Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Если рассматривать результаты исходя из стажа работы учителей в обследуемой выборке, то наиболее высокая коммуникативная толерантность наблюдается у учителей со стажем до 5 лет. Менее всего испытуемых с высокой коммуникативной толерантностью у учителей со стажем свыше 20 лет.
По нашему мнению
причиной данных различий могут являться
возрастные различия испытуемых. Испытуемые
первой категории – это молодые
педагоги, недавно начавшие свою трудовую
деятельность. Им скорее, проще принимать
какие-то недостатки собеседника из-за
более высокой лабильности в
мышлении, когда люди зрелого возраста
уже более ригидны. Учителя с
высоким стажем – это люди у
которых уже формировались
Подводя итоги, можно
сказать, что наиболее выраженными
механизмами психологической
У испытуемых обследуемой выборки довольно высокие показатели коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что говорит о том, что они проявляют больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги ч более высоким стажем.
С первичными эмпирическими данными можно ознакомиться в приложении 3.
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
В проводимом исследовании была выдвинута гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
Для расчетов взаимосвязи
между механизмами
Коэффициент ранговой
корреляции Спирмена - это непараметрический
метод, который используется с целью
статистического изучения связи
между явлениями. В этом случае определяется
фактическая степень
Обратимся к результатам, полученным в ходе расчетов взаимосвязи. Результаты статистического анализа данных представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. – Результаты расчетов взаимосвязи механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
Взаимосвязь |
Количество человек |
Коэффициент R |
Уровень значимости (p) |
Регрессия и коммуникативная толерантность |
60 |
-0,2536 |
0,040565 |
Компенсация и коммуникативная толерантность |
60 |
-0,279593 |
0,030502 |
Реактивные образования и коммуникативная толерантность |
60 |
-0,458752 |
0,000227 |
Интеллектуализация и коммуникативная толерантность |
60 |
-0,366901 |
0,003933 |
Таким образом, была
выявлена статистически значимая слабая
отрицательная взаимосвязь
Была выявлена
статистически значимая слабая отрицательная
взаимосвязь между механизмом психологической
защиты «Компенсация» и
Была выявлена
высоко статистически значимая умеренная
отрицательная взаимосвязь
Также была обнаружена
статистически значимая умеренная
отрицательная взаимосвязь
Таким образом, можно сказать, что гипотеза 1 подтвердилась: существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. А именно, чем более сильно выражены у учителей такие механизмы психологической защиты как «регрессия», «компенсация», реактивные образования» и «интеллектуализация», тем ниже их коммуникативная толерантность.
2.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Для доказательства гипотезы 2: Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются был также проведен статистический анализ (см. Прил. 4).
Нами были проведены расчеты различий в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. В этих целях был использован U-критерий Манна-Уитни. U-критерий Манна-Уитни (англ. Mann-Whitney U test) — непараметрический статистический критерий, используемый для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, измеренного количественно. Позволяет выявлять различия в значении параметра между малыми выборками.
В таблице 2.5 представлены результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет.
Таблица 2.5. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет
Механизм |
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U-критерий |
Уровень значимости (p) |
До 5 лет |
От 6 до 10 лет | |||
компенсация |
173,5 |
291,5 |
53,5 |
0,014 |
Реактивные образования |
158,5 |
306,5 |
38,5 |
0,002 |
Итак, существуют статистически значимые различия в проявлении механизма психологической защиты «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=173,5;p<0,02). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 6 до 10 лет (U=158,5;p<0,005). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей от 6 до 10 лет:
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.6.
Таблица 2.6. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет
Механизм |
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U-критерий |
Уровень значимости (p) |
До 5 лет |
От 6 до 10 лет | |||
Регрессия |
179,5 |
285,5 |
59,5 |
0,03 |
Компенсация |
162 |
303 |
42 |
0,003 |
Реакт.обр-я |
156 |
309 |
36 |
0,002 |
Обнаружены статистически значимые различия в механизме психологической защиты «Регрессия» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет(U=59,5; p<0,04)... У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем от 11 до 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Компенсация» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет. (U=42;p<0,004).. У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей стажем от 11 до 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет (U=36; p<0,003). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем от 11 до 20 лет.
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет.
С данными расчетами можно ознакомиться в таблице 2.7.
Таблица 2.7. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет
Механизм |
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U-критерий |
Уровень значимости (p) |
До 5 лет |
Более 20 лет | |||
Проекция |
171,5 |
234,5 |
51,5 |
0,03 |
Реактивные образования |
159 |
247 |
39 |
0,007 |
Обнаружены статистически значимые различия в механизмах психологической защиты «Проекция» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=51,5; p<0,04). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «реактивные образования» у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет (U=39; p<0,008). У учителей со стажем до 5 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.
Были проанализированы результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем от 6 до 10 лет и от 11 до 20 лет. Обратимся к данным таблицы 2.8.
Таблица 2.8. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до от 6 до 10 и от 11 до 20 лет
Механизм |
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U |
p-level |
6-10 лет |
11-20 лет | |||
Подавление |
176 |
289 |
56 |
0,02 |
Регрессия |
162,5 |
302,5 |
42,5 |
0,003 |
Отрицание |
165 |
299,5 |
45,5 |
0,004 |
Проекция |
168,5 |
296,5 |
48,5 |
0,008 |