Виды конфликтов и их решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 13:16, реферат

Краткое описание

Решающее влияние на поведение личности в конфликте оказывает она сама — ее потребности, установки, привычки, образ мышления, опыт решения проблем и модели поведения. Все это — существенный фактор, позволяющий предупредить развитие конфликтов, переход их в экстремальные и крайне эмоциональные формы, а также снизить вероятность развития межличностных и межгрупповых конфликтов. Различают понятия «конфликтная личность», предполагающее повышенную готовность личности к конфликтам и их продуцированию, и "конфликтность личности", характеризующее черту характера или их комплекс как интегративное личностное свойство, отличающееся частотой возникновения конфликтов и вступления в них человека.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат конфликты.docx

— 43.95 Кб (Скачать файл)

Обидчивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, самонадеянность, ревность, раздутое до фанатизма чувство справедливости 

Задетое самолюбие, несправедливая обида, препятствие  к достижению честолюбивых целей

 

Педантичный 

Выраженная  занудливость в виде "переживания" подробностей В делах способен замучить требованиями. Чрезмерная педантичность 

Формализм, "крючко­творство", "занудливость", стремление переложить принятие важного решения на других 

Ситуация  повышен­ной личной ответ­ственности за важное дело и недооценка заслуг

 

Тревожный 

Пониженный  фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя  нерешительность Долгое переживание  неудач, постоянные сомнения в своих  действиях Редко вступает в конфликты, играет в основном пассивную роль 

Боязливость, мнительность

 

Вследствие  беззащитности служит подчас мишенью  для шуток, "козлом отпущения" 

Противопоказаны: страх, угрозы, наказания, насмешки, несправедливые обвинения

 

Экзаль­тированный 

Повышенная  изменчивость настроения, эмоции ярко выражены Повышенная отвлекаемость  на внешние события. Словоохотливость. Влюбчивость 

Чрезмерная  впечат­лительность, пани­керство, подвержен­ность отчаянию 

Неудачи, горестные события восприни­мает трагически

 

Интро-

 

вертиро

 

ванньш 

Недостаточная общительность, замкнутость, общение  по необходимости, погруженность в  себя, повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим, даже к близким. Поведение, логика часто непонятны для окружающих. Любит одиночество. В конфликты вступает редко, в основном при попытке вторже­ния в его внутренний мир. Переборчивость в выборе супруга, поиск идеала. Эмоциональная холодность 

Упорное отстаивание своих нереальных взглядов

 

На  все собственная точка зрения, часто резко отличающаяся от точки  зрения большинства 

Противопоказаны: лишение хобби, любимого дела

 

Одиночество, навязчи­вость, бесцеремон­ность, грубость окружающих усили­вают замкнутость

 

Экстраверти-

 

рованный 

Высокая общительность, словоохотливость до болтливости. Не имеет собственного мнения, крайне несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться. Приказы начальства выполняет без раздумывания. Предпочитает уступать лидерство 

Крайняя подверженность чужим мнениям и  влиянию. Склонность к непродуманным  поступкам, легковерие, страсть к  развлечениям 

Противопоказаны:

 

вынужденное одиночество, бесконтрольность

 

и нерегламентирован-ность жизни

 

 

Существенное  место в продуцировании конфликтов и стимуляции конфликтного поведения  занимает социальная роль личности. В соответствии с классификацией акцентуаций характера различают такие типы конфликтного поведения в зависимости от социальных ролей.

 

•      "Демонстративный" — характеризуется  стремлением всегда быть в центре внимания, пользоваться успехом, нередко  идет на конфликт, чтобы быть на виду.

 

•      "Ригидный" (негибкий, непластичный) — отличается честолюбием, повышенной самооценкой, нежеланием и неумением  считаться с мнением окружающих, отличается бесцеремонностью и нередко  грубостью, для него "если факты  не устраивают, тем хуже для фактов".

 

•      "Неуправляемый" — характеризуется  повышенной импульсивностью, непродуманностью и непредсказуемостью поведения, которое  часто является вызывающим и агрессивным.

 

•      "Сверхточный" — характеризуется  добросовестностью, скрупулезностью, предъявляет ко всем (начиная с  себя) завышенные требования. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергает резкой критике. Ему свойственна повышенная тревожность, проявляющаяся, в частности, в подозрительности, повышенной чувствительности к оценке его своих действий окружающими,

 

•      "Рационалист" ("мыслитель") — характеризуется расчетливостью, готовностью к конфликту в  любой момент, когда предоставляется  реальная возможность достижения с  помощью конфликта личных целей (специальных, манипулятивных, в том числе разведывательных или меркантильных).

 

•      "Безвольный", ("подстава", "шестерка") — нередко становится орудием  в руках другого, чаще всего имеет  репутацию (вид) доброго и безопасного  человека, от которого не ожидают подвоха. По­этому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается окружающими однозначно позитивно.

 

•      "склочник" ("шавка", "детонатор", "провокатор")—для него конфликт является возможностью выставить противоборствующие стороны в негативном свете.

 

•      "Агрессор" — конфликт для него является наиболее подходящим способом разрешения своих противоречий и  достижения собственных целей. Как  правило, это человек, который общается с людьми, слушающими и потакающими  ему, привыкший к тому, что его  боятся и уступают, если он сердится. Всегда реагирует со злостью и  агрессией на любое противодействие, с огромным трудом и нежеланием признает свою неправоту.

 

•      "Старая дева" ("комплекс Наполеона") — чаще всего человек, имеющий  заметный физический недостаток (например, низкий рост, необычный цвет волос  и др.); отличается чрезмерной обидчивостью, склонностью агрессивно реагировать даже на незначительные недоразумения и противоречия, высокой тревожностью и мнительностью.

 

•      "Раздражительный" — отличается вспыльчивостью или агрессивностью, что связано с ослабленной  нервной системой, переутомлением и  т. п. В конфликтах легко раздражается, "вспыхивает",  плачет, жалуется.

 

Навыки  визуальной диагностики особенностей поведения позволяют адекватно  оценивать конфликтность личности и отличать конфликтные типы поведения, предвосхищая и прогнозируя возможные  исходы конфликтов в различных ситуациях [91].

 

Выделяются  также так называемые трудные  люди, обладающие определенными личностными  характеристиками, которые затрудняют общение в конфликтных ситуациях.

 

Д. Скотт, отождествляя понятия "конфликтный" и -"трудный" человек, выделяет следующие типы личности и свойственное им поведение в конфликтах [71].

 

•  "Агрессивисты" — люди, которые говорят колкости, задирают других и раздражаются,

 

если  их    не   слушают.

 

•       "Жалобщики" — всегда на что-нибудь сетуют. Сами же ничего не делают для  решения проблемы, так как считают  себя не способными ни на что или  не хотят ни о чем думать.

 

•       "Сверхпокладистые" — всегда говорят "да", по любому поводу обещают поддержку, но нередко их слова расходятся с делом, они не оправдывают возложенных на них надежд.

 

•       "Вечные пессимисты" — всегда и во всем предвидят неудачи.

 

•       "Всезнайки" — считают себя выше других. Их мнимое превосходство  дополняется сознанием собственной  важности.

 

•       "Нерешительные", или "стопоры"—люди, которые не могут принять решение из-за боязни ошибиться.

 

•       "Максималисты" — хотят чего-то прямо сейчас, хотя в этом нет  особой необходимости.

 

•       "Невинные лгуны" — "заметают следы" обманов так, что невозможно понять, во что верить, а во что нет.

 

•       "Ложные альтруисты" — делают добро, но в глубине души сожалеют об этом.

 

Связи и отношения личности, возникающие  в конфликтах, сложны и многообразны. Поэтому обращение к интеллектуальным и поведенческим ресурсам личности неизбежно. В этой связи интересны  исследования особенностей поведения  личности в конфликтах в профессиональной деятельности.

 

Вариант соотнесения характеристик поведения  в конфликтах и стилей мышления приведен в табл. 3.3.

 

В зависимости от степени проявления негативных отношений конфликтной  личности Т. Сулимова выделяет следующие уровни развития конфликтов у предрасположенных к конфликтному поведению людей [75].

 

• Первый уровень — столкновения, конфронтация. Как известно, временные  пререкания, критические замечания  не представляют серьезной угрозы для  взаимоотношений. Если столкновения наблюдаются  достаточно часто и носят устойчивый характер, возможно возникновение серьезных  трудностей.

 

  Таблица 3.3

 

Особенности конфликтного поведения представителей различных стилей мышления

Особен-ности поведе-ния 

«Синтезатор» 

«Идеалист»

 

   

«Прагматик» 

«Аналитик» 

«Реалист»

 

Тон

 

и манера 

Сардонический, зондирующий, скептичный; несогласие, спор, вызов 

Расспрашивающий, обнадеживающий, располагающий к беседе; может казаться разочарованным, обиженным, возмущенным 

Восторженный, увлеченный, соглашающийся; может казаться неискренним, лицемерным 

Сухой, дисциплини­рованный; может казаться твердым, упрямым 

Прямой, откровенный, уверенный, по­зитивный; может казаться догматическим и высокомерным, не допускаю­щим возражений

 

Склонность  выражать собственные мнения и давать свои оценки 

Альтернативные, оппозиционные мнения, концепции, теории; приглашает к размышлению 

Чувство заботы о благе людей; соображения  о ценностях, целях и задачах  деятельности 

Несложные идеи; краткие личные примеры для  пояснения идей

 

   

Общие правила; конкретные данные; Подробное  описание дел, событий 

Характеристики, основанные  на фактах

 

 

 

Напряжен­ность 

Отпускает шуточки 

Выглядит  обиженным 

Выгладит  скучающим 

Уходит  в себя 

Возбуждается

 

Стереотип­ность 

Возмутитель спокойствия, смутьян, спорщик 

Воспитанный, милый человек 

Политикан, шустрый

 

   

Истукан, зануда, придира 

Твердолобый, хват, лидер.

 

Тенденции к конфликту 

Стремление  к столкновениям; показная но­визна (перемены ради перемен); необязатель­ность, безответствен­ность 

Игнорирование не­приятностей; затягивание решения; пропуск важных деталей; излишняя сентиментальность

 

   

Безразличие к долгов срочным перспективам; легко  идущий на компромиссы; поспешно добивается отдачи, выгоды 

Безразличие к людям; грешит подробным планированием; негибкость, сверхосторожность; поляризованность мышления (черное — белое) 

Игнорирование расхождения мнений;  упрощение  решении; излишнее давление при соглашениях; переоценка фактов

 

 

•       Второй уровень — ссоры. Степень  напряженности, непонимания между  субъектами возрастает. При этом увеличивается  количество поводов, причин для возникновения  ссор; периоды отчуждения удлиняются во времени; уменьшается желание  понять другого.

 

•       Третий уровень — скандал, кризис. Противоречия во взаимоотношениях достигают  высокой степени остроты, конфликт окончательно переходит в открытую стадию. Субъект принимает ре­шение о разрыве отношений, теряет надежду на возможность конструктивного завершения конфликта. Этот уровень характеризуется эмоциональной несдержанностью, эмоциональными срывами, угрозами, оскорблениями. Может завершиться разрывом отношений между субъектами, но возможно и достижение взаимопонимания, поскольку в процессе острой конфликтной ситуации субъекты могут сформулировать в обостренной форме свои проблемы (потребности, интересы, желания), которые они скрывали по разным причинам друг от друга. В этом случае осознаются интересы, желания, потребности другого и поиск возможных путей их удовлетворения.

 

Анализ  ситуации межличностных конфликтов, в которых находится личность, помогает вскрыть причины трудностей, переживаемых и испытываемых ею, а  соответственно, и выявить оптимальные  способы разрешения конфликта, выхода из сложного положения. Реальное знание сложившихся обстоятельств, поведения  личности, возможностей и перспектив развития событий в положительном  направлении позволяет оказывать  эффективную психологическую поддержку.

 

Выделенные  типы так называемых конфликтных  личностей и особенностей их поведения  могут быть полезны (в случае их своевременной  психодиагностики и адекватного  толкования диагностических результатов) для прогнозирования и предотвращения конфликтов, выработки адекватных форм поведения как в целом, так и в конкретных конфликтных ситуациях. Необходимо отметить, что в реальности человек, столкнувшись с конфликтом, не всегда может отнести его к тому или иному типу поведения, принятому в различных научных подходах. Он просто ощущает сопротивление, исходящее от конфликтующих людей, и испытывает напряжение и трудность контакта, а также нежелание вступать во взаимодействие либо продолжать его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

« Белорусский государственный  педагогический университет имени  Максима Танка»

 

 

 

 

Факультет специального образования

Кафедра сурдопедагогики

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

ТЕМА:

«Причины конфликтов. Виды человеческой несовместимости, их предпосылки»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        Работу выполнила:

                                                                                                        Студентка 2 курса 24 группы

                                                                                                         Заочной формы получения образования

                                                                                                         Марасина С.В.         

                                                   

 

 

 

 

 

Информация о работе Виды конфликтов и их решение