Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:36, реферат
В современном мире происходит активное развитие науки и общества. Психология, как наука развивается очень стремительно, из этого следует, что все методы исследования в психологии расширяются и обогащаются.
Существует много различных методов исследования человека, его личности. Беседа, как один из методов исследования имеет большое значения для психологических наук.
Цель данной работы: изучение беседы, как метода исследования.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
- рассмотреть методы исследования в психологии;
Оглавление
Методы исследования в психологии — это те приемы и средства, с помощью которых психологи получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Благодаря применению методов
естественных и точных наук, психология,
начиная со второй половины
прошлого века, выделилась в самостоятельную
науку и стала активно
В науке существуют общие требования к объективности научного психологического исследования. Принцип объективного психологического исследования реализуется многообразными методологическими средствами.
А) Психика, сознание изучаются в единстве внутренних и внешних проявлений. Однако соотношение между внешним протеканием процесса и его внутренней природой не всегда адекватно. Общая задача всех методов объективного психологического исследования заключается в том, чтобы адекватно выявить это соотношение - по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическую природу.
Б) Наша психология утверждает единство психического и физического, поэтому психологическое исследование часто включает физиологический анализ психологических процессов. Например, вряд ли возможно изучение эмоциональных процессов без анализа входящих в их состав физиологических компонентов. Психологическое исследование не может изучать психические явления в отрыве от их психофизиологических механизмов.
В) Материальные основы психики не сводятся к ее органическим основам, образ мыслей людей определяется образом их жизни, сознание людей — общественной практикой. Поэтому методика психологического исследования должна опираться на анализ деятельности человека.
Г) Психологические закономерности раскрываются в процессе развития. Изучение развития является не только специальной областью, но и специфическим методом психологического исследования. Суть заключается не в том, чтобы фиксировать различные уровни развития, а в том, чтобы изучить движущие силы этого процесса [2, c. 56].
а) сравнительногенетический
метод (сопоставление различных видовых
групп по психологическим показателям);
б) метод поперечных
срезов (сравнение выбранных одних и тех
же психологических показателей в отличных
группах испытуемых);
в) лонгитюдный метод
— метод продольных срезов (многократные
обследования одних и тех же лиц на протяжении
длительного времени);
г) комплексный метод
(в исследовании участвуют представители
различных наук, при этом, как правило,
один объект изучают разными средствами).
Исследования такого рода позволяют устанавливать
связи и зависимости между явлениями разного
типа, например между физиологическим,
психологическим и социальным развитием
личности.
а) наблюдение и самонаблюдение;
б) экспериментальные
методы (лабораторный, естественный, формирующий);
в) психодиагностические
методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия,
интервью, беседа);
г) анализ продуктов деятельности;
д) биографические методы.
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Достаточно назвать Пиаже и представителей его школы, гуманистических психологов, основоположников и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме пост экспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном.
Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых [2, c. 87].
1.Не торопить собеседника. Дать высказаться
полностью.
2.Помогать наводящими (не внушающими)
вопросами.
3.Искренность ответов проверять соответствующими
вопросами.
4.Поощрять собеседника на взаимность.
Слушать дружелюбно.
5. Соблюдать требования воспитательного
процесса [4, c. 99].