Биосоциальные основы поведения человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:36, контрольная работа

Краткое описание

Поведение животных выражается в таксисах, рефлексах, инстинктах. Таксис – двигательные реакции в ответ на односторонне действующий стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам (движение руки от раскаленного предмета, закрытие глаз при внезапном ярком свете). Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, происходящая с участием нервной системы (выделение слюны при виде еды). Инстинкт – совокупность наследственно обусловленных актов поведения (инстинкт самосохранения). Инстинкт обычно противопоставляется разуму, обучению, как врожденное поведение – приобретенному.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА. 5
2. ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. 10
3. БИОСОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ КСЕ1.doc

— 109.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Что такое человек: животное, сотворенное  процессом эволюции, или социальное существо, основанное обществом? В книге: «Происхождение человека и половой отбор» Дарвин пишет: «Мы наблюдали, что рассудок и интуиция, разнообразные чувства и способности, такие, как любовь, память, внимание, любопытство, подражание, сообразительность и др., которыми гордится человек, можно обнаружить в зачаточном, а иногда даже и в хорошо развитом состоянии у животных».

Поведение животных выражается в таксисах, рефлексах, инстинктах. Таксис – двигательные реакции в  ответ на односторонне действующий  стимул, свойственные свободно передвигающимся организмам (движение руки от раскаленного предмета, закрытие глаз при внезапном ярком свете). Рефлекс – стереотипная реакция живого организма на определенное воздействие, происходящая с участием нервной системы (выделение слюны при виде еды). Инстинкт – совокупность наследственно обусловленных актов поведения (инстинкт самосохранения). Инстинкт обычно противопоставляется разуму, обучению, как врожденное поведение – приобретенному. Их рекомендуется скрывать и подавлять. Им противопоставляются мораль и разум. Но в биологии инстинкты – это врожденные программы поведения. Животные рождаются с этими программами, в процессе эволюции происходит совершенствование этих программ.

Древнегреческие философы считали, что человек свободен в  выборе любого пути действия, который диктует их разум. Этот подход назван рационализмом, который существует до сих пор. Фома Аквинский считал, что поведение животного строго продиктовано чувственными желаниями, в отличие от рационального человека. Рене Декарт в работе «Страсти души» (1649) писал, что животные – это механические автоматы, тогда как на поведение человека влияют механическое тело и рациональный разум. Представление об инстинкте как первичном двигателе поведения было использовано такими психологами, как Фрейд (1915) и Мак-Дугалл (1908).

Фрейд считал, что поведение  основано на взаимодействии двух энергий: силы жизни и силы смерти. Первая направлена на самосохранение и продолжение жизни, вторая определяет агрессивные действия человека. Фрейд рассматривал их как инстинкты, требующие внешнего выражения. Согласно Мак-Дугаллу, инстинкты – это иррациональные и непреодолимые начала поведения, которые направляют организм к достижению его целей. Он выделял несколько инстинктов, и сопровождающие их эмоции: бегство (страх), отвергание (отвращение), любопытство (удивление), драчливость (гнев).

Дарвин рассматривал инстинкты, как сложные рефлексы, сформированные из отдельных поведенческих актов, которые являются продуктами естественного отбора. Идеи Дарвина послужили основой для  представлений классической этологии, которые были сформулированы Лоренсом и Тинбергеном.

Данные, накопленные этологией  и генетикой  поведения привели  к отказу от противопоставления инстинкта  и  разума и к созданию современной  концепции генетического поведения. Все типы поведения представляют собой результат генетических и средовых взаимодействий. Инстинктивное поведение сформировано на основе комплексов фиксированных действий, которые запускаются специфическими сигнальными раздражителями (знаковыми стимулами). Комплексы фиксированных действий являются объектом исследования этологов. Комплексы фиксированных действий – стереотипные, жесткие, предсказуемые и высокоорганизованные последовательности действий, проявляющиеся у всех представителей одного вида животных.

Множество инстинктов унаследовал от своих живых предков человек. Многие из них не исчезнут никогда, потому что они нужны, по-прежнему служат, составляя  фундамент новой рассудочной деятельности.

1. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА.

 

Для понимания сущности человека требуется комплексный  подход, который может быть выработан  только на совокупной основе различных  наук.

В истории науки в  вопросе о  взаимодействии биологических  и  социальных факторов в индивидуальном развитии человека встречаются самые различные точки зрения. Немецкий биолог Э.Геккель полагал, что развитие человека и общества определяется главным образом биологическими факторами, а двигателем общественного развития и эволюции человека является борьба за существование и естественный отбор. Поэтому возникновение социал-дарвинизма, который придерживается именно такой позиции, часто связывают с его именем.

Ф. Гальтон в 1869 г. впервые  сформулировал  принципы евгеники. Он предложил изучать  влияния, которые  могут улучшить наследственные качества будущих поколений (здоровье, умственные способности, одаренность). В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках медицинской генетики. Ф. Гальтон в 1870 г. в книге «Наследственный гений» утверждал превосходство северной (нордической) расы людей, а также вообще белых над неграми. Он полагал, что представители превосходящей расы не должны вступать в брак с представителями отсталой. В 1918 г. ученые П. Попенто и Р. Джонсон в книге «Прикладная евгеника», которая в ряде стран использовалась в качестве учебника по расизму, утверждали, что расовая неприязнь определяется биологическим механизмом, что негры являются неполноценной расой по сравнению с белыми.

После разгрома фашизма стали появляться работы, которые утверждали, что смешение рас биологически не только не опасно, но даже благоприятно (например, книга Л. Данна и Т. Добжанского «Наследственность, расы, общество», 1946 г.). Большое значение имели также заявления ЮНЕСКО в 1950 и 1951 гг., в которых утверждалось равенство всех рас и говорилось о том, что наука не располагает данными о различиях в интеллектуальных способностях различных рас, а межрасовые браки безопасны.

Самые серьезные и  тщательные исследования показывают, что особенности генотипа проявляются не на расовом, а на индивидуальном уровне, и у каждого человека генотип уникален. Различия IQ обусловлены не только наследственностью, но и средой. Известный негритянский общественный деятель Р. Иннис провел изучение IQ у негров из развитых районов США и у белых из сельскохозяйственных районов. Более высокий умственный коэффициент был у негров.

В современной научной литературе существует два различных подхода к решению проблемы о роли социальных и биологических факторов в индивидуальном развитии человека. Одни авторы утверждают, что оно целиком обусловлено генами. Это направление называется панбиологизм. Другая позиция заключается в том, что все люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование. Данная концепция получила название пансоцоилогизм.

Возникновение социобиологии  связанно с выходом  в 1975 г. книги  американского энтомолога Э.О. Уилсона  «Социобиология – новый  синтез». В рамках этой концепции  ставится задача найти новый подход к проблемам различных человеческих качеств, таких как мораль, свобода, агрессия, альтруизм, эгоизм. Важное место в работе американца отводится анализу возможностей применения аналогий между поведением животных и человека.

По мнению социобиологов, изменения в представлении о природе человека должна внести теория генно-культурной коэволюции. Она утверждает, что органическая и культурная эволюция человека происходят совместно. Гены и культура в этой эволюции неразрывно связаны между собой, но ведущая роль отводится генам. Именно они являются конечными причинами многих человеческих поступков. Уилсон выделил задачу социобиологии: «изучение биологических основ всех форм социального поведения у всех животных, включая человека». Главной его идеей является отрицание возможности наличия у человека недоступных опытному познанию, трансцендентальных целей, высших идей, возникших вне его биологической природы.

По мнению представителей теории генно-культурной коэволюции, человек наследует моральные  качества по биологическим каналам. Примером может служить запрет кровнородственных браков (инцест), который проявляется в поведении животных. То же самое относится к агрессивности человека, которая, по мнению некоторых ученых, является неотъемлемой его чертой. С этой точки зрения война – проявление внутривидовой агрессии. Уилсон считает, что даже сознание человека рассматривается в качестве инструмента только для исполнения биологических функций: «Человеческое сознание является устройством для выживания и воспроизводства, а разум есть всего лишь один из инструментов для биологического воспроизводства».

Человек, как и человечество может развиваться  только в единстве с природой, т.е. в рамках коэволюции. Эта теория была разработана русским  ученым В.И. Вернадским в начале ХХ в. Он научно обосновал тесную взаимообусловленность человека и природы, прежде всего человека и биосферы.

Каждый человек является носителем специфического, индивидуального набора генов, поэтому он генетически уникален. Свойства человека во многом зависят от генотипа, их передача от поколения к поколению происходит на основе законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства, как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос, химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности к вычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т.д.

На сегодняшний день в науке господствует точка зрения, утверждающая, что наследуются не сами способности, а лишь их задатки. Генетические возможности реализуются только тогда, когда ребенок с раннего возраста находится в общении с людьми, в соответствующей социальной среде. «Развиваясь на основе задатков, - писал известный психолог С.Л. Рубинштейн, - способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т.е. преобразуются и изменяются».

Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать организм, но развивается человек под одновременным развитием влиянием обоих факторов – и наследственности, и среды. Сегодня становится общепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двух программ наследственности: биологической и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются результатом взаимодействия его генотипа и среды. Поэтому каждый человек есть и часть природы, и продукт общественного развития.

Важная  роль в формировании поведения, в полноценном физическом и психическом  развитии принадлежит играм. Игры –  это тренировка, проверка выполнения программ поведения: как подходить  к своим, как действовать с  половым партнером, объектами охоты, как убегать от хищника, как драться, как побеждать и как уступать, как рыть, строить, прятать. Большинство игр – вариации на три главные темы: «хищник-жертва» (один убегает, другой ищет, догоняет, ловит); «брачные партнеры» (ритуалы знакомства, ухаживания); «родители-дети» (кормление, защита, согревание). При этом обязательна смена ролей. Игры наших детей: догонялки, прятки, в пап и мам, уход за куклами, игры в войну – все это темы, общие с поведением животных.

У ребенка можно наблюдать сотни  инстинктивных действий: сосание  молока; прижимает теплый пушистый предмет; хватает палец; реакция на лицо матери; ловля ногами погремушки; проба всех предметов на вкус; подбирание всяких предметов с земли. Дети любят качели – это наследие брахиации у приматов. Дети боятся темноты – наши предки были дневными животными, ночь для них была полна опасностей.

 

 

 

 

 

 

 

2. ПОВЕДЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ.

 

Уотсон  Джон (1878-1958) –  американский психолог, основатель бихевиоризма, автор трудов по поведению животных и человека, сравнительной психологии, научно-популярных книг по воспитанию детей и др.

Бихевиоризм – особое направление  в психологии человека и животных, буквально – наука о поведении. В Англии в 90-х годах Ллойд Морган начал производить эксперименты над поведением животных. Он ставил наблюдаемых животных в такие условия, при которых они должны были разрешить определенную задачу, например, поднять щеколду, чтобы выйти из огороженного места. Во всех случаях он установил, что разрешение задачи начиналось с беспорядочной деятельности, с проб и ошибок, которые случайно приводили к верному решению. Если же животным снова и снова ставилась та же задача, то, в конце концов, они научились разрешать ее без ошибок: у животных развивалась более или менее совершенная привычка. Другими словами, метод Моргана был подлинно генетическим. Эксперименты Моргана побудили Торндайка в Америке к его работе (1898). В течение следующего десятилетия поднимался вопрос о «сознании» у животных. Уотсон в своей статье «Psychology as the Behaviorist Views It» первый указал на возможность новой психологии человека и животных.

В своей первоначальной форме бихевиоризм  основывался на недостаточно строгой  теории образования привычек. Но вскоре на нем сказалось влияние работ  Павлова и Бехтерева об условных секреторных и двигательных рефлексов. Эти работы дали научное обоснование бихевиоризму.

Информация о работе Биосоциальные основы поведения человека