не бьют»), стремление разжалобить (плач, жалобы, ноющие интонации, вздохи, несчастный вид); ослабление или дестабилизирование активности (неожиданным отвлечением и т.п.); спровоцирование желаемого поведения (в частности, различные приемы межличностных манипуляций как способ защиты) предельное выражение - психологические и физическое подчинение другого, пренебрежение к нему (например, в тоталитарных религиозных сектах, некоторых асоциальных группировках с криминальным лидером и т.п.);

- В контакт - коммуникационных ситуациях - возможности управления очень слабые, в некоторых ситуациях возможно использование обратной связи как способа управления (например, в зрелищных мероприятиях выражение реакции на выступление с помощью аплодисментов, вызова на бис, различные проявления неодобрения, недовольство выступающими и т. п.);

- В масс - коммуникативных ситуациях - управление практически невозможно , в некоторых ситуациях за счет использования обратной связи как способа управления может достигаться определенный управляющий эффект (изменения рейтинга популярности определенных каналов телевидения, сокращения или увеличения спроса на определенные периодические издания и др.).

5 . Затаивание (маскировка) - контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокрытие или сокращение подачи:

- В межличностных ситуациях - маскировка, обман, сокрытие чувств, проявлений эмоций, задержка или отказ от действий, чтобы не проявлять себя (не навлекать беду).

- В контакт - коммуникационных ситуациях - маскировка, сокрытие чувств , проявлений эмоций , задержка или отказ от действий (особенно при нахождении в толпе , чтобы не поддаться «эффекту толпы», психическому заражению).

- В масс - коммуникативных ситуациях - отсрочка реакций, поспешных выводов и оценок, задержка или отказ от действий и поступков , вызываемых информационным воздействием (для последующего рационального и взвешенного анализа с привлечением дополнительных данных).

6. Игнорирование - контроль информации об источнике действия, наличие или характер угрозы ( опасности), ограничения количества такой информации или ее искаженное восприятие. Вполне обоснованной является существующая в настоящее время точка зрения , что использование данной формы защиты оправданно. Такая форма защиты целесообразна, если сама информация и ее распространение служат способом манипулирования лицом, или когда остальные формы защиты по каким-либо причинам не задействуется, а психика человека требует ограждения (защиты) от чрезмерного травмирования эмоциональными факторами, вызываемыми внешней информацией [19 , с.65 -66].

По утверждению  С. Кара - Мурзы, одной из форм противодействия манипуляции личностью является критический анализ входной информации, организация получения информации из различных источников. Существует несколько способов ответа на манипулирование (психологической самообороны):

- Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Заключается в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться. Другую пропускает « мимо ушей », или перефразирует ее;

- Перефразирования «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях негативной формы (вызывающие негативную эмоцию у объекта манипулирования).

- Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа (принять информацию к сведению и отложить решение на завтра)

- Игнорирование  негативной оценки или отказ от ответа (например: "не буду отвечать на эту реплику, ответить на нее - значит унизиться самому», «этот вопрос я отмечу молчанием ... » и т.п.) [ 16 , с.490 ] .

С.А. Зелинский [13] указывает пути противостояния влиянию психологического воздействия на сознание подрастающего поколения со стороны медиа - источников:

- Формирование  критического мышления (относительно получения информации от внешнего мира и через систему СМИ и СМК), навыков контент-анализа, умение работать с информацией и т.п.;

- Формирование  индивида как личности (он должен  уважать себя как личность  и отчитываться о поступках хотя бы себе, и желательно - коллектива);

- Развитие сверх-  идеи (например об элитарности, собственную избранность , или избранности коллектива ( движения ), в котором находится ребенок);

- Общие обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов) негативного влияния СМИ ( примеры и последствия, обоснование полученных выводов) с целью обретения навыков умение анализировать различные медиа - тексты , выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстов различного содержания);

- Лекции по  манипулирования личностью и  массами средствами массовой коммуникации, информации и пропаганды, специальные циклы курсов по информационной безопасности;

- Широкое введение  в вузах и факультетах переподготовки  кадров по педагогике - дисциплины, спектр внимания которой будет уделен теме влияния средств массовой коммуникации (СМИ) на психику, на массовое психическое сознание, с обязательной (инвариантной частью) расшифровкой знания о подсознание и ее роль в обеспечении подобных процессов, и вариативной части - в выборе средств массовой коммуникации;

- Короткое изучение  теории средств массовой коммуникации, с обязательными научно - практическими занятиями в области применения полученных знаний при работе в системе СМИ и практикой под руководством опытных специалистов: журналистов, телекомментаторов. В этом блоке важную часть занимает возможность на примере показать механизмы деятельности того или иного СМИ с закреплением теоретической базы самостоятельным выполнением задания по созданию медиатекста и проекции полученных знаний в жизни;

- Совместное участниками коллектива (группы, сообщества) отдельных (по усмотрению преподавателя или предварительно рекомендованных) кинолент советского периода с последующим обсуждением и сравнением (с предварительным просмотром) с современными кинолентами. Анализ, сравнение, обсуждение;

- Проведение  лекций и практических занятий  по теме - «Противостояние массовой  культуре» [13 , с.160 -162].Тематическая вариативность подобных курсов воспитания подрастающего поколения с целью противодействия негативному влиянию средств массовой коммуникации на массовое сознание, включает в себя также и много дополнительных направлений работы с детско - юношеской и молодежной аудиторией и не ограничивается перечисленными. Наиболее важной задачей подобной образования является воспитание медиаграмотности массовой аудитории. На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов - педагогов, родителей и других лиц, работающих с подрастающим поколением [ 13 с.163 ]. Противостоять негативному влиянию средств массовой коммуникации и информации можно только сообща, только мобилизовав все силы на предотвращение дальнейшего программирования детей в потребительско- капиталистическом аспекте.

Проведем анализ воздействия защитных мероприятий  на степень внушаемости исследуемых  групп.

В таблице 3 приведены  изменения, произошедшие в контрольной  группе при повторном эксперименте.

Таблица 3

Результаты  проведения повторного эксперимента в контрольной группе

 

Шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Значение при  первонач. эксперименте

39

42

15

21

36

33

48

36

21

30

24

39

18

48

42

Значение при  повторном эксперименте

42

42

15

24

36

33

46

36

21

30

24

39

18

48

42

Изменение

+3

0

0

+3

0

0

-2

0

0

0

0

0

0

0

0


 

Из таблицы 3 можно сделать вывод, что в  контрольной группе при повторном  эксперименте результаты изменились несущественно.

Теперь рассмотрим результаты экспериментальной группы после проведения формирующего эксперимента (таблица 4).

 

 

 

Таблица 4

Результаты проведения повторного эксперимента в экспериментальной группе

Шифр

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Значение при  первонач. эксперименте

39

42

15

21

36

33

48

36

21

30

24

39

18

48

42

Значение при  повторном эксперименте

42

42

15

24

36

33

46

36

21

30

24

39

18

48

42

Изменение

+3

0

0

+3

0

0

-2

0

0

0

0

0

0

0

0


 

Из таблицы 4, можно сделать вывод о том, проведение формирующих мероприятий  позитивно влияет на степень внушаемости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе рассмотрения проблемы воздействия  на индивидуальное и массовое сознание в соответствии с поставленными задачами исследования были выделены следующие выводы:

В ходе решения первой задачи курсовой работы было теоретически проанализированы сущность психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание, и определено, что психологическое воздействие-это применение в межличностном взаимодействии исключительно психологических средств с целью влияния на состояние, мысли, чувства, действия, другого человека.

Так, для диагностики воздействия  на сознание применяются такие методики, как «Оценка внушаемости» «Тест - опросник внушаемости», шкала-опросник для определения индивидуальной гипнабельности.

А среди  эмпирических методов исследования указанной проблемы преобладает опрос респондентов, наблюдение за их поведением, обобщение полученных результатов, проверка и сравнение данных эксперимента с целями рекламного воздействия и т.д.

В рамках решения следующей задачи работы были рассмотрены способы психологической  защиты от воздействия на сознание, к которым относятся: ​​уход, вытеснение, блокировки, управление, затаивания, игнорирование.

При комплексном подходе к решению  данной проблемы можно сформировать полноценную личность военнослужащего  с сознанием, устойчивой к воздействиям внешнего окружения, способную к  контролю входной информации и самостоятельную в суждениях и действиях.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бодалев А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.-Воронеж. – 2009. – 368 с.
  2. Вари М. И. Общая психология: Учебное пособие / М.И. Вари. - 2-е изда., Перераб. и доп. - М.: «Центр учебной литературы», 2007. - 968 c.
  3. Василевич А.Г. Влияние средств массовой информации на свободу выбора и самоопределения человека / О. Василевич / / Вестник Житомирского государственного университета им. И. Франко. - № 30/2010. - С. 3-6.
  4. Власова А.И. Педагогическая психология: учеб. пособие / А.И. Власова. - М.: ИПО КНУ им. Тараса Шевченко, 2011. - 246 с.
  5. Горбач Т.В. Феномен массового сознания: опыт социально-философской экспликации / Т.В. Горбач // Социологические исследования. – М., 2009. – С. 76-84.
  6. Добросклонская Е.Н. Факторы политической пропаганды в современной системе СМИ: социологический анализ (на материале постсоветского медиадискурса): Автореф. дисс. канд. соц. наук / Е.Н. Добросклонская. – М., 2009. – 21 с.
  7. Дроздовская А.Н. Понятийно-категориальный аппарат массового сознания как разновидности общественного сознания / А.Н. Дроздовская / / Гуманитарный вестник ЗГИА. - Вып. 39. - 2009. - С. 121-138.
  8. Заярная А. Как убедить массовую аудиторию: Психологические факторы эффективности пропаганды / А. Заярная / / Новая политика. - 2009. - № 1. - С. 28-31.
  9. Зелинский C.A. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды – как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и моделирования поступков индивида и масс / C.A. Зелинский. – СПб.: СКИФИЯ. 2008. – 416 с.
  10. Калита В.В. , Николенко Ю.С. Психосемантический анализ этнических стереотипов: лики толерантности и терпимости / В.В. Калита, Ю.С. Николенко. – М., 2010. – 245 c.
  11. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием / С.Г. Кара-Мурза.– М.: Алгоритм, 2004. – 528 с.
  12. Куницына В.Н. Межличностное общение: Учебник дли Bузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб , 2011. – 334 с.
  13. Оценка суггестивности / Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб.: Питер, 2003. – С.224-225.
  14. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания / В.Ф. Петренко. – 2-е изд. – М., 2001. – 328 с.
  15. Радкович И.М. Особенности психологической защиты от манипулятивных воздействий / И.М. Радкович / / Вестник Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Военно-специальные науки. - № 24-25/2010. - С. 63-68.
  16. Санникова О.П., Фолля Ю.П. Научно-медицинский произведение «Тест-опросник внушаемости» (психодиагностическая методика) »/ А.П. Санникова, Ю.П. Фолля. - Свидетельство о регистрации авторского права на произведение № 29692 Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е.В. Сидоренко. – СПб: Речь, 2008. – 244 с.
  17. Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. ред. А.Л. Журавлев. – М.: ПЕР СЭ, 2012. – 351с.
  18. Социология: история и современность / Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. – Р/н/Д.: Феникс, 2009. – 672 с
  19. Таран В.А. Социальная философия: учебное пособие / В.А. Таран, В. Зотов, Н.А. Резанова. - К.: Центр учебной литературы, 2009. - 272с.
  20. Филоненко Н.Н. Психология общения / М. Филоненко. - М.: учеб. лит-ры, 2008. - 224 с.21. Философия: Учебник. для студ. и асп. высш. агр. учеб. закл. / А. П. Сидоренко [и др.].. - М.: Юридическая литература, 2003. - 616 с
  21. Фоля Ю.П. С. Сотношение внушаемости и механизмов психологической защиты личности / Ю.П. Фоля // Актуальные проблемы психологии. – Т. 7. Вип. 22. - С. 197-203.

Информация о работе Анализ особенностей внушения на военнослужащих