Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:55, курсовая работа
Особенности проявления фрустрационного поведения у студентов психологов специализирующихся в управлении на разных курсах обучения. Особенности фрустрационного поведения у студентов психологов в области управления. Развитие становления профессионала и управленческое консультирование.
ВВЕДЕНИЕ 3
I ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ФРУСТРАЦИОННОЕ
ПОВЕДЕНИЕ»………………………………………………………….5
1.1 Понятие «фрустрационное поведение» в психологии…………...5
1.2Понятие «тревожности» 12
1.3 Молодость…………………………………………….…………. 16
II ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА………..………...18
Основные фазы развития профессионала 18
2.1 Управленческое консультирование 18
2.2 Описание методик 20
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ 27
3.1 Описание выборки и хода исследования 27
3.2 Первичный анализ данных 27
3.3 Статистический анализ данных 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….. 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Понятно, что в зависимости от профессии речь может идти в связи с этой фазой и о многолетнем, и о совсем кратковременном процессе.
Если речь идет о многолетней подготовке профессионала, то приходиться различать тех, кто находится на первом, втором годах обучения. Здесь происходит очень существенные изменения самосознания, направленности личности, информированности, умелости и других сторон индивидуальности. Также свои специфические «кризисы развития», и потребность в психологической поддержке становления профессионала.
Стадия адаптанта. Как бы хорошо ни был налажен процесс подготовки того или иного профессионала в учебном заведении, выпускник никогда не подходит «как ключ к замку» к производственной работе. Так как социальные и деятельностные нормы учебного заведения, с одной стороны, и производственного коллектива с другой, различны. И молодой специалист, для того чтобы распознать, попять, почувствовать новые, непривычные для него нормы, должен найти в себе возможности саморегуляции. Эти нормы регулируют и поведение, и образ жизни, и манеры, и внешний облик профессионала, не говоря уже о собственно технологических тонкостях дела.
Стадия интернала. Это уже опытный,
поднаторевший в своем деле работник,
который и устойчиво любит
свое дело, и может вполне самостоятельно,
все более надежно и успешно
справляться с основными
Стадия мастера. Работник может решать и простые, и самые трудные профессиональные задачи, которые, быть может, не всем коллегам по плечу. Он обрел свой определенный индивидуальный, неповторимый стиль деятельности, его результаты стабильно хороши, и он имеет основания считать себя в чем-то незаменимым работником.
Стадия авторитета. Это мастер своего дела, уже хорошо известный, как минимум, в профессиональном кругу или даже за пределами.
Возможно, сил и энергии у
него сейчас становится меньше, чем
когда он был моложе, но профессионально-
Стадия наставника. Авторитетный мастер своего дела в любой профессии обрастает своими единомышленниками, подражателями, учениками, последователями [8,С.248-251].
2.2 Управленческое
Различают два подхода к определению
управленческого
1-й подход (Фриц Стееле): под процессом
консультирования понимается
2-й подход (Лэрри Грейнер и Роберт Метцгер): управленческое консультирование это консультативная служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-заказчику выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют, при необходимости, выполнению решений.
Управленческое
Профессиональные консультанты должны обладать навыками, необходимыми:
6.Общения с людьми.
7.Планирования изменений.
8.Преодоления сопротивления изменениям.
9.Помощи клиентам в накоплении опыта.
10.Передачи методов управления из одной страны в другую.
Мастерство и искусство управленческого консультанта сводится к тому, чтобы правильным образом дать правильный совет нужному лицу в нужное время. Клиенту следует научиться принимать и использовать совет консультанта по управлению.
Процесс управленческого консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений организации-заказчике (клиенте).
Наиболее распространенной является пятифазная модель управленческою консультирования (модель изменений), в которой выделяют этапы подготовки, диагноза, планирования действий, внедрения и завершения.
1.Подготовка |
Первый контакт с клиентом | |
Предварительный диагноз проблемы | ||
Планирование задания | ||
Предложение клиенту относительно задания | ||
2.Диагноз |
Контакт на консультирование | |
Обнаружение фактов | ||
Анализ и синтез фактов | ||
Детальное изучение проблемы | ||
3.Планирование |
Выработка решений | |
действий |
Оценка альтернативных вариантов | |
Предложения клиенту | ||
Планирование осуществления | ||
4.Внедрение |
Помощь в осуществлении | |
5.Завершение |
Оценка Конечный отчет Расчет по обязательствам Планы на будущее Уход консультанта |
Понятие «управленческое
Психолог-управленец должен обладать определенными способ-
ностями и личностными качествами. К способностям можно отнести высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания; переключение и распределение внимания; хорошее развитие образной и словесно-логической памяти; развитие мышления; развитие мнемических способностей; коммуникативные способности; способность проявлять качества лидера в общении с подчиненными; способность к абстрагированию; высокий уровень понятийного мышления.
Личностные качества: личная ответственность; терпимость; уважение и интерес к другим; конфиденциальность; интуиция; целеустремленность; инициативность; эрудированность; уверенность в себе; стремление к личностному росту [17, С. 307-308; 380-381].
2.3 Описание методик.
Методика «Определение состояния фрустрации»
Методика разработана В. В. Бойко.
Инструкция. Ознакомившись с последующими ситуациями, дайте ответ, согласны вы с ними (поставьте рядом с номером знак «плюс») или нет (поставьте знак «минус»).
Текст опросника состоит из 12 утверждений.
Обработка данных и выводы. За каждый
положительный ответ
Экспериментально-
ционных реакций.
Методика описана С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации». Она позволяет выявить склонность человека к различным типам направленности его реакций при возникновении состояния фрустрации. Приводимый вариант методики разработан в НИИ психиатрии им. В. М. Бехтерева.
Инструкция. Имеется 22 рисунка, на каждом из которых изображены два или несколько говорящих человек. То, что они говорят, написано в квадрате слева. Что вы будете отвечать им в этой ситуации? Запишите самый первый ответ, который придет вам на ум, на листке ответов под соответствующим номером. Работайте как можно быстрее.
Если у испытуемых нет вопросов по процедуре проведения эксперимента, им предлагается приступить к выполнению задания.
С помощью специальною ключа ответы испытуемых, данные в произвольной форме, классифицируются экспериментатором согласно авторской типологии. Индивидуальные оценки протоколируются и суммируются, в окончательном виде представляя тип и направление эмоциональных реакций испытуемого.
С. Розенцвейг по направлению реакции
выделяет три типа:
экстрапунитивпые (внешнеобвинительные
— Е), интрапунитивные (самообвинительные
— I) и импунитивные (безобвинительные
— М). По типу реагирования: «с фиксацией
на препятствии» — ОD, «с фиксацией на
самозащите» — ED) и «с фиксацией па
удовлетворении потребности» — NF.
Для указания, что в ответе доминирует «фиксация на препятствия» к буквам, обозначающим направленность реакций, добавляется значок «прим». Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается этими буквами без значка, а тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m. эти оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки.
Поскольку обсчет получаемых результатов
способом, предложенным автором, очень
сложен, мы в данном случае ограничимся
описанием упрощенной интерпретации
полученных данных, позволяющих судить
о тенденции испытуемого
Преимущественная
Тест «Несуществующее животное»
Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").
По своему характеру тест "Несуществующее животное" относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в описательных формах.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Для определения уровня тревожности мы выделили следующие признаки:
Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)
Данный тест является надежным информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д. Спилбергом (США) и адаптирован Ю.Л. Ханиным.
Личностная тревожность
заболеваниями.
Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности — естественная и обязательная
особенность активной личности. При этом существует индивидуальный оптимальный уровень "полезной тревоги".
Шкала оценки состоит из 2-х частей,
раздельно оценивающих
III ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФРУСТРАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ПИХОЛОГОВ-УПРАВЛЕНЦЕВ
3.1 Описание выборки и хода исследования
Наше исследование мы проводили в четырех группах испытуемых. Первую группу испытуемых составляют студенты пятого курса группы 156 ПУ (9 человек). Вторая группа испытуемых состоит из студентов четвертого курса группы 157 ПУ/1 (13 человек). Третья группа испытуемых состоит из студентов четвертого курса группы 157/2 (11 человек). Четвертую группу испытуемых составляют студенты третьего курса группы 158 ПУ (13 человек).