Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 13:48, контрольная работа
В соответствии с темой контрольной работы рассматрим следующие задачи:
Выявить причины возникновения семейных конфликтов;
Классифицировать семейные конфликты;
Определить возможности предупреждения и разрешения семейных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………2
Понятие семейного конфликта. Функции семейных конфликтов
1.Семейный конфликт конфликтная ситуация……………………….5
2.Особенности развития семейных конфликтов…………………….13
3.Классификация семейных конфликтов…………………………….17
4. Стратегии поведения партнеров в семейных конфликтах. Пути их регулирования………………………………………………………….23
5.Последствия семейных конфликтов……………………………… 29
Заключение…………………………………………………………….33
Список использованной литературы………………………………...34
Важно понимать, что сексуальная потребность может быть по-настоящему удовлетворена только на фоне положительных чувств и эмоций, которые возможны при условии удовлетворения эмоционально-психологических потребностей (в любви, в поддержании и сохранении чувства собственного достоинства, психологической поддержке, защите, взаимопомощи и взаимопонимании). Если в браке не удовлетворяются эмоционально-психологические потребности личности, усиливается отчуждение, накапливаются отрицательные чувства и эмоции, более вероятной становится измена. Супруги не понимают друг друга, ссорятся или просто уходят «на сторону».
3. Бытовое пьянство и алкоголизм. Хронический алкоголизм следует отличать от бытового пьянства, которое обусловлено ситуационными моментами, дефектами воспитания, низкой культурой. Если в борьбе с бытовым пьянством достаточно мер общественного воздействия, то хронический алкоголизм, который приводит к психическим расстройствам и ряду других заболеваний, нуждается в медицинском лечении.
Злоупотребление алкоголем одного из супругов создает в семье ненормальную атмосферу и постоянную почву для конфликтов, скандалов. Возникают психотравмирующие ситуации для всех членов семьи и особенно для детей. Резко возрастает риск заболевания нервно-психическими расстройствами, увеличивается вероятность рождения детей с различными отклонениями и аномалиями. Появляются материальные трудности, сужается сфера духовных интересов, чаще проявляется аморальное поведение. Супруги все больше отдаляются друг от друга.
Так же причинами конфликта может служить:
- Нарушение этики супружеских отношений (измена, ревность);
- психическая или биологическая (сексуальная) несовместимость;
- неправильные взаимоотношения супругов с окружающими людьми (родственниками, знакомыми, сослуживцами);
- несовместимость интересов и потребностей;
- разные позиции по
отношению к воспитанию
- наличие недостатков или отрицательных качеств у супругов;
- отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми и др.
- общая психологическая
усталость отношений (разная
- бытовые и денежные проблемы
- исчерпание целевых установок
брака (в пожилом возрасте
В.А. Сысенко выделяет следующие причины конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей:
-- ущемление чувства достоинства
со стороны другого партнера,
его пренебрежительное,
-- психические напряжения
на базе неудовлетворенных
-- психологическое отчуждение супругов, потребность одного или обоих в положительных эмоциях (отсутствие ласки, заботы, внимания и понимания);
-- пристрастие одного
из супругов к спиртным
-- финансовые разногласия,
формирование семейного
-- недостаток взаимопомощи, взаимоподдержки, сотрудничества, в том числе в ведении домашнего хозяйства, уходе за детьми, их воспитании;
-- несовпадение интересов в проведении отдыха и досуга, различных хобби.
2. Особенности развития семейных конфликтов
В протекании конфликта как процесса выделяют четыре основные стадии: стороны (участники) конфликта, условия его протекания, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников, а также исходы конфликтных действий. Рассмотрим эти элементы более подробно.
Стороны конфликта. В семейной жизни встречаются практически все варианты конфликтного взаимодействия: личность -- аспект личности, личность -- личность; личность -- группа и группа -- группа. В первом случае мы имеем дело со столкновением отдельных особенностей личности, во втором -- с широкой конфронтацией по поводу своих потребностей, установок, целей. В двух других случаях происходит конфронтация как внутри семьи, так и между семьями по различным проблемам (организация быта, устройство жилья, поведение детей, отношение к общей собственности, суждения и оценки других и т.д.).
Условия протекания конфликта. Определяются той внешней средой, в которой протекает конфликт. Это пространственно-временные (место реализации противоречия и время его разрешения); социально-психологические (тип и уровень общения, степень конфронтации и состояния участников конфликта), социальные (вовлеченность в противоречие национальных, семейных, профессиональных, бытовых, воспитательных интересов) условия.
Образы конфликтной ситуации.
Своеобразным опосредующим звеном между характеристиками участников конфликта и условиями его протекания, с одной стороны, и конфликтным поведением -- с другой, выступают образы конфликтной ситуации, включающие представления участников конфликта о себе и противоположной стороне, среде и условиях в которых протекает конфликт. Важно иметь в виду, что именно образы, а не реальность определяют конфликтное поведение. Поэтому и реальным, наиболее эффективным средством разрешения конфликта может быть внешнее воздействие на участников с целью изменения этих образов.
Возможные действия участников конфликта. Переход к конфликтному поведению - это действия, направленные на достижение своих целей, и блокирование достижения противоположной стороной ее стремлений и намерений. Существенно, что и действия оппонента также должны сознаваться им как конфликтные. Эта стадия связана с обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Однако действия участников выполняют одновременно и своеобразную познавательную функцию, когда эскалация и развитие конфликта приводят к более глубокому, хотя и не всегда более точному пониманию ситуации.
Бывают наступательными, оборонительными, нейтральными; активными и пассивными; инициирующими, ответными; направленными на оппонента, самого себя, третьих лиц. Такие действия приводят к четырем основным исходам: полному или частичному подчинению другого, компромиссу, прерыванию конфликтных действий, интеграции.
Исходы конфликтных действий. Выход их сложившейся конфликтной ситуации может иметь четыре основных исхода:
а) полное или частичное подчинение партнера;
б) компромисс;
в) прерывание конфликтных действий;
г) интеграция.
Особенности семейных конфликтов во всем их многообразии можно проследить на основе анализа их динамики. В протекании конфликта как социально психологического процесса можно проследить четыре основных стадии: возникновение противоречия; зарождение объективной конфликтной ситуации; переход к конфликтному поведению и начало конфликта; разрешение конфликта. Рассмотрим все этапы подробно.
Возникновение противоречия («стадия потенциального конфликта»). Даная стадия наступает, как только один из членов семьи или другая семья становятся преградой для удовлетворения потребностей другого члена семьи (другой семьи). На основе столкновения их интересов, ценностей, установок выделяется противоречие, порождающее конфликт. Данный факт не всегда осознается противоположными сторонами сразу и происходит дальнейшее смещение от состояния равновесия.
Зарождение объективной конфликтной ситуации. Конфликт становится реальностью только после осознания противоречий, так как только восприятие ситуации как конфликтной порождает соответствующее поведение (из этого следует, что противоречие может быть не только объективным, но и субъективным, мнимым).
Переход к конфликтному поведению и начало конфликта. Когда происходит осознание объективной конфликтной ситуации, начинается увеличение отрицательной реакции на партнера и переход к действиям, направленным на блокирование попыток партнера в достижении его намерений, стремлений и целей. Действия, предпринимаемые оппонентами, так же должны осознаваться как конфликтные - иначе поведение нельзя обозначить как конфликтное.
Действия, которые могут восприниматься как конфликтные:
Стадия конфликтного поведения неизбежно связана обострением эмоционального тона взаимоотношений и прогрессирующей их дестабилизацией. Это выражается в открытом столкновении в отрытой эмоциональной форме, вплоть до различных действий.
Разрешение конфликта. Данная стадия наступает в результате изменения объективной конфликтной ситуации или за счет преобразования ее образов, принадлежащих каждому из оппонентов. Разрешение может быть частичным, когда конфликтные действия партнеров исключаются, а побуждение конфликту остается, и полными, когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения, и на уровне внутренних побуждений.
Послеконфлитное состояние характеризуется переживанием супругов, осмыслением своих позиций и поводов для конфликта.
Динамика развития конфликта не обязательно проходит все выше перечисленные стадии. Например, конфликт может завершиться уже на стадии зарождения объективной конфликтной ситуации или может наступить разу после его восприятия.
3. Классификации семейных конфликтов
Американский психолог М. Дойч выделил такие типы конфликтов: подлинный, случайный (условный), смещенный, неверно приписанный, латентный и ложный.
Подлинный конфликт существует объективно и воспринимается адекватно (жена хочет использовать свободную комнату как кладовку, а муж -- как фотолабораторию).
Случайный, или условный, конфликт может быть легко разрешен, хотя это и не осознается его участниками.
Смещенный конфликт - за видимым конфликтом скрывается более сложный, настоящий (споря из-за свободной комнаты, супруги на самом деле конфликтуют из-за представлений жены о своей роли в семье).
Неверно приписанный конфликт -- его источник забыт, случаен (когда, например, жена ругает мужа за то, что он сделал, выполняя ее распоряжение, о котором она уже прочно забыла).
Латентный (скрытый) конфликт базируется на неосознаваемом супругами противоречии, которое тем не менее объективно существует.
Ложный конфликт - существующий только в восприятии супругов.
А.С. Спиваковская делит супружеские конфликты на три категории: возникающие при изменении личности одного или обоих супругов, при необходимости перестроить привычные отношения под влиянием изменившихся условий жизни и связанные с отношением к ребенку (детям) в семье.
В.А. Сысенко все супружеские конфликты подразделяет на происходящие на почве несправедливого распределения обязанностей; неудовлетворения каких-либо потребностей; из-за недостатков в воспитании.
Муж и жена по-разному представляют свою семейную жизнь. При этом чем более эти представления не совпадают, тем менее прочной является семья и тем больше в ней возникает опасных для нее ситуаций. Поиски же согласованности сопряжены с конфликтами.
Если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья заведомо малосовместима и конфликтна. Если представления не совпадают, то и потребности находятся во взаимном рассогласовании: мы стремимся удовлетворить вовсе не те потребности, которые актуальны для другого и соответственно ждем от него удовлетворения тех наших потребностей, которые он как раз удовлетворять не собирается.
Можно назвать следующие:
Классификация В.А.Сысенко конфликтов на почве неудовлетворенных потребностей супругов.
1. Конфликты, размолвки,
возникающие на основе
2. Конфликты, размолвки,
психические напряжения на
3. Психические напряжения,
депрессии, конфликты, ссоры
4. Конфликты, ссоры, связанные
с пристрастием одного из
5. Финансовые разногласия,
возникающие на основе
6. Конфликты, ссоры, размолвки
из-за неудовлетворения
7. Конфликты в связи
с потребностью во
8. Конфликты, размолвки,
ссоры на почве разных
По степени опасности для семейных уз конфликты могут быть:
Неопасными - возникают при наличии объективных трудностей, усталости, раздражительности, состояния «нервного срыва»; внезапно начавшись, конфликт может быстро завершиться. Про такие конфликты часто говорят: «К утру все пройдет»;
Опасными - разногласия возникают из-за того, что один из супругов должен, по мнению другого, изменить линию поведения, к примеру по отношению к родственникам, отказаться от каких-то привычек, пересмотреть жизненные ориентиры, приемы воспитания и т.п., то есть ставится проблема, которая требует разрешения дилеммы: уступать или нет;
Особо опасными - приводят к разводам.
Классификация семейных конфликтов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||