Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 06:22, дипломная работа
Агрессия, в каких бы формах она ни проявлялась, оказывается часто главным источником трудностей во взаимоотношениях между людьми, приносит боль и непонимание, а зачастую ведет к драматическим последствиям. Как показывает опыт психолого-педагогической работы, жалобы на проявление детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у родителей и педагогов в современном обществе.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для общества в целом.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ АГРЕССИВНОСТИ И АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НАУКЕ
1.1 Основные теоретические подходы к понятию агрессивности и агрессии
1.2 Типология агрессивного поведения
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного поведения в детском возрасте
2.2 Варианты проявления детской агрессивности
2.3 Рекомендации по профилактике детской агрессивности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Далее мы рассмотрим типологию агрессивного поведения.
1.2 Типология агрессивного поведения
Все мы, естественно, относимся к проявлению агрессии негативно, однако при этом переносим наше отрицательное отношение с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в целом. Между тем это не совсем правильно: многие исследователи отмечают, что агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клиническая патология.
Наше отрицательное
отношение к агрессии вызвано
тем, что мы постоянно путаем два
понятия - агрессию и насилие. Насилие
- не только и не столько проявление
биологических поведенческих
Агрессия есть активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинения ущерба человеку или предмету. Гнев одна из основных и важнейших эмоций человека. Агрессии не бывает без эмоции гнева. Эмоция гнева служит активатором агрессии [32].
В современном
обществе большую тревогу и
Ведь еще Э.
Фромм рассматривал два совершенно
разных вида агрессии. Это оборонительная,
«доброкачественная» агрессия, которая
служит делу выживания человека. Она
имеет биологические корни и
затухает, как только исчезаетопасностьилиугрозажизн
Но, к сожалению,
в качестве основных методов борьбы
с детской жестокостью и
Порой, констатируя, что поведение негативно, педагоги ориентируются на результат: есть разрушение - есть агрессия. На самом деле нормальная детская активность часто сопровождается непроизвольными действиями: ребенок может что-то сломать, испортить, доставить боль близкому человеку.
Следует различать активность и агрессивность, которые дифференцируются по целям: первая несет в себе созидание, а вторая - разрушение. Первая всегда сопровождается положительными эмоциями, например, радость познания. Вторая - отрицательными (злостью, ненавистью). Различны и проявляющиеся эмоции: при активности - это разочарование, сочувствие, вина, при агрессивности — удовольствие.
Злокачественная
агрессивность, безусловно, требует
педагогического вмешательства, так
как провоцирует появление
В настоящее время существует множество видов классификаций агрессии. Большинство исследователей предлагает дихотомический способ деления. В качестве одного из полюсов большинство из них выделяет инструментальную агрессию - поведение, при котором агрессия является только средством и направлена на достижение какой-либо цели, получение результата, а не нанесение вреда. Такой вид агрессии выделяет Р.Байрон и Д. Ричардсон, К. Додж и Дж. Койе. Агрессия второго вида обычно определяется как враждебная - это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда [3].
По направлению на объект разделяют:
- внешнюю (гетеро) агрессию, характеризующуюся открытым проявлением агрессии в адрес конкретных лиц (прямая агрессии) либо на безличные обстоятельства, предметы или социальное окружение (смещенная агрессия). Человек набрасывается с кулаками на своего обидчикаили «скрывает злость» на окружающих, издевается над животными, портит вещи обидчика и прочее;
- внутреннюю (ауто) агрессию, характеризующуюся выражением обвинений или требований, адресованных самому себе. Человек мучается «угрызением совести», занимается самонаказанием, а иногда самоистязанием (грызет ногти, кусает, царапает, бьет себя по голове и тому подобное) [31].
По причине появления выделяют:
- реактивную агрессию – представляющую собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт);
- спонтанную агрессию – появляющуюся без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях) [3].
По форме проявления различают:
- вербальную агрессию - выражение негативных чувств в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику;
- физическую агрессию - использование физической силы против другого человека или объекта [32];
- экспрессивную агрессию – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и прочее. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику.
По целенаправленности выделяют:
- инструментальную агрессию - совершается как средство достижения результата: спортсмен, добивающийся победы, ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку и прочее [3];
- целевую (мотивационную) - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии [32].
По открытости проявлений существует:
- прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и прочее[3].
- косвенная агрессия – действия, направленные окольным путем на другое лицо, хоть как-то связанное с обидчиком (например, когда несправедливо наказанный учителем школьник бьет учительского любимчика) или ни на кого не направленные (бросание предметов на пол, топанье ногами)[31].
Такая классификация имеет практическую ценность, поскольку человек обычно проявляет сразу несколько видов агрессии, причем они постоянно меняются, переходя друг в друга[3].
Таким образом, обобщая все перечисленные классификации, можно говорить о том, что к любому проявлению агрессии ведут такие факторы, как ситуация и раздражители, возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Агрессия как внутренняя побудительная тенденция – это неотъемлемая часть личностной динамики, то есть агрессивное поведение личности подразумевает любые действия с выраженным мотивом доминирования.
Агрессивность человека
и его склонность к агрессивному
поведению существенно
Рассмотрим особенности развития агрессивного поведения в детском возрасте, варианты его проявления, а также подберем рекомендации для детей и родителей по снижению уровня агрессивности.
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Развитие агрессивного
Никакое другое поведение так не раздражает взрослых и не дезадаптирует детей, как агрессивное. Агрессивность проявляется в широком диапазоне от резких высказываний до физических действий, являя собой тот редкий случай, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение и нередко – ответную агрессию, даже со стороны специалистов [3].
Взрослые не любят
агрессивного поведения детей. Подобные
дети их раздражают, и разговор о
них, как правило, ведется в осуждающих
терминах: «грубиян», «отвратительный»,
«дрянь», «хулиган» - такие ярлыки достаются
всем агрессивным детям без
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями человека. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения[7].Так, у только что родившегося ребенка уже можно определить состояние, когда он доволен и когда не доволен. Его недовольство проявляется в крике, движении тела, выражении лица. В два месяца легко выделить из общего состояния недовольства эмоцию гнева. По выражению лица можно сказать, что младенец злится. Становясь старше и овладевая своим телом, младенцы сопровождают данную эмоцию действиями: движение рук, ног. В дальнейшем добавляются бросание игрушек, их пинание и другие более демонстративные формы поведения [32]. Причиной такого поведения является блокирование желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности [30].
У
годовалых детей осознанного
агрессивного поведения не наблюдается
практически никогда. Малыш может
случайно, заигравшись причинить
боль взрослому или другому ребенку.
Если взрослый немедленно остановит
ребенка или предупредит саму
возможность такого действия, то отпадет
и всякая опасность. Соответственно
не возникнет и вероятности
Уже на втором году жизни ситуация несколько меняется. В этот период резко возрастает активность ребенка [5]. В период раннего возраста на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего с игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения[30].
Научившись
ходить, ребенок приступает к ознакомительной,
исследовательской
Ребенок
сталкивается с целой системой новых
для его опыта запретов, ограничений
и социальных обязанностей. Невольно
попадая в конфликтную ситуацию
между ненасытной любознательностью,
спонтанным интересом ко всему новому
и необычному и родительским запретам,
ребенок испытывает сильнейшую депривацию
- ограничение возможности
Описанные варианты поведения ребенка в раннем детстве еще нельзя рассматривать как агрессивность в чистом виде, это лишь отдельные ее проявления, которые наблюдаются у ребенка в припадке ярости или в качестве протеста [5].
Дошкольный возраст - это довольно насыщенный период в жизни каждого человека. Это период пробуждения и расцвета познавательных, творческих и эмоциональных способностей ребенка. В этом возрасте малыш настолько быстро развивается, что каждый день он может быть новым, необычным, совершенно непредсказуемым в своем поведении [32].
В этом возрасте
агрессивное поведение уже
Информация о работе Анализ психологических особенностей проявления агрессивности в детском возрасте