Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 16:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – определить ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей.
Объект исследования - компоненты образовательной среды.
Предмет - взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды.

Содержание

Введение ..….……………………………………………………………….
4
Глава 1. Теоретические основы сотрудничества семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей ……………………..

9

1.1. Компоненты образовательной среды………………….
9

1.2 Формы и виды сотрудничества семьи и дошкольного учреждения…………………………………………………..

23
Глава 2. Анализ взаимодействия педагогов и родителей в образовательной среде………………………………………………

33

2.1. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в воспитании детей…………………………………………
33

2.2. Анализ ожидания родителей от взаимодействии с дошкольным учреждением и ожидания воспитателей от взаимодействии с семьей..………………………………
44
Заключение ………….………………………………………………
47
Список литературы ...…………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

КАВЫЕВА Ю.Г..doc

— 343.00 Кб (Скачать файл)

На вопрос «Кем вы приходитесь ребенку?» мы получили следующие ответы: мамы - 55 %, папы - 10 %, и сестра - 5 %. Таким образом можно отметить, что во взаимодействии с дошкольным учреждением принимают участие в основном матери, что характерно отражает специфику дошкольного возраста.

 

Рис.1. Привлекательные стороны детского сада

 

На рисунке 1 видно, что родителей интересует в работе ДОУ организация питания и месторасположение детского сада – 61%, режим дня – 74%, хорошее отношение ребенка к воспитателю – 70%, а также родители отмечают высокий профессиональный уровень сотрудников – 59%. Таким образом, большое значение уделяется в ДОУ организации полноценного питания, соблюдение режима дня.

Рис.2. Мероприятия в ДОУ

На рисунке 2 показано, что 45 % родителей выбирают Новый год и 8 марта и 30 % выбирают День матери. Это говорит о том, что эти мероприятия более масштабные, традиционные. Все дети в этих праздниках задействованы. Традиционные мероприятия – Новый год, 8 марта проводятся с целью: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми. Менее привлекательными мероприятиями в ДОУ оказались субботник и День открытых дверей. Эти мероприятия позволяют родителям взаимодействовать со всеми участниками дошкольного образовательного учреждения. Таким образом, не все родители готовы сотрудничать с ДОУ, оценивая пребывание детей временным и не стремясь улучшать их местонахождение в детском саду.

 

Рис.3. Привлекательные стороны досуговых мероприятий

 

На рисунке 3 показано, что родителей привлекается в мероприятиях сценарии, возможность ребенка проявить себя, хорошая работа воспитателей по 5 %, участие воспитателей  и хорошая организация по 10 %,а также большинство родителей ответили - участие детей – 65 %. Таким образом, каждому родителю хочется видеть своего ребенка на праздниках.

 Рис.4. Запрос родителей узких специалистов

 

На рисунке 4 видно, что родители втсретиться с логопедом и психологом – 45 %. . Консультация детского психолога необходима как родителям, так и ребенку в различных ситуациях. В последние годы детские специалисты отмечают постоянный рост речевой патологии. Данные специалисты присутствуют не во всех дошкольных образовательных учреждениях. Поэтому запрос родителей в работе логопеда и психолога присутствует. Родители внимательно отнесутся к консультации специалиста: психолога, логопеда. Но, когда дело доходит до воспитания, многие из них считают себя грамотными в этих вопросах, имеют свое видение проблемы и способы ее разрешения, не принимая во внимание опыт и образование воспитателя. Для предупреждения таких ситуаций администрация дошкольного учреждения с первых дней пребывания ребенка в детском саду должна поддерживать авторитет педагога, демонстрировать, что она высоко ценит его знания, умения, педагогические достижения. Анализ ответов на вопрос «Считаете ли вы нужным присутствовать на занятиях со специалистами у ребенка в детском саду?» свидетельствует, что не все родители осознают важность этих посещений. Только 50% опрошенных родителей ответили утвердительно, треть не видит необходимости в этом, 16% родителей не дали ответа на этот вопрос. Однако следует иметь в виду, что 18% родителей говорят об отсутствии такой практики в детском саду, а 24 % - вообще ничего не знают о такой форме сотрудничества. Значит, воспитатели не доводят до сведения всех родителей, что им можно присутствовать на занятиях или родители не считают нужным присутствовать на занятиях и в дальнейшем применять на практике с ребенком полученные знания.

 

Рис.5. Степень удовлетворенности родителей

 

На рисунке 5 видно, что по шкале от 1 до 10 «Степень удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду» низкого уровня обнаружено не было. Мы видим высокий и очень высокий уровень: 8 баллов отметили – 13 %, 9 баллов – 20 % и максимальное количество баллов – 67 %. В целом степень организации образовательной среды на высоком уровне. Родители не высказывают критических отношений.

Мы провели анкетирование для воспитателей об их ожиданиях от взаимодействия с семьей. Опросник содержит 6 вопросов, которые отражают личные цели в отношениях с родителями; использование методов, приемов, способов в работе с родителями; отношением к воспитателю как профессионалу и совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители; а также могут ли родители и воспитатели научить друг друга чему-нибудь и что необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения. Каждому воспитателю выдавали бланк с вопросами. Все вопросы позволили воспитателю отвечать в свободной форме. Воспитатели менее охотно отвечали на вопросы, старались не высказывать свои мнения. Ответы на вопросы изобилуют книжными формулировками. Педагоги испытывают трудности при ответах. Задавали вопросы. Слабо выражали собственное мнение. Старались, чтобы их ответы были социально желательными. Многие вопросы ответы были однотипными. В нашем исследовании наиболее интересными вопросами оказались:

  1. Какими вы хотели видеть отношение родителей к себе как к профессионалу? Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители? В результате мы получили: воспитатели хотели видеть уважение и взаимопонимание – 100 %, но с реальностью не совпадает -33% и частично совпадает – 67%.

Таблица 1

Уважение, взаимопонимание, взаимопомощь

100 %

Совпадает ли это с тем, как реально ведут себя родители?

 

Не совпадает

33 %

Частично совпадает

67 %


 

  1. Чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов и воспитатели у родителей? И получили следующие результаты: родители могут научиться решать и понимать конфликты – 44 %, обогащать свои воспитательные умения и навыки – 22 %, присутствовать на занятиях и полученные знания применять дома – 17 %, ознакомиться с особенностями возраста - 17%; 67 % воспитателей считают, что ничему не могут научиться у родителей и 33 % считают, что могут научиться у родителей творческой активности, индивидуальному подходу к ребенку, компьютерной освещенности.

 

Таблица 2

Решать и понимать конфликты, умение понимать проблемы и трудности детей

44 %

Обогащать свои воспитательные умения и навыки

22 %

Присутствовать на занятиях и полученные знания применять дома

17 %

Ознакомиться с особенностями возраста

17 %

Чему могут научиться воспитатели у родителей?

 

Ничему

67 %

Опыт в воспитании, индивидуальный подход, творческой активности, компьютерной освещенности

33 %


 

  1. На вопрос «Что необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь дошкольного учреждения и активнее участвовала в ней?» Мы получили одинаково похожие ответы: 73 % предложили увеличить количество совместных мероприятий, организовывать ИЗО – выставки, ФОТО - выставки, посещать режимные моменты группы и затруднились ответить – 27%

Таблица 3

Увеличить совместных мероприятий, организовывать разные выставки, посещать режимные моменты и другие

73 %

Затрудняются ответить

27 %


 

Таким образом, изучив содержание ответов воспитателей можно отметить, что целью педагогов является организация образовательной среды, обучение и воспитание детей, выполнение плана. Воспитатель — это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада. Родитель — это «заказчик», который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем были созданы самые благоприятные условия. Из результатов исследования можно увидеть что воспитателям не хватает уважения родителей во взаимоотношениях  и данная ситуация является барьером в организации сотрудничества между сторонами. Все мероприятия необходимые для организации сотрудничества проводятся регулярно, но воспитатели относятся к ним формально как к части должностной инструкции. Поскольку у родителя ребенок один (два, три). У воспитателя — в среднем 15-20. Комплектации групп зависит от времени года, бывает, что и около 30. таким образом, количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей.

Каждая сторона воспитательного процесса считает свою деятельность по отношению к ребенку целесообразной и правильной. Поскольку родители тоже реализует воспитательные задачи у них складывается ошибочное мнение о том, что этот процесс не требует большого количества усилий и содержание работы воспитателя не обоснованно уменьшено до воспитательных воздействий при этом недооценивается образовательная работа педагога. По нашему мнению именно данная, ситуация является проблемной во взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как взаимосвязанных компонентов образовательной среды

Воспитатель осуществляет воспитательно-образовательную работу. Родителей в этом процессе интересны вопросы организации питания, режима дня, отношение воспитателей к собственному ребенку. Таким образом, цели и задачи воспитателей и родителей не совпадают в организации образовательной среды.

С другой стороны анализ анкеты показывает, что воспитатели считают, что ничему не могут научиться у родителей, соответственно существуют неравноценные партнерские отношения между воспитателями и родителями. Такие отношения затрудняют воспитательный процесс и организацию образовательной среды. Из этого следует, что далеко не все воспитатели готовы сотрудничать с родителями в вопросах воспитания и развития ребенка.

Родители предъявляют огромное количество требований к детскому саду и воспитателю в первую очередь, достаточно противоречивых. В каждой семье — своя воспитательная система, и что хорошо для одного ребенка категорически не принимается другими родителями. Одни требуют, чтобы ребенок возвращался с прогулки чистым, другие — возмущаются, что воспитатель не разрешает ребенку прыгать и залезать, куда ему хочется, кто-то просит, чтобы с детьми не гуляли, когда на улице прохладно, кто-то, наоборот, идет жаловаться заведующей, что детей держат в группе вместо прогулки. Бывает, родители приходят и просят быть с их ребенком построже, другие готовы писать жалобы в управление образования, если узнают, что на ребенка повысили голос. Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны. Возможным путем решения данной проблемы является организация таких форм взаимодействия с родителями, в которых они будут, является и зрителями, и активными участниками как воспитательных, так и образовательных воздействий, например добровольная акция «один день с воспитателем» , или просмотр родителями видеоролика о видах деятельности воспитателя В результате мероприятий  деятельность воспитателя станет более прозрачной и понятной  для родителей, а воспитатели в свою очередь оценят творческий и образовательный  потенциал родителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечали, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Ведущая роль в распространении педагогических знаний принадлежит средствам массовой информации, но все же они не могут заменить живого, непосредственного общения педагога с родителями.

В специфике педагогической позиции воспитателя по отношению к родителям сочетаются две функции – формальная и неформальная. Воспитатель выступает в двух лицах – официальным лицом и тактичным, внимательным собеседником. Его задача – преодолеть позицию назидательности, разговаривая с членами семьи, и выработать доверительный тон. Причинами трудностей, которые испытывает воспитатель в общении с родителями являются низкий уровень социально-психологической культуры участников воспитательного процесса; непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения; несформированности у них «педагогической рефлексии», игнорирование ими того факта, что в определении содержания, форм работы детского сада с семьей именно они выступают социальными заказчиками; недостаточная информированность родителей об особенностях жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, а воспитателей – об условиях и особенностях семейного воспитания каждого ребенка.

Педагоги зачастую относятся к родителям не как к субъектам взаимодействия, а как к объектам воспитания. Детский сад только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда он является открытой системой. Родители должны иметь реальную возможность свободно, по своему усмотрению, в удобное для них время знакомиться с деятельностью ребенка в детском саду, со стилем общения воспитателя с детьми, включаться в жизнь группы. Если родители наблюдают детей в новой обстановке, они и воспринимают их по другому. В группе родители могут также научиться многим практическим умениям, способам общения с детьми, организации содержательной деятельности с ними.

Как правило, у педагогов, формально работающих с родителями, отсутствует установка на сотрудничество. Эта категория воспитателей в общении с членами семьи не столько ищет способы сближения точек зрения и консолидации методов и содержания воспитания ребенка, сколько повод указать отцу или матери на просчеты в семейном воспитании.

Информация о работе Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как один из компонентов образовательной среды