Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 22:37, дипломная работа
Цель исследования: выявить различия в механизмах психологической защиты и проявлениях коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем трудовой деятельности.
Задачи:
1.Провести теоретический анализ проблемы механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей.
2. Эмпирически изучить механизмы психологической защиты и коммуникативную толерантность у учителей с разным стажем.
3. Определить доминирующие механизмы психологической защиты у у учителей с разным трудовым стажем.
4. Эмпирическим путём установить степень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
5. Выявить взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей.
6. Выявить различия в механизмах психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ, КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ И ПРОФИССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ
Понятие механизмов психологических защит личности
1.2. Проблема коммуникативной толерантности в психологии
1.3. Формирование профессиональной идентичности у учителей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
2.1. Организация и методика исследования
2.2. Эмпирическое изучение механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем
2.3. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей
1.4. Сравнительный анализ механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем
Выводы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
На основании классификации стадий профессионального становления Ф. Зеера нами были выделены следующие стадии профессионального становления учителей: стадия профессиональной адаптации (18 – 25 лет) учителя со стажем работы 1 – 5 лет; стадия первичной профессионализации (26 – 33 года) учителя со стажем работы 6 –10 лет; стадия вторичной профессионализации (34 – 42 года) учителя со стажем работы 11 –20 лет; стадия профессионального мастерства (42 – 60 лет) учителя со стажем работы более 20 лет.
Было проведено эмпирическое исследование механизмов психологической защиты и коммуникативной толерантности у учителей с разным стажем. Для диагностики механизмов психологической защиты использовалась методика «Индекс жизненного стиля» Плутчик-Келлермана-Конте. Для диагностики коммуникативной толерантности использовалась методика «Диагностика коммуникативной толерантности» В. В. Бойко.
Мы установили, что наиболее выраженными механизмами психологической защиты у учителей являются «замещение» и «реактивные образования». В целом можно говорить о довольно высокой выраженности механизмов психологической защиты у учителей, что может быть следствием их неразрешенных внутренних и внешних конфликтов.
Мы определили
доминирующие механимы психолоигческой
защиты у учителей с разным стажем:
у молодых педагогов (стаж до 5 лет)
чаще всего ведущим является механизм
«подавление», у учителей со стажем
6-10 лет – «реактивные образования»
Было установлено, что у испытуемых обследуемой выборки довольно высокие уровни коммуникативной толерантности. Но для более молодых педагогов характерны более высокие показатели коммуникативной толерантности, что говорит о том, что они проявляют больше терпимости к партнерам по общению, чем педагоги с более высоким стажем.
При помощи
коэффициента ранговой
Для расчетов различий
в механизмах психологической защиты
и коммуникативной
Мы установили, что с увеличением стажа педагогов увеличиваются показатели выраженности таких механизмов психологической защиты как «компенсация», «реактивные образования», «регрессия», «проекция», «отрицание», «подавление» и «компенсация».
Если говорить
о коммуникативной
Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: Существует взаимосвязь между механизмами психологической защиты и коммуникативной толерантностью у учителей. 2. Механизмы психологической защиты и уровень коммуникативной толерантности у учителей с разным трудовым стажем различаются.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХНЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля», «Life Style Index» (LSI) (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, адаптация Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников)
Шкалы: механизм психологической защиты отрицание, подавление, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация, реактивное образование.
Назначение теста
Выявление особенностей функционирования механизмов психологической защиты индивида (группы).
Описание теста
Тест-опросник для
измерения степени
Механизмы психологической
защиты понимаются как
Материал: бланк обследования,
авторучка или карандаш. Унифицированный
бланк обследования включает
графы, предназначенные для
Бланк обследования
является одновременно и
Инструкция к тесту
Вам будут предъявляться
утверждения, касающиеся
Процедура тестирования:
после сообщения инструкции
Возрастной диапазон применения: от 14 лет и выше
Тест
1. Я человек, с которым очень легко поладить.
2. Когда я чего-то хочу, у меня не хватает терпения подождать.
3. Всегда был такой человек, на которого я хотел бы походить.
4. Люди считают меня сдержанным, рассудительным человеком.
5. Мне противны непристойные кинофильмы.
6. Я редко помню свои сны.
7. Люди, которые всюду распоряжаются, приводят меня в бешенство.
8. Иногда у меня возникает желание пробить кулаком стену.
9. Меня сильно раздражает, когда люди рисуются.
10. В своих фантазиях я всегда главный герой.
11. У меня не очень хорошая память на лица.
12. Я чувствую некоторую неловкость, пользуясь общественной баней.
13. Я всегда внимательно выслушиваю все точки зрения в споре.
14. Я легко выхожу из себя, но быстро успокаиваюсь.
15. Когда в толпе кто-то толкает меня, я испытываю желание ответить тем же.
16. Многое во мне восхищает людей.
17. Отправляясь в поездку, я обязательно планирую каждую деталь.
18. Иногда, без всякой
причины, на меня нападает
19. Друзья почти никогда не подводят меня.
20. Мне случалось думать о самоубийстве.
21. Меня оскорбляют непристойные шутки.
22. Я всегда вижу светлые стороны вещей.
23. Я ненавижу недоброжелательных людей.
24. Если кто-нибудь говорит,
что я не смогу что-то сделать,
25. Я испытываю затруднения, вспоминая имена людей.
26. Я склонен к излишней импульсивности.
27. Я терпеть не могу
людей, которые добиваются
28. Я ни к кому не отношусь с предубеждением.
29. Иногда меня беспокоит, что люди подумают, будто я веду себя странно, глупо или смешно.
30. Я всегда нахожу
логичные объяснения любым
31. Иногда мне хочется увидеть конец света.
32. Порнография отвратительна.
33. Иногда, будучи расстроен, я ем больше обычного.
34. У меня нет врагов.
35. Я не очень хорошо помню свое детство.
36. Я не боюсь состариться, потому что это происходит с каждым.
37. В своих фантазиях я совершаю великие дела.
38. Большинство людей раздражают меня, потому что они слишком эгоистичны.
39. Прикосновение к чему-либо склизкому вызывает во мне омерзение.
40. У меня часто бывают яркие, сюжетные сновидения.
41. Я убежден, что если
буду неосторожен, люди
42. Я не скоро замечаю дурное в людях.
43. Когда я читаю или слышу о трагедии, это не слишком трогает меня.
44. Когда есть повод рассердиться, я предпочитаю основательно все обдумать.
45. Я испытываю сильную потребность в комплиментах.
46. Сексуальная невоздержанность отвратительна.
47. Когда в толпе кто-то
мешает моему движению, у меня
иногда возникает желание
48. Как только что-нибудь не по-моему, я обижаюсь и мрачнею.