Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
49. Когда я вижу окровавленного человека на экране, это почти не волнует меня.
50. В сложных жизненных ситуациях я не могу обойтись без поддержки и помощи людей.
51. Большинство окружающих считают меня очень интересным человеком.
52. Я ношу одежду, которая
скрывает недостатки моей
53. Для меня очень важно
всегда придерживаться
54. Я склонен часто противоречить людям.
55. Почти во всех семьях супруги друг другу изменяют.
56. По-видимому, я слишком отстраненно смотрю на вещи.
57. В разговорах с
58. Когда у меня что-то не получается, мне иногда хочется плакать.
59. Из моей памяти часто выпадают некоторые мелочи.
60. Когда кто-то толкает
меня, я испытываю сильное
61. Я выбрасываю из головы то, что мне не нравится.
62. В любой неудаче
я обязательно нахожу
63. Я терпеть не могу
людей, которые всегда
64. Я почти ничего не выбрасываю и бережно храню множество разных вещей.
65. В компании друзей
мне больше всего нравятся
разговоры о прошедших
66. Меня не слишком раздражает детский плач.
67. Мне случалось так разозлиться, что я готов был перебить все вдребезги.
68. Я всегда оптимистичен.
69. Я чувствую себя неуютно, когда на меня не обращают внимания.
70. Какие бы страсти не разыгрывались на экране, я всегда отдаю себе отчет в том, что это только на экране.
71. Я часто испытываю чувство ревности.
72. Я бы никогда специально
не пошел на откровенно
73. Неприятно то, что людям, как правило, нельзя доверять.
74. Я готов почти на все, чтобы произвести хорошее впечатление.
75. Я никогда не бывал панически испуган.
76. Я не упущу случая
посмотреть хороший триллер
77. Я думаю, что ситуация в мире лучше, чем полагает большинство людей.
78. Даже небольшое разочарование может привести меня в уныние.
79. Мне не нравится, когда люди откровенно флиртуют.
80. Я никогда не позволяю себе терять самообладание.
81. Я всегда готовлюсь к неудаче, чтобы не быть застигнутым врасплох.
82. Кажется, некоторые из моих знакомых завидуют моему умению жить.
83. Мне случалось со
зла так сильно ударить или
пнуть по чему-нибудь, что я
неумышленно причинял себе
84. Я знаю, что за глаза кое-кто отзывается обо мне дурно.
85. Я едва ли могу
вспомнить свои первые
86. Когда я расстроен, я иногда веду себя по-детски.
87. Мне намного проще говорить о своих мыслях, чем о своих чувствах.
88. Когда я бываю в отъезде и у меня случаются неприятности, я сразу начинаю сильно тосковать по дому.
89. Когда я слышу о жестокостях, это не слишком глубоко трогает меня.
90. Я легко переношу критику и замечания.
91. Я не скрываю своего
раздражения по поводу
92. Я знаю, что есть люди, настроенные против меня.
93. Я не могу переживать свои неудачи в одиночку.
94. К счастью, у меня
меньше проблем, чем имеет
95. Если что-то волнует меня, я иногда испытываю усталость и желание выспаться.
96. Отвратительно то, что почти все люди, добившиеся успеха, достигли его с помощью лжи.
97. Нередко я испытываю желание почувствовать в своих руках пистолет или автомат.
Обработка и интерпретация результатов теста
Шкала
А - Отрицание 1, 16, 22, 28, 34, 42, 51, 61, 68, 77, 82, 90, 94
В - Подавление 6, 11, 19, 25, 35, 43, 49, 59, 66, 75, 85, 89,
С - Регрессия 2, 14, 18, 26, 33, 48, 50, 58, 69, 78, 86, 88, 93, 95,
D - Компенсация 3, 10, 24, 29, 37, 45, 52, 64, 65, 74,
Е - Проекция 7, 9, 23, 27, 38, 41, 55, 63, 71, 73, 84, 92, 96,
F - Замещение 8, 15, 20, 31, 40, 47, 54, 60, 67, 76, 83, 91, 97
G - Интеллектуализация 4, 13, 17, 30, 36, 44, 56, 62, 70, 80, 81, 87,
H – Реактивное образование5, 12, 21, 32, 39, 46, 53, 57, 72, 79,
Подсчитывается количество
положительных ответов по
Существует и другой вариант обработки результатов:
Восемь эгозащитных механизмов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные, указанные ниже утверждения, разделенные на число утверждений в каждой шкале. Напряженность каждой психологической защиты подсчитывается по формуле
ОНЗ=n/N*100
где n – число положительных ответов по шкале этой защиты, N – число всех утверждений, относящихся к этой шкале.
где n – сумма всех положительных ответов по опроснику.
По данным В.Г. Каменской
(1999), нормативные значения этой величины
для городского населения России
равны 40 – 50 %. ОНЗ, превышающий 50-процентный
рубеж, отражает реально существующие,
но неразрешенные внешние и
Приложение 2
Диагностика коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)
Шкалы: коммуникативная толерантность
Инструкция к тесту
Вам предоставляется
возможность совершить экскурс
в многообразие человеческих
отношений. С этой целью вам
предлагается оценить себя в
девяти предложенных несложных
ситуациях взаимодействия с
Меру согласия
с суждения выражайте
• 0 – баллов – совсем неверно,
• 1 – верно
в некоторой степени (несильно)
• 2 – верно
в значительной степени (
• 3 – верно
в высшей степени (очень
Тест
Проверьте себя: насколько вы способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся нам людей. Ниже приводятся суждения; воспользуйтесь оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны они по отношению лично к вам.
• Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.
• Меня
раздражают суетливые,
• Шумные
детские игры переношу с
• Оригинальные,
нестандартные, яркие личности
обычно действуют на меня
• Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.
Проверьте себя: нет ли у вас тенденции оценивать людей, исходя из собственного «Я». Меру согласия с суждениями, как и в предыдущем случае, выражайте в баллах от 0 до 3.
• Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.
• Меня
раздражают любители
• Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.
• Я тяготился
бы разговорами случайного
• Мне трудно
найти общий язык с партнерами
иного интеллектуального
Проверьте себя: в какой мере категоричны или неизменны ваши оценки в адрес окружающих.
• Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).
• Так называемые
«новые русские» обычно
• Представители
некоторых национальностей в
моем окружении откровенно
• Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу.
• Терпеть
не могу деловых партнеров
с низким профессиональным
Проверьте себя: в какой степени вы умеете скрывать или сглаживать неприятные впечатления при столкновении с некоммуникабельными качествами людей (степень согласия с суждениями оценивайте от 0 до 3 баллов).
• Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.
• Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.
• Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.
• Мне неприятны самоуверенные люди.
• Обычно
мне трудно удержаться от
Проверьте себя:есть ли у вас склонность переделывать и перевоспитывать партнера (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Я имею привычку поучать окружающих.
• Невоспитанные люди возмущают меня.
• Я часто
ловлю себя на том, что
• Я по
привычке постоянно делаю кому-
• Я люблю командовать близкими.
Проверьте себя: в какой степени вы склонны подгонять партнеров под себя, делать их удобными (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.
• Жить
в номере гостиницы с
• Когда
партнер не соглашается в чем-
• Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.
• Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.
Проверьте себя: свойственна ли вам такая тенденция поведения (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.
• Меня часто упрекают в ворчливости.
• Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.
• Нельзя
прощать сослуживцам
• Если
деловой партнер
Проверьте себя: в какой степени вы терпимы к дискомфортным состояниям окружающих (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Я осуждаю
людей, которые плачутся в
• Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.
• Я стараюсь
уходить от разговора, когда
кто-нибудь начинает
• Обычно
я без особого внимания
• Иногда
мне нравится позлить кого-
Проверьте себя: каковы ваши адаптационные способности во взаимодействии с людьми (оценка суждений от 0 до 3 баллов).
• Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.
• Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.
• Обычно
я с трудом приспосабливаюсь
к новым партнерам по
• Я избегаю
поддерживать отношения с
• Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.
Обработка и интерпретация результатов теста
Итак, вы ознакомились
с некоторыми поведенческими признаками,
свидетельствующими о низком уровне
общей коммуникативной