Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:00, курс лекций
Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности (передача и получение знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий в совместной деятельности, прояснение личных и деловых взаимоотношений).
Средства общения- способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
В связи с
вышеизложенным становиться,
Пример: художник, лесоруб, ботаник – в лесу. У каждого свой лес.
Карта мира другого человека отличается от моей карты мира. Из этого следует, что необходимо научиться понимать правильно собеседника, а для этого необходимо: уметь слушать и слышать другого человека. Это требует соблюдение следующих условий:
К 11-12 годам мы отдаем предпочтение в определенном образе мышления и воспроизведения информации из вне и выдачи ее наружу. Есть люди, которые думают картинками, разговаривают сами с собой, основывают свои действия на ощущениях по отношению к ситуации. В психологической литературе эти три типа мышления называют репрезентативными системами восприятия, т.е. как мы воспринимаем окружающий мир, как мы перерабатываем полученную информацию внутри себя и как мы выдаем обработанную информацию вновь в окружающий мир (общение).
Признаки |
визуал |
аудиал |
кинестетик |
Жесты |
Вверху,обильные |
На уровне груди |
Низ,мало |
Темп речи, голос |
Быстрая речь,высокий. |
Плавный, ровный |
Медленный темп, низкий тон |
Слова |
Цвет,форма, яркость и т.п. |
Описывающие звуки |
Описывающие ощущения, вкус, запах. |
При общении это необходимо учитывать. Нет чистых типов мышления (репрезентативных систем), есть ведущая система восприятия, затем, система обработки информации внутри личностно, затем, способ вербализации внутри личностных переживаний. Это может выглядеть так: ВИЗУАЛ-КИНЕСТЕТИК-ВИЗУАЛ.
Тема 8 Межличностное пространство.
Это субъективный критерий эмоциональной близости людей. Чем в более близких отношениях находятся люди, тем меньше между ними дистанция в общении. В свою очередь это зависит от:
1.возраст
2.социальный статус
3.психологических особенностей
4.национальных стандартов поведения
Ближе всех по дистанции
общения находятся
Стоит отметить при рассмотрении вопроса о межличностном пространстве влияние пола и личностных особенностей:
Женщины, стоят, сидят ближе к собеседнику, чем мужчины.
Психически уравновешенные
люди подходят ближе, чем
Заинтересованные друг в друге люди сокращают дистанцию.
Существуют определенные пределы допустимого расстояния:
Межличностное пространство влияет на частоту и длительность визуальных контактов – чем ближе – тем короче и реже их взаимные взгляды.
Тема 9 Самооценка личности.
Остановимся теперь на таком
аспекте человеческого
Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Человека, чья самооценка адекватна, создает вокруг себя атмосферу честности, открытости, ответственности, сострадания, любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует.
Когда появляются
жизненные трудности и
Чувствовать себя не на высоте и не признавать этого – значит обманывать себя и других.
Люди отличаются
друг от друга по способу
взаимоотношений с окружающими.
Тема 10 Ценностные ориентиры личности.
В жизни каждого из нас особую роль играют ценности, которыми мы руководствуемся в своих действиях, а так же при оценки своих и чужих поступков.
Личностная автономия
Чувство общности
Личностная автономия – право человека на своеобразие, неповторимость своей личности, на самостоятельность в выборе своей судьбы.
Общность – дружеское общение, совместную жизнь и совместную работу автономных личностей, которые преследуют и создают общие цели, совместно ищут пути к достижению этих целей.
Считается, что при овладении этими двумя ценностями, возможно, достичь самореализации: это значит, что автономность и развитие личности достигается не за счет других людей или в изоляции от них и что осуществление общих целей происходит не ценой утраты индивидуальности и свободы отдельных людей.
Это очень трудная задача, над решением которой, люди бьются много тысячелетий.
Помимо выше перечисленных, к группе ценностей можно отнести следующие:
При утрате каких либо ценностей люди часто строят свои взаимоотношения на основе (принципе) конвенциональной корректности. Он основан на соблюдении некоторых жестко заданных границ, в рамках которых следует удерживать собственное поведение и поведение другого человека. Соблюдение правил и конвенций облегчает социальное взаимодействие, позволяя предвидеть и контролировать поступки людей, т.о. провоцируя появление чувства неудовлетворенности.
Подводя итог выше обозначенной теме можно подчеркнуть, что, вырабатывая критерии, мы ищем ответ: «Как понять, хорошо или плохо складываются мои отношения с другими людьми? Что можно изменить, чтобы общение протекало иначе?»
Основные детерминанты
общения могут проявляться в
разных формах и в зависимости
от этого сближать и
К их числу относят – удовлетворение эмоциональных потребностей, формирование образа окружающей действительности, осуществление изменений в другом человеке, совместная работа, совместные развлечения и отдых.
Тема 11 Основные этапы онтогинетического развития человека.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни, а к годовалому возрасту, его экспрессия становиться на столько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы,
которые проходит онтогинетичес
Дальнейшее развитие общения – можно представить, как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции.
Психологически
Тема 12 Роль общения в психическом развитии человека.
Без общения человек становиться биологическим существом в психическом развитии.
Во-вторых, психическое развитие ребенка формируется, в первую очередь через общение с взрослыми, с помощью которого ребенок приобретает психические поведенческие качества, т.к. до наступления подросткового возраста ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию. В процессе общения младенец получает необходимые для его индивидуального развития информацию.
В-третьих, в общении, с начало, через прямое подражание (викарное научение), затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается жизненный основной опыт ребенка, поскольку, люди, с которыми он общается, являются носителями этого опыта.
Подводя итог выше изложенному, можно говорить о том, что интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей, средств являются важными факторами развития детей.
В-четвертых, выделенные ранее ВИДЫ общения служат развитию различных сторон психики и поведения человека, например: