Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 06:32, курсовая работа
Цель данного исследования – изучение взаимосвязи уровня тревожности и его статусного положения в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть особенности тревожности как личностной характеристики.
2. Проанализировать причины тревожности в подростковом возрасте.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ГРУППЕ……………………………….
1.1 Тревожность в системе типологических свойств человека……..
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте………………..
1.3 Особенности взаимоотношений со сверстниками в подростковом возрасте………………………………………………………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ И СТАТУСНОГО ПОЛОЖЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ГРУППЕ………………………………………………….
2.1 Организация исследования. Подбор диагностического исследования………………………………………………………………….
2.2 Обработка и интерпретация полученных результатов…………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
Важным результатом исследований Кэттела и его коллег явилось выделение собственно феномена тревожности, в отличие от сходных явлений депрессии, склонности пессимистическому восприятию жизни, невротизма. Был также выделен ряд типичных для состояния тревоги физиологических и биохимических показателей [17, с.34].
Я. Рейковский рассматривая влияние тревоги на уровень притязаний (его занижение или завышение), концептуирует тревогу и тревожность как проявление дефектов в структуре личности и, прежде всего, в нарушении механизмов саморегуляции, проявляющихся в переживании незащищенности, в снижении чувства безопасности [23, с.215].
В работах Ф.Б.Березина, оценивается роль тревоги в процессе психической адаптации человека. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения [8, с.89].
Березина, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда [7, с.109]:
1.Ощущение внутренней напряженности (включает механизмы адаптации).
2.Гиперестезические
реакции (множество событий внешней
среды становятся значимыми
3.Собственно
тревога характеризуется
4.Страх.
Неосознаваемость причин
5.Ощущение
неотвратимости надвигающейся
6.Тревожно-боязливое возбуждение (дезорганизация поведения достигает максимума, возможность целенаправленной деятельности исчезает).
Все эти феномены проявляются по-разному, в зависимости от стабильности психического состояния.
Таким образом, на современном этапе развития психологии, большинство авторов считают, что тревога – реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, а тревожность — индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях.
В.М.Астапов говорит о необходимости функционального подхода к изучению тревоги, на основании которого можно определить это состояние как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Этот процесс развертывается в ситуации, субъективно оцениваемой как потенциально опасная [5, с. 99]. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для её преодоления.
Он рассматривает следующие психические функции тревоги [5, с.104]:
1. Функция
сигнала – имеет
2. Функция
поиска – человек пытается
найти источник угрозы, так как
соприкосновение с опасностью
разряжает беспокойство (нормальная
тревожность), при постоянном поиске
источника угрозы можно
3. Функция
оценки – анализ сложившейся
ситуации. Имеет сложный характер,
включающий не только
На основании функционального подхода можно определить тревогу как результат сложного процесса, включающего когнитивные, аффективные и поведенческие реакции на уровне целостной личности. Тревога ориентирована на поиск источника опасности и оценку средств для ее преодоления.
А.М.Прихожан выделяет такие разновидности тревожности, как [19, с.11]:
- устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная, экологическая и др.) — ее принято обозначать как специфическую, частную, парциальную;
- общая,
генерализованная тревожность, свободно
меняющая объекты в
Различают также нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность - это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает для себя единственно важными и возможными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, она не таит в себе депрессию или меланхолию. Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает переживания индивида на протяжении всей его жизни и если потенциально формирующие тревожность переживания преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.
Р.Мэй отмечал, что нормальная тревожность, как и любая тревожность, есть реакция индивида на угрозу ценностям, которые он считает единственно возможными для его существования как личности. Но нормальной тревожностью может быть призвана реакция, которая [21, с.65]:
- адекватна реальной угрозе;
- не включает
подавление или другие механизмы
разрешения внутреннего
- не требует
невротических защитных
А.М.Прихожан изучала формы тревожности в процессе индивидуальной и групповой работы с детьми и подростками. Под формой тревожности понимается особое сочетание характера переживания, осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения, общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихся способах ее преодоления и компенсации, а также в отношении человека к этому переживанию [20, с.154].
Проведенная работа подтвердила наличие двух основных категорий тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая
— в разной степени не
Внутри этих категорий были выявлены и подверглись специальному анализу различные формы тревожности. Выделены три формы открытой тревожности [25, с.159].
1.Острая, нерегулируемая - самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2.Регулируемая и компенсируемая тревожность. Внутри этой формы выделились две субформы:
а) снижение уровня тревожности;
б) использование ее для стимуляции собственной деятельности, повышения активности.
3.Культивируемая
тревожность — в этом случае
тревожность осознается и
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм — «неадекватное спокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний. Вторая форма скрытой тревожности — «уход от ситуации».
Исследования тревожности у детей и подростков, проводимые Прихожан, привели к предположению о том, что тревожность все же не является собственно личностным образованием. Она пока своего рода функция неблагоприятных особенностей общения. В тех случаях, когда удается изменить отношение родителей к ребенку (например, уговорить родителей снизить уровень требований, более выражено проявлять эмоциональную поддержку) тревожность исчезает.
А.М.Прихожан отмечает, что с подросткового возраста тревожность все более опосредуется самооценкой, приобретая черты собственно личностного образования [20, с.159]. Изменяется ее мотивирующая функция – вместо функции «сигнала» об опасности, она приобретает функцию защиты привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может как бы «окрасить» систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность, возникнув первоначально на базе одной потребности (потребности в межличностной надежности), затем как бы «укореняется» в личности и начинает обслуживать одну из ее центральных потребностей - потребность в удовлетворяющей, привычной самооценке, которая приобретает ненасыщаемый характер. В этих условиях тревожность может становиться переживанием, имеющим для человека самостоятельную ценность, и может стать предметом потребности.
1.2 Причины тревожности в подростковом возрасте
Все исследователи психологии подросткового возраста, так или иначе, сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Отношение с товарищами находится в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. В основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновение аффективного напряжения лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, родителями, учителями. Причиной нарушения социальных связей с окружающими, взрослыми и сверстниками нередко выступает тревожность подростка – нейротизм. Тревожность – индивидуальная психологическая особенность состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не располагают [19, с.89]. Тревожность подростка часто нарушает его нормальную жизнь, нередко выступает причиной нарушения социальных связей с окружающими. Подобную тревожность испытывают часто школьники, которые хорошо учатся, ответственно относятся к учебе, общественной жизни, школьной дисциплине.
Тревожные дети обычно не вызывают жалоб со стороны учителей и родителей и сами не обращаются к психологу. Как известно подобная тревожность может порождаться либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности общения, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов.
Тревожность, закрепившись, становится достаточно устойчивым образованием. Подростки с повышенной тревожностью тем самым оказываются в ситуации, «заколдованного психологического круга», когда тревожность ухудшает возможности подростка, результативность его деятельности, а это в свою очередь, еще более усиливает эмоциональное неблагополучие.
Параллельно с общительностью, тесно переплетаясь с ней, противореча ей и дополняя ее одновременно, в подростковом возрасте у многих развита повышенная застенчивость. Не случайно, что в социальном исследовании обнаружился важный факт: именно в этом возрасте у наибольшего числа людей наблюдается внутренняя тревожность во всех сферах общения – и со сверстниками своего пола, и противоположного, и со взрослыми.
Застенчивость, в свою очередь, является самой распространенной коммуникабельной трудностью подростка. Психологические исследования показали, что те, кто считает себя застенчивыми, действительно отличается пониженным уровнем экстраверсии, менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны и переживают больше коммуникативных трудностей.
Чтобы облегчить свои коммуникативные трудности, подростки используют«стратегическое взаимодействие». Понятие стратегического взаимодействия введено в науку известным американским социологом Эрвингом Гофманом (1969)для обозначения ситуаций, в которых партнеры по общению улавливают, скрывают или открывают друг другу какую-то информацию о себе не прямо, а косвенно, с помощью специальных приемов и ухищрений [17, с.225].
Во-первых, будучи постоянно озабочены собой, предполагая, что и другие разделяют эту озабоченность, подростки обычно действуют в расчете на некую воображаемую аудиторию.
Во-вторых, преувеличивая свою уникальность и озабоченность, часто создают себе «личный мир», вымышленную биографию, поддержание которой требует постоянных усилий и вызывает напряжение и тревожность.
Достаточно противоречиво складывается сфера межличностных отношений у подростков со взрослыми. По данным В.Э. Пахальяна, большинство подростков признает потребность в общении со взрослыми как актуальную для себя, из них66 % в качестве наиболее желательных партнеров по общению называют родителей. Среди тем, на основе которых могло бы строиться общение со взрослыми, называют такие, как учебные дела, взаимоотношения с окружающими, вопросы морали, увлечения, климат в семье и другие [25, с.28]. Возникающая в подростковом возрасте проблема самоопределения не может решаться только в общении со сверстниками, общение со взрослыми таким образом становится закономерным. Но далее в силу вступает поправка: в качестве желаемого содержания общения указанные темы называются лишь при условии, если общение со взрослым будет доверительным. Подростки сами указывают, что сверстники понимают их лучше других. Отсутствие доверительности в общении, столь необходимой в условиях, когда перед школьниками во весь рост встают сложные задачи личностного и социального определения, - одна из причин той тревожности, которую по данным некоторых авторов испытывают старшие подростки в общении с родителями и теми взрослыми, от кого они в какой-то мере зависят .
Информация о работе Взаимосвязь тревожности ребенка и его статусного положения в группе