Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:30, реферат
Родина:Владикавказ (Российская Империя)
Борис Герасимович Ананьев родился 1 августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания средней школы он поступил в Горский педагогический институт. В то время в институте работал доцент педологии Р.И. Черановский, который в 1925 г. организовал кабинет педологии. К научной работе в этом кабинете был допущен ряд студентов, интересовавшихся проблемами психологии и педагогики. В их числе оказался и Борис Ананьев, который со временем стал ассистентом Р. И. Черановского.
Годы жизни:1907 - 1972
Родина:Владикавказ (Российская Империя)
Борис Герасимович Ананьев родился 1
августа 1907 г. во Владикавказе. После окончания
средней школы он поступил в Горский педагогический
институт. В то время в институте работал
доцент педологии Р.И. Черановский, который
в 1925 г. организовал кабинет педологии.
К научной работе в этом кабинете был допущен
ряд студентов, интересовавшихся проблемами
психологии и педагогики. В их числе оказался
и Борис Ананьев, который со временем стал
ассистентом Р. И. Черановского.
В этом кабинете проводились исследования
умственной одаренности детей, их психологических
особенностей в разном возрасте. Дипломная
работа Ананьева, выполненная под руководством
Черановского, также затрагивала подобные
проблемы. Она была посвящена исследованию
эволюции миропонимания и мироощущения
в юношеском возрасте. В сентябре 1927 г.
Б. Г. Ананьев был направлен на стажировку
в ленинградский Институт мозга, а в 1928
г., после завершения учебы во Владикавказе,
окончательно переехал в Ленинград. Основными
проблемами, занимавшими его в то время,
были проблемы классификации наук и методов
психологии, вопросы формирования психики.
При этом молодой ученый выступал за принятие
и использование теоретических выводов
всех научных школ, ратовал за установление
принципиальной и дружественной атмосферы
в науке.
Пытаясь поступить в аспирантуру Института
мозга, Ананьев прочел на одной из конференций
свой доклад «О социальной полезности
музыканта (с психофизиологаческой точки
зрения)». Доклад был посвящен музыке,
ее власти над слушающими и ответственности
исполнителя перед ними. Ананьев приводил
также большое количество экспериментальных
данных, подтверждающих теорию, сравнивал
воздействие музыки с гипнозом. В марте
1929 г. он был принят в аспирантуру Института
мозга.
В начале 30-х гг. XX в. он стал заведующим
лабораторией психологии воспитания,
в то же время организовал в одной из школ
Ленинграда психологическую службу. В
его лаборатории проводились исследования
характеров школьников, в которые были
вовлечены многие учителя Ленинграда.
На основе этих исследований и полученных
эмпирических данных Б.Г. Ананьев написал
свою первую монографию «Психология педагогической
оценки», которая была опубликована в
1935 г.
В 1936 г. исследования в области педологии
были запрещены, А. А. Таланкин, заведующий
сектором психологии Института мозга,
был арестован и осужден, а через год Б.
Г. Ананьев был избран на его пост. В том
же 1937 г. он стал кандидатом педагогических
наук.
Из-за запрета педологии ему пришлось
искать для себя новую сферу деятельности.
Одним из направлений его исследований
стала психология чувственного отражения.
Он написал в этом русле несколько статей,
основной мыслью которых была гипотеза
о генезисе чувствительности. По его мнению,
с самого начала индивидуального развития
человека чувствительность выступает
как функция целостного организма, а сенсорные
процессы играют значительную роль в этом
развитии.
Кроме того, он обратился к истории отечественной
психологии, пытаясь выразить свое собственное
отношение к этому предмету. По мнению
ученого, на историю науки необходимо
опираться, чтобы идти вперед. Опыт предшественников
он считал необходимым для дальнейшего
развития собственных взглядов. В 1939 г.
Б. Г. Ананьев защитил докторскую диссертацию,
посвященную истории психологии.
Когда во время войны Ленинград оказался
в кольце блокады, весь Институт мозга
был эвакуирован. Ананьев попал в Казань,
а затем — в Тбилиси, где работал, как и
многие психологи того времени, в психопатологическом
кабинете госпиталя. Он наблюдал больных,
перенесших тяжелый шок, и занимался восстановлением
у них функции речи, утраченной в результате
боевого ранения.
В 1943 г. Б. Г. Ананьев вернулся в Ленинград,
где возглавил образованную в Ленинфадском
государственном университете кафедру
психологии. Он сам подобрал большую часть
преподавательского состава кафедры,
организовал работу психологического
отделения философского факультета. В
это время он опубликовал большое количество
работ, которые касались изучения осязания
и других видов чувствительности, психологии
речи, некоторых проблем детской психологии.
Также Б. Г. Ананьев продолжал заниматься
историей психологии и психологией личности.
В 1947 г. он опубликовал монофафию «Очерки
истории русской психологии XVIII—XIX вв.».
В некоторых статьях отчетливо просматривалась
его идея о связи формирования характера
и познания человека человеком, о некоторых
закономерностях формирования человеческого
самосознания.
На рубеже 1940—1950-х гг. Б. Г. Ананьев обращается
к изучению нового направления, эмпирические
основы которого были заложены в его работе
в Институте мозга. Ученый занялся исследованием
билатеральности мозга и его функций.
В 1957 г. на торжественном собрании, посвященном
юбилею Б. Г. Ананьева, ученый выступил
с речью, в которой он обосновывал необходимость
комплексных исследований человека, синтезирующих
все существующие антропологические знания.
Эту же мысль он выразил в статьях «Человек
как общая проблема современной науки»
и «О системе возрастной психологии»,
опубликованных в том же году. Однако эта
идея в то время не была принята психологами.
Активная деятельность ученого была приостановлена
болезнью: в ноябре 1959 г. Ананьев перенес
инфаркт. В следующее десятилетие своей
жизни Борис Герасимович занимался исключительно
научно-публицистической деятельностью,
в 1962—1966 гг. он написал серию статей. В
них он попытался реализовать замысел,
возникший у него ранее, обобщил все исследования
своих предшественников, а также свои
собственные, обосновывая комплекс-ный
подход в исследовании человека. Большое
влияние на него оказал опыт предшественников,
в первую очередь В. М. Бехтерева.
В это же время Б. Г. Ананьев начал работу
над книгой «Человек как предмет познания».
Для этого в его лаборатории стали проводиться
различные исследования. Первая группа
этих исследований была посвящена изучению
возрастной динамики психофизиологических
функций у взрослых людей. Основой при
этом послужил сравнительно-генетический
метод, который давал возможность постоянно
определять нормы развития взрослого
человека различных возрастных групп.
Вторая группа исследований, наоборот,
концентрировалась на исследовании нескольких
людей в течение пяти лет. Это позволяло
изучить целостное развитие индивидуальности
на протяжении длительного времени. Таким
образом, две группы исследований дополняли
друг друга, что позволило Б. Г. Ананьеву
получить более глубокие представления
о различных возрастных статусах, о роли
отдельных факторов в общем развитии личности.
С другой стороны, исследования первой
группы давали основу для большей объективности
исследований второй группы. В 1966 г. в Ленинградском
университете был основан факультет психологии,
включавший кафедры общей психологии,
педагогики и педагогической психологии,
эргономики и инженерной психологии. Год
спустя Б. Г. Ананьев стал деканом этого
факультета. По его инициативе при ЛГУ
был открыт Институт комплексных социальных
исследований, а также лаборатория дифференциальной
антропологии и психологии. Ученый активно
участвовал в учебной и научной работе
факультета. Он организовал такую совершенно
новую форму обучения студентов, как творческие
встречи с известными, маститыми учеными
За время работы Ананьева на факультете
в ЛГУ приезжали А. А. Смирнов, А. Н. Леонтьев,
А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, ученые из Киева
и Тбилиси.
В начале 1970-х гг. Б. Г. Ананьев задумал коллективную книгу «Человек как предмет воспитания», однако выполнить задуманное ему не удалось. Он умер от инфаркта 18 мая 1972 г.
_____________________
Блонский Павел Петрович
- известный российский философ, психолог
и педагог. Родился 14 (26) мая 1884г. в Киеве,
в семье мелкого чиновника. В 1902г. он поступил
на историко-филологический факультет
Киевского университета, который окончил
в 1907г., получив золотую медаль за работу
«Проблема реальности у Беркли».
Студенческие годы Блонского совпали
с революционным подъемом и первой революцией
в России. Примкнув к партии социалистов-революционеров,
он трижды подвергался аресту и тюремному
заключению. Впоследствии, уже в июне 1917г,
он покинул ее ряды. Свою научную деятельность
Блонский начал на кафедре психологии
и философии Киевского университета. Здесь
решающее влияние на него оказали лекции
профессоров философии А. Н. Гилярова и
Г. И. Челпанова А.Н. Гиляров читал лекции
по античной философии; особенное впечатление
на Блонского произвела теория Плотина,
который и стал его любимым мыслителем.
Философскую концепцию Плотина Блонский
избрал в качестве темы магистерской диссертации.
Диссертацию Блонскому защитить не удалось,
поскольку после Октябрьской революции
ученые звания были отменены. Его книга,
в которой нашла свое отражение практически
вся его работа над магистерской диссертацией,
«Философия Плотина» вышла в 1918г.
Знакомство с Г. И Челпановым сильно повлияло
на судьбу Блонского — именно под его
руководством он стал участвовать в психологических
семинарах. Челпанов способствовал его
переезду из Киева в Москву, где Блонский
стал его аспирантом в Московском университете.
Но впоследствии Блонсий, настаивавший
на том, что психология должна быть перестроена
на основе марксизма, расстался со своим
учителем.
Материальное положение Блонского после
Октябрьской революции было крайне тяжелое:
научная деятельность практически не
давала средств к существованию. Поэтому
Блонский был вынужден перейти к практической
работе в качестве преподавателя, что
в какой-то мере давало необходимые средства
к существованию, причем ему приходилось
преподавать не только психологию, но
и педагогику. Педагогика была для Блонского
новым предметом, ему пришлось составить
собственную программу курса, включив
в него психологию и философию, преподавая
эти предметы в максимально доступной
форме.
В 1922г. Блонский был приглашен Н. К. Крупской
в Научно-педагогическую секцию Государственного
ученого совета для участия в составлении
учебных программ для школы. Эта работа
оказала на Блонского большое влияние,
во многом определила эволюцию его взглядов
в направлении марксизма.
В годы гражданской войны Блонский активно
работал: тогда были написаны такие его
работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа
науки» (1920), «Очерк научной психологии»
(1921).
С 1918 по 1930г. всего вышло свыше ста его
работ. Среди них первые советские учебники
для средней и высшей школы. Его статьи
публиковались в США и Германии. В 1920г.
вышла его книга «Реформа науки». Она стала
ярким свидетельством бурного периода
развития советской философии и психологии.
Она была насыщена духом тотального отрицания
косных направлений в науке, многочисленных,
по выражению самого Блонского, «атавизмов
мысли».
Категорически отрицая философский идеализм,
Блонский признал связанную с ним идеалистическую
психологию «мифологической наукой» и
призвал к ее фундаментальной реорганизации.
В это время в советской психологии отходит
на второй план философская умозрительная
психология, представленная Л. М. Лопатиным,
С. Л. Франком, Н. О. Лосским, Н. Н. Лапшиным.
Все еще остается достаточно влиятельной
эмпирическая психология (Г. И. Чел-панов,
А. П. Нечаев, Ю. Ю. Португалов и др.). А естественно-научное
направление (П. П. Блонский, В. М. Бехтерев,
В. А. Вагнер и др.) уже приступает к реализации
программы построения естественно-научной
психологической науки на основе принципов
объективизма, близких концепции объективной
психологии, позднее — психорефлексологии
Бехтерева. В книге «Реформа науки» Блонский
провозглашает свое понимание предмета
психологии: «Научная психология, — пишет
он, — есть наука о поведении человека,
то есть о движениях его как функциях некоторых
переменных».
В продолжение этих идей Блонский публикует
в 1921г. «Очерк научной психологии», где
утверждаются принципы поведенческой,
или объективной, психологии, ставшие
основными для первого послереволюционного
периода истории советской психологии.
В «Очерке научной психологии» Блонский
обобщает представления о предмете научной
психологии и ее методах, характеризует
общие черты поведения живых существ и
человека; подробно останавливается на
социально-экономических основах человеческого
поведения, на формах инстинктивно-эмоционального
и рассудочного поведения.
В «Реформе науки» Блонский сформулировал
важные для советской психологии мысли:
«Научная психология есть социальная
психология» и «Человек есть homo technicus».
Человеческое поведение, считал он, «не
может быть иным, как социальным», и, «с
генетической точки зрения сопоставляя
деятельность человека с деятельностью
других животных, мы можем характеризовать
деятельность человека как деятельность
такого животного, которое пользуется
орудиями».
Советская психология в 1920-е гг. в трудах
Блонского находила и всячески использовала
идеи, связанные с внедрением материализма
при исследовании психологических явлений,
использованием объективных методов исследования,
опиравшихся на принципы генетического
подхода к человеческому поведению и сближавших
психологию с жизнью и практическим переустройством
общества.
В 1924—1928гг. Блонский стал одним из ведущих
теоретиков педологии. Комплексный подход
к развитию, характерный для педологии,
весьма импонировал Блонскому.
Характеристика детских возрастов являлась
одним из направлений его педологических
исследований. В 1920-е гг. возрастная периодизация
сводится им в основном к биологическим
признакам (развитие зубов, эндокринных
желез, состав крови и т.п.). Все разнообразные
особенности поведения ребенка, образующие
«возрастной симптомокомплекс», объяснялись
увеличением количества материи (ростом
массы организма).
Но впоследствии Блонский заявлял, что
«характеристика каждой возрастной стадии
должна быть комплексной: не какой-нибудь
один признак, а своеобразная связь признаков
характеризует тот или иной признак».
Уже в 1928г. начался вызванный разочарованием
в этой отрасли науки отход Блонского
от педологии. «Занятия педологией, —
писал он в это время, — все больше и больше
убеждают меня в поверхностности обычных
педологических исследований. Стремясь
углубить их, я все больше углубляюсь в
психологию».
Последний период научного творчества
Блонского многие исследователи называют
собственно психологическим. В это время
он пишет книгу, полемизирующую с психоанализом
как направлением в психологии, — «Очерки
детской сексуальности».
Книги Блонского «Память и мышление»,
«Развитие мышления школьника» и примыкающие
к ним труды представляют собой обширный
и незавершенный цикл работ, в которых
Блонский дает диалектический анализ
процессов памяти, восприятия, мышления
и воли в связи с деятельностью человека
в условиях обучения. Он формулирует генетическую,
или стадиальную, теорию памяти, которая
исследует память в развитии, вскрывает
ее связь с речью и мышлением.
В эмпирической психологии было принято
выделять четыре разорванных, не связанных
между собой и неподвижных видов памяти
(моторная, аффективная, образная и вербальная).
Блонский смотрит на них как на четыре
последовательных ступени, каждая из которых
имеет свои специфические законы. Он показывает,
как память поднимается на более высокую
ступень, приближается к мышлению: «Речь
— та область, где память и мышление теснейшим
образом соприкасаются настолько, что
трудно подчас решить, что в речи принадлежит
памяти, а что — мышлению: то и дело одно
переходит в другое».
В последних произведениях Блонского
развитие памяти и мышления связывается
с общим развитием человека. Блонский
планировал реализовать программу исследовательских
работ по изучению комплекса психических
процессов — восприятия, памяти, мышления,
речи, воли и чувств — в их единстве и развитии.
Блонский пользовался среди студентов
и коллег огромным уважением и популярностью,
однако ему так и не удалось создать собственную
научную школу, способную развить его
идеи. Не последнюю роль в этом сыграли
его личные качества: он вел очень замкнутый
образ жизни. В последние годы из-за тяжелой
болезни он нечасто появлялся на рабочем
месте в Институте психологии. Из-за отсутствия
живого общения, совместной творческой
деятельности не сформировалась и школа,
которая достойно продолжила бы дело учителя.
Умер П. П. Блонский в феврале 1941г., оставив
после себя труды, навсегда вошедшие в
фонд работ, заложивших основы современной
научной психологии.
______________________________
Петр Яковлевич Гальперин родился 2 октября 1902 г. в Тамбове. Его отец, Яков Абрамович, был в то время уездным врачом, а впоследствии стал известным профессором, нейрохирургом и отоларингологом. Именно он привил сыну любовь к знаниям и интерес к психологии. Мать Петра Яковлевича погибла в автокатастрофе в 1917 г. Вместе со своей будущей женой, Тамарой Мерзон, Петр Гальперин учился на лечебном факультете медицинского института в Харькове. После окончания института он работал в Центральном Украинском психоневрологическом институте, в качестве сначала врача-психоневролога, а затем - психолога. В 1936 г. П.Я. Гальперин защитил кандидатскую диссертацию «О психологическом различии между орудиями человека и вспомогательными средствами животных». Эта работа была уже полноценным научным трудом, отражающим сложившиеся взгляды ученого. В ней Гальперин выразил идею о неравномерности развития различных форм мышления, а также высказал положение о качественном различии соотношения мышления и практической деятельности на различных стадиях онтогенеза (индивидуального развития). Приводя в качестве примера различия между поведением человека и животного, П.Я. Гальперин показал в этой работе свои взгляды на предмет и основную задачу психологии. По его мнению, в жизни человека, в отличие от животного, преобладают ситуации изменчивые и неотложные, деятельность в которых не может осуществляться посредством стереотипно заложенных форм поведения. В этих условиях главной жизненной задачей становится адекватная ориентировка значимых элементов поля действия и их существенных взаимосвязей. На основании этого Гальперин сделал вывод о том, что психическая деятельность по своей сути есть деятельность ориентировочнаяГальперин выделяет 2 основных плана, являющиеся полем для развертывания психических, «идеальных» действий: план внешнего и внутреннего состояния субъекта. Таким образом, изменению подвергается понимание не только внешних, но и внутренних процессов. Так, эмоции рассматриваются П.Я Гальпериным как ориентировка в ситуациях, личностно или жизненно значимых для человека и требующих внеинтеллектуальных способов решения. Воля также рассматривается с позиций ориентировочной деятельности. По мнению Гальперина, это ориентировка в специфических проблемных ситуациях, когда сталкиваются, с одной стороны, рациональная и эмоциональная оценка ситуации, а с другой - общественная оценка и производные от нее социально одобряемые формы поведения. В 1943 г. Петр Яковлевич по приглашению известного психолога Рубинштейна переехал в Москву, где стал работать доцентом на кафедре Московского государственного университета. В это время у него начала складываться собственная теория, которая окончательно оформилась к началу 1950-х гг Она возникла как попытка теоретического решения практических задач, возникающих у всех педагогов. Они заключаются в том, чтобы научить учеников быстрее и проще разрешать логические, математические и прочие задания. Знаменательным в этом плане событием стало состоявшееся в 1953 г. в Москве совещание по психологии, на котором Гальперин выступил с докладом о формировании умственных действий В своем выступлении он высказал мысль о том, что умственные действия - это результат преобразования внешних материальных действий во внутренние, результат переноса внешнего действия в план восприятий, представлений и понятий. С течением времени представления Гальперина о механизмах формирования умственных действий и понятий и их основных характеристиках изменялись, теория развивалась. Первый период - период становления основных понятий - длился до 70-х гг. XX столетия. В это время Гальперин выделил 4 первичных параметра действия: уровень выполнения, мера обобщения, полнота фактически выполняемых операций и мера освоения. Уровень выполнения действия подразумевает особенности его формирования. Оно начинается во внешней материальной форме, а через внешнеречевой уровень и уровень «речи про себя» переходит во внутренний план. Развернуть действие - значит показать все его операции в их взаимосвязи. По мере выполнения действия операции сворачиваются сознательно или стихийно. При стихийном сокращении ученик не понимает, почему можно пропустить ту или иную операцию, а сознательное сворачивание применяется с целью упрощения. Уровень освоения действия является очень важным и значимым параметром, без достаточного освоения более ранней формы действия нельзя переходить к следующей, с другой стороны, слишком длительная остановка на более ранней форме значительно затрудняет постижение следующей формы. Все вышеуказанные свойства психического действия определяют его качество, которое тем выше, чем выше уровень обобщения, сокращения и освоения каждого действия. На базе основных, первичных параметров образуются вторичные, как результат их сочетания: разумность и сознательность. Разумность психического действия в теории Гальперина предполагает ориентацию действия на существенные свойства, подразумевает его развернутость и гибкость. Сознательность предполагает умение ученика давать полное и правильное речевое выражение действиям процессе его выполнения. Озвучивание учеником действия является очень важной характеристикой, т.к. служит признаком произвольности действия. К концу 1960-х гг. схема образования умственных действий, представленная в докладе 1953 г., превратилась в развернутую теорию происхождения конкретных психических процессов и явлений. Она получила подтверждение в многочисленных экспериментах, выполненных под руководством Петра Яковлевича. В 1965 г. он защитил докторскую диссертацию «Основные результаты исследований по проблеме «Формирование умственных действий и понятий», в которой были представлены наиболее общие положения теории. Такое подробное рассмотрение проблем, являющихся по сути основными проблемами психологии обучения, не могло не отразиться на карьере Петра Яковлевича Гальперина. В 1971 г. он стал заведовать кафедрой возрастной психологии, а в 1983 г. - профессором-консультантом этой кафедры. В 1970-1980-х гг. происходит более подробное рассмотрение данной теории. В это время появляются новые параметры психических действий: обобщенность и критичность. Степень обобщенности характеризует тот диапазон вариантов условий, в которых действие может успешно осуществиться. Критичность же - это оценка соответствия предпосылок действия объективной действительности. В этот же период появляется ряд работ, демонстрирующих применение теории происхождения психических процессов к решению некоторых проблем современной психологии. В 1976 г. выходит в свет статья Гальперина «К вопросу об инстинктах у человека». В ней он раскрыл специфику психической деятельности животных в сравнении с человеком, ее принципиальные особенности. Особое внимание он уделил сущностному разделению категорий «биологическое» и «органическое». П.Я. Гальперин показал, что важнейшая характеристика человека как биологического вида - это отсутствие биологической предопределенности в способах и формах удовлетворения его потребностей. Чем в большей степени происходит эволюционное ослабление инстинктивного отношения к миру, тем большие требования предъявляются к содержанию и характеру ориентировочной деятельности. Основной труд - «Введение в психологию», ставший итогом его научной деятельности, вышел в 1976 г. Известно, что он готовил следующее издание этой книги, но не успел закончить его Он умер 25 марта 1988 г Имя Петра Яковлевича Гальперина известно прежде всего в связи с созданной им теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий. Но его творчество не ограничивается только лишь рамками этой теории. Он занимался также разработкой теории внимания и учения о языковом сознании, изучал проблемы инстинктов у человека, проблемы соотношения психики и мозга Ученый применил совершенно новый подход к классической проблеме соотношения обучения и умственного развития и к вопросу о формировании творческого мышления.