Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 14:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда. Особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи.
За последнее десятилетие ситуация области практической психологии существенно изменилась. В различных учреждениях возникают психологические службы. Почти в каждой школе работают психологи, которые стараются максимально содействовать развитию подрастающего поколения. Создано много интересных развивающих и коррекционных программ для детей, которые активно используются практическими психологами [24].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..……........3
1. РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ И ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА….........................6
1.1 Родительская семья как модель формирования жизненного стиля ребёнка…………………………....…………................6
1.2 Стили семейного воспитания и их взаимосвязь с формированием личности ребёнка...........................................................10
2. ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ..................................21
2.1 Физиологическая готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................................21
2.2 Социально - личностная, готовность ребенка к обучению в школе.....................................................................24
2.3 Психологическая готовность к обучению ребенка в школе..............................................................................................................31
2.4 Взаимосвясь стилей семейного воспитания при подготовке ребенка к школьному обучению...................................................................................35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................56

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая №1.docx

— 92.17 Кб (Скачать файл)

 

 

 

                                    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Судьба  человека  во  многом  зависит  от  его развития  в  дошкольном  возрасте,  когда  он  почти  ничего  не  знает  о  мире  и  в  его  голове  и  сердце  содержится  в  основном  то,  что  вложили  туда  родители  и  другие  воспитатели.  Но  именно  этот  «чудо-ребёнок»  определяет  то,  что может произойти с ним в будущем.

Основной  акцент  в  период  пяти-семи  лет  родители  ставят  на  подготовку  к  школе.  Именно  сейчас  особенно  видна  родительская  роль.  Адлер  писал,  что  «школа  является  своеобразной  экспериментальной  базой,  выявляющей  дефекты  семейного  воспитания» Умный  и  наблюдательный  учитель  может  многое  увидеть  в  ребёнке  уже  в  его  первый  день  в  школе.  Поскольку  сразу  же  появляются  новые  ситуации,  которые  могут  оказаться  болезненными  и неприятными  для  изнеженного  ребёнка.

Всесторонняя  помощь  в  развитии  ребёнка  означает  создание  таких  условий,  при  которых его  физиологические,  эмоциональные  и  интеллектуальные  потребности  будут  удовлетворяться  в  достаточной  мере  и  на  необходимом  качественном  уровне.  Результат  такого  воспитания – здоровье  ребёнка,  его  счастье  и  благополучие.  Всё  зависит  от  уровня  и  образа  жизни  семьи,  от умения  родителей  создать  счастливую  семейную  жизнь.

Семья  осуществляет  социализацию  личности,  является  концентрированным  выражением  её  усилий  по  физическому,   моральному  и  трудовому   воспитанию.  Из  семьи  выходят  члены    общества: какая  семья – такое  общество. Семья  обеспечивает  преемственность  традиций. В  семье  формируются  те  качества,  которые  нигде,   кроме  как  в   семье   сформированы  быть  не  могут. Влияние   семьи   на   ребёнка   сильнее    всех      воспитательных    воздействий.  С возрастом  оно ослабевает,  но  никогда  не   утрачивается  полностью.

Велика  роль  семьи,   а   именно родителей, в становлении здоровья и психики ребенка. Родители реализуют определенное поведение, проявляют определенный тип родительского отношения и стиль родительского поведения. В этом отношении и поведении проявляется и реализуется выбранный родителями стиль семейного воспитания, который отражает предпочтение ими тех или иных позиций во взаимодействии с детьми.

Физиологическая готовность ребенка к обучению конкретно                                                             влияет на школьную успеваемость и является основой для формирования психологической и социальной готовности к школе.

Социально-личностная, готовность ребенка к обучению в школе                                                  можно определить как систему потребностей и стремлений, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность: "Хочу в школу!"  Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность в школьно-учебной действительности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Это новое (школьное) содержание занятий, новый (школьный) тип взаимоотношений с взрослым как учителем и сверстниками как одноклассниками. Такая положительная направленность ребенка на школу как особое учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения в школьно-учебную действительность, принятия школьных требований, полноценного включения в учебный процесс.

Психологическая  готовность  к  школе – это  необходимый  и  достаточный  уровень  психического  развития  ребёнка  для  освоения  школьной  программы. Основная цель психологического обследования ребенка при приеме в школу – выявление его индивидуальных особенностей. Если пришел ребенок, нуждающийся в специальной развивающей работе, то в психологической карте необходимо заполнить все рубрики, отражающие его развитие на момент обследования, зафиксировать основные проблемы ребенка и наметить план развивающей работы.

 

 

                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе [Текст] / Л. А. Григорович, О. С. Ермоленко, Т. Д. Марцинковская.  – М. : АСТ, 2000. – 128 с.

2. Божович, Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка [Текст] / Л. И. Божович ; психология личности в трудах отечественных психологов: хрестоматия / под ред. Л. В. Куликова. – СПб. : Питер, 2000. – 160-166 с.

3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. К.  Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – 132 с.

4. Бугрименко, Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов [Текст]: учебник / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер. – Томск. : Пеленг, 1992. – 62 с.

5. Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? [Текст] / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. – №8. – С. 66-74.

6. Волков, Б. С. Подготовка ребенка к школе: задачи, упражнения, диагностика [Текст]: учеб.-метод. пособие / Б. С. Волков, И. В. Волкова. – М. : Просвещение, 1994. – 218 с.

7. Волков, Б. С.  Готовим  ребёнка  к  школе [Текст]: учебник / Б. С. Волков, И. В. Волкова. – М. : Просвещение, 2008. – 145 с.

 8. Галигузова, Л.Н. Ступени общения от года до семи лет [Текст]: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. – М. : Прос- вещение, 1992. – 78 с.

 9. Гатанова, Н. Тунина Е. Программа обучения и развития дошкольника [Текст]: тесты для детей 6 лет / Н. Гатанова, Е. Тунина. – СПб. : Издательский Дом «Нева», 2004. – 32 с.

10. Гуткина, Н. И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению [Текст] / Н. И. Гуткина. – М. : Просвещение, 1996. – 69 с.

11. Гуткина, Н. И.  Психологическая  готовность  к  школе [Текст]:   учебное  издание / Н. И. Гуткина. – М.: Вече,  2006. – 167 с.

12. Котелевская, В. В. Развитие речи и интеллекта в играх, трени- нгах, тестах [Текст]: учебник / В. В. Котелевская, Т. Б. Анисимова. – Ростов на Дону. : Феникс, 2002. – 213 с.

13. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе [Текст] / Е. Е. Кравцова. – М. : Просвещение, 1991. – 98-123 с.

14. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина. – М. : «Институт практической психологии», 1997. – 156 с.

15. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст] / В. С. Мухина. – М. : Просвещение, 1990. – 123-130 с.

16. Нижегородцева, Н.В.  Психолого-педагогическая  готовность  ребёнка  к  школе [Текст]: пособие  для  практических психологов,  педагогов  и  родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. – М. : ВЛАДОС, 2001. – 245 с.

 17. Новикова, Г. Психолого-педагогическая готовность к школе [Текст] / Г. Новикова // Дошкольное воспитание. – 2005. –№8. – С.95-100.

18. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст]: учеб. -метод. пособие / Т. П. Скрип- кина, Э. К. Гульянц – Ростов на Дону. : РГПУ, 1993. – 235 с.

19. Тельнова, Ж. Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения [Текст] / Ж. Н. Тельнова. –   Омск. : Азбука, 1997.  – 159 с.

20. Целуйко, В. М.  Психология  современной  семьи [Текст]:  кн.  для педагогов и родителей / В. М. Целуйко – М. : Академия,  2006. – 78-87 с.

21. Циркин, С. Ю. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / С. Ю. Циркин. – СПб.: «Питер», 2000. – 237 с.

22. Чуприкова, Н. И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения [Текст] / Н. И. Чуприкова. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 121-123 с.

23. Шнейдер, Л. Б.  Семейная  психология [Текст]: уч.  пособие для вузов / Л. Б. Шнейдер. – М. : Просвещение, 2005. – 78-86 с.

24. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Изд-во «Институт практической психологии», 1995. – 267 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

 


Информация о работе Взаимосвязь стилей семейного воспитания с формированием личности ребенка и подготовкой его к школь