Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Обнаружены статистически значимые различия в механизмах психологической защиты «Подавление» у учителей со стажем 6-10 лет и 11-20 лет (U=56;p<0,03)... У учителей со стажем 6-10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 11-20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Регрессия» у учителей со стажем 6-10 лет и 11-20 лет (U=42,5; p<0,04).. У учителей со стажем 6-10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем 11-20 лет.
Были обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Отрицание» у учителей со стажем до 6-10 лет и 11-20 лет (U=45,5; p<0,05)... У учителей со стажем 6-10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем 11-20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Проекция» у учителей со стажем до 6-10 лет и 11-20 лет (U=48,5 ;p<0,09). У учителей со стажем 6-10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 11-20 лет.
Рассмотрены результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем от 6 до 10 лет и более 20 лет. Результаты данных расчетов представлены в таблице 2.9
Таблица 2.9. – Результаты расчетов различий в механизмах психологической защиты у учителей со стажем до от 6 до 10 лет и более 20 лет
Механизм |
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U-критерий |
Уровень значимости (p) |
6 – 10 лет |
Более 20 лет | |||
Компенсация |
170,5 |
235,5 |
50,5 |
0,03 |
Реактивные образования |
148,5 |
257,5 |
28,5 |
0,0015 |
Таким образом, существуют статистически значимые различия в механизмах психологической защиты «Компенсация» у учителей со стажем до от 6 до 10 лет и более 20 лет(U=50,5; p<0,04)... У учителей со стажем от 6 до 10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей со стажем более 20 лет.
Обнаружены статистически значимые различия в проявлении механизма «Реактивные образования» у учителей со стажем от 6 до 10 лет и более 20 лет(U=28,5; p<002). У учителей со стажем от 6 до 10 лет менее выражен данный защитный механизм, чем у учителей более со стажем 20 лет.
Были рассмотрены результаты расчетов различия в механизмах психологической защиты у учителей со стажем от 11 до 20 лет и более 20 лет. Не было выявлено различий в защитных механизмах у двух данных выборках.
Также при помощи U-критерия Манна-Уитни мы провели статистический анализ различий коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем.
Были проведены расчеты различий в коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем.
Таким образом, были
обнаружены статистически значимые
различия в коммуникативной
Таблица 2.11. – Результаты расчетов различий коммуникативной толерантности у учителей со стажем до 5 и от 6до 10 лет
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U |
p-level | |
До 5 лет |
От 6 до 10 лет | |||
Коммуникативная толерантность |
179,5 |
285,5 |
59,5 |
0,03 |
Таким образом, у учителей со стажем до 5 лет выше коммуникативная толерантность, чем у учителей со стажем от 6 до 10 лет (U=59,5;p<0,04).
Были обнаружены статистически значимые различия в коммуникативной толерантности у учителей со стажем до 5 лет и от 11 до 20 лет (см. таблицу 2.12).
Таблица 2.12. – Результаты расчетов различий коммуникативной толерантности у учителей со стажем до 5 и от 6 до 10 лет
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U |
p-level | |
До 5 лет |
От11 до 20 лет | |||
Коммуникативная толерантность |
160 |
305 |
40 |
0,03 |
Таким образом, у учителей со стажем до 5 лет выше коммуникативная толерантность, чем у учителей со стажем от 11 до 20 лет (U=40;p<0,03).
Были выявлены статистически значимые различия в коммуникативной толерантности у учителей со стажем до 5 лет и более 20 лет:
Таблица 2.12. – Результаты расчетов различий коммуникативной толерантности у учителей со стажем до 5 и более 20 лет
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U |
p-level | |
До 5 лет |
Более 20 лет | |||
Коммуникативная толерантность |
148,5 |
257,5 |
28,5 |
0,0014 |
Таким образом, у учителей со стажем до 5 лет выше коммуникативная толерантность чем у учителей со стажем от более 20 лет (U=28,5;p<0,002)..:
Не было выявлено статистически значимых различий в коммуникативной толерантности у учителей со стажем до от 6 до 10 лет и от 11 до 20 лет.
Мы выявили
статистически значимые различия
в коммуникативной
Таблица 2.13. – Результаты расчетов различий коммуникативной толерантности у учителей со стажем до от 6 до 10 лет и более 20 лет
Ранговая сумма 1 |
Ранговая сумма 2 |
U |
p-level | |
6-10 лет |
Более 20 лет | |||
Коммуникативная толерантность |
146,5 |
259,5 |
26,5 |
0,00107 |
Таким образом, у учителей со стажем от 6 до 10 лет выше коммуникативная толерантность, чем у учителей со стажем от более 20 лет (U=26,5;p<0,002).
Не было выявлено
статистически значимых различий
в коммуникативной
Таким образом, в
результате сравнительного анализа
механизмов психологической защиты
и коммуникативной
Можно заметить,
что с увеличением стажа
Стоит отметить, что у учителей с различным стажем не наблюдается статистически различий в механизме психологической защиты «интеллектуализация». Таким образом, проявление данного механизма психологической защиты, скорее всего не связано с педагогическим стажем.
Если говорить
о коммуникативной
Таким образом, гипотеза 2 нашего исследования подтвердилась: Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
Выводы
1. Таким образом, было проведено эмпирическое исследование механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем.
В проводимом исследовании была выдвинута гипотеза: 1. Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
Исследование проводилось среди 15 учителей со стажем 0-5 лет, 15 учителей со стажем 6-10 лет, 15 учителей со стажем 11-20 лет, 15 учителей со стажем выше 20 лет.
Для диагностики механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Плутчик-Келлермана-Конте. Для диагностики коммуникативной толерантности использовалась методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко.
2. При помощи методики «Индекс жизненного стиля» Плутчика-Келлермана-Конте, мы установили, что наиболее выраженными механизмами психологической защиты у учителей являются «замещение» и «реактивные образования».
Если рассматривать доминирующие механизмы психологической защиты, то у молодых педагогов (стаж до 5 лет) чаще всего ведущим является механизм «подавление», у учителей со стажем 6-10 лет – «реактивные образования», а у учителей со стажем более 10 лет – «замещение».
Мы также установили, что у испытуемых обследуемой выборки высокие уровни коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что говорит о том, что они проявляют больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги с более высоким стажем.
3. Для расчетов взаимосвязи между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
В результате расчетов взаимосвязи было установлено, что чем более сильно выражены у учителей такие механизмы психологической защиты как «регрессия», «компенсация», реактивные образования» и «интеллектуализация», тем ниже их коммуникативная толерантность.
Таким образом, гипотеза 1 подтвердилась: существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
4. Для расчетов
различий в механизмах
Мы установили, что с увеличением стажа педагогов увеличиваются показатели выраженности таких механизмов психологической защиты как «компенсация», «реактивные образования», «регрессия», «проекция», «отрицание», «подавление» и «компенсация».
Если говорить
о коммуникативной
Таким образом, гипотеза 2 нашего исследования подтвердилась: Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, нами было проведено исследование механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем.
В результате теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, мы установили, что термины «психологическая защита», «защитные механизмы» были введены З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.
Мы выяснили , что в процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. В данном исследовании мы опирались на структурную теорию механизмов психологической защиты Р. Плутчика. Р. Плутчик выделяет 8 защитных механизмов, составляющих сферу психологической защиты: отрицание; регрессия; проекция; замещение; подавление; образование реакции; интеллектуализация; компенсация.
При анализе литературы по проблеме коммуникативной толерантности, мы установили, что понятие «коммуникативная толерантность» был введен В.В. Бойко. В данном исследовании мы будем опирались на данное этим автором определение коммуникативной толерантности, как характеристики отношений личности к людям, показывающей степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию. В. В. Бойко выделяет следующие виды коммуникативной толерантности: ситуативная коммуникативная толерантность; типологическая коммуникативная толерантность; профессиональная коммуникативная толерантность; общая коммуникативная толерантность:.