Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 16:50, контрольная работа
Память-форма психологического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Память- основа психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Поэтому для лучшего понимания человека необходимо больше знать о нашей памяти.
Введение…………………………………………………….3
Виды памяти.……………………………………………….4
Уровни памяти……………………………………………..7
Типы памяти………………………………………………..9
Возможности развития памяти…………………………...11
Заключение…………………………………………………13
Отдельные стороны и виды памяти существ, поднявшихся на высшую ступень развития, не застывают на предшествующих ступенях развития, на которых они впервые возникли. По мере того как человек в процессе развития поднимается на высшую ступень, на высшую ступень поднимается каждая сторона и каждая разновидность его памяти, хотя, конечно, они могут функционировать у него и на низких уровнях; эти последние тоже сохраняются. Узнавание, которое сначала является лишь элементарной адекватной реакцией на привычный раздражитель, в своих высших проявлениях превращается в познавательный акт отожествления- в акт мышления. Несмотря на генетически раннее происхождение, оно поднимается у человека до уровня высших проявлений сознания. Точно так же и моторная память может реализоваться на разных уровнях. Начинаясь с очень элементарных реакций, автоматически воспроизводящихся при однородных раздражителях, в своих высших формах она проявляется в виде очень сложных навыков, требующих для своего образования сложной умственной работы, понимания принципа или метода действия и сознательной воли. О таких навыках меньше всего можно говорить, что они продукт низшей ступени или низшего уровня памяти. Таким образом, на основании того, что тот или иной вид памяти в своих элементарных проявлениях является генетически более ранним образованием, никак нельзя относить его к более низкому уровню или низшей ступени.
В основе отожествления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. Предполагается, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой – только образами, на третьей –речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы- к другой, к третьей –речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного содержания образов. Высшая ступень лишь внешне надстраивается над предшествующими низшими; последние не перестраиваются и не включаются в высшую. Самые ступени в результате оказываются сугубо абстрактными конструкциями, не зависимыми от общего развития личности, внешне наслаивающимися друг на друга в процессе саморазвития памяти.
В действительности развитие психики заключается в развитии всех функций, и каждая из перестраивается в связи с развитием всех сторон психики. Эмоции на высокой ступени интеллектуализируются и от примитивных аффектов- явлений «низшего уровня»- переходят в высшие чувства; мысли приобретают эмоционально насыщенный характер. В психике конкретного живого человека все находится в соприкосновении, движении, взаимопроникновении. Одни и те же функции и одни и те же виды памяти функционируют на разных уровнях. Поэтому их нельзя отожествлять с уровнями памяти и закреплять их за тем низким уровнем, на котором они впервые возникли.
Отличая уровни памяти от ее видов, мы в качестве основных уровней памяти можем выделить следующие:
Типы памяти
Память у людей обнаруживает ряд более или менее выраженных типологических особенностей. для индивидуализированного учета особенностей процессов сохранения и воспроизведения конкретного человека не достаточно поэтому констатировать, что у него вообще хорошая или плохая память. Существенно знать ее специфические качества и особенности.
Первая дифференциация типов памяти связана с тем, как сенсорная область служит наилучшей основой для воспроизведения. Одни люди лучше запоминают зрительные, другие- слуховые, третьи- двигательные данные. Один человек, для того чтобы запомнить, должен сам прочесть текст, и в воспоминании у него восстанавливается преимущественно зрительный образ; у другого – такую же преобладающую роль играют слуховые восприятия и представления; у третьего- двигательные» текст закрепляется у него лучше всего посредством записи. Чистые типы встречаются редко, а обычно наблюдаются смешанные: зрительно- двигательный, двигательно- слуховой и зрительно- слуховой типы памяти. У большинства людей с ярко выраженными зрительными типом запоминания словесного материала, который иногда приближается к «эйдетическому» типу памяти.
Например, у артистов хорошо развита эмоциональная память, у композиторов- слуховая, у художников – зрительная память, у философов- словесно- логическая.
преимущественное развитие образной или словесной памяти находится в связи с соотношением первой и второй сигнальных систем, с типологическими особенностями высшей нервной деятельности. Художественный тип отличается преимущественным развитием образной памяти, мыслительный тип – преобладанием словесной памяти. Развитие памяти зависит также от профессиональной деятельности человека, так как в деятельности психика не только проявляется, но и формируется: композитор или пианист лучше всего запоминает мелодии, художник – цвет предметов, математик- типы задач, спортсмен – движения.
Тип памяти определяет то, как человек запоминает материал,- зрительно, на слух или пользуясь движением. Некоторые люди , для того чтобы запомнить, нуждаются в зрительном восприятии того, что они запоминают. Это люди так называемого зрительного типа памяти. Другим для запоминания нужны слуховые образы. Данная категория людей обладает слуховым типом памяти. Кроме того, существуют люди, которые, для того чтобы запомнить, нуждаются в движениях и особенно в речевых движениях. Это люди, обладающие двигательным типом памяти ( в частности, рече- двигательным).
Необходимо обратить внимание на то, что типы памяти следует отличать от видов памяти. Виды памяти определяются тем, что мы запоминаем. А так как любой человек запоминает все: и движение , и образы, и чувства, и мысли,- то разные виды памяти присущи всем людям и не составляют их индивидуальной особенности. В тоже время тип памяти характеризует то, как мы запоминаем: зрительно, на слух или двигательно. Поэтому тип памяти представляет собой индивидуальную особенность данного человека. У всех людей есть все виды памяти, но каждому человеку присущ какой-либо определенный тип памяти.
Принадлежность к тому или иному типу в значительной мере определяется практикой заучивания, т.е. тем, что именно приходится запоминать данному человеку и как он приучается запоминать. Поэтому память определенного типа может быть развита с помощью соответствующих упражнений.
Все особенности восприятия и мышления, сенсорной и эмоциональной сферы проявляются внутри памяти.
Во-первых, индивидуальные особенности памяти связаны с особенностями личности. Даже люди с хорошей памятью запоминают не все, а люди с плохой памятью не все забываю. Это объясняется тем. что память носит избирательный характер. То что соответствует интересам и потребностям человека, запоминается быстро и прочно. Во-вторых. индивидуальные различия обнаруживаются в качествах памяти.
Память у людей различается:
В отношении каждого из этих качеств память одного человека может отличаться от памяти другого
Но память может быть хорошей в одном отношении и плохой – в другом. Отдельные качества памяти могут сочетаться по-разному.
Говоря о типах памяти, необходимо иметь в виду, что особенности процессов запоминания (быстрота, прочность его и т.д.) зависят от того, кто и что запоминает, от конкретного отношения данной личности к тому, что подлежит запоминанию.
Возможности развития памяти
В основе нашей памяти лежит известная пластичность нервного вещества, то само собой разумеется, что природные силы памяти не могут быть увеличены или уменьшены никакими другими средствами, кроме тех, которые непосредственно ведут к расслаблению и восстановлению нервной системы. Сильные малокровие, наличие в организме ядов, общая расслабленность нервной системы
связывают конечно, с ослаблением памяти. И всякое питание, усиление и укрепление нервной системы восстанавливают память. Поэтому Джеймс считает несомненным тот факт, что природные качества нашей памяти не могут быть улучшены ни какими упражнениями. Однако запоминание может легко быть улучшено при помощи упражнений и воспитания. Мейман нашел, что испытуемый в результате нескольких недель упражнений сократил время для заучивания бессмысленных слогов, сократил время для заучивания 12 слогов с 56 повторений до 25 и с другой 18 до 6. Запоминание есть деятельность, и, как токовая, она может быть улучшена при помощи упражнений. Могут быть выработаны специальные навыки и умение- запомнить. И первый эффект воспитания памяти заключается именно в улучшении запоминании. Далее, память в специальных отношениях может всегда улучшена и усилена, хотя это и не означает повышения природной способности памяти. Мы помним, что психологически память означает связь, устанавливающую между одной и другой реакцией. Чем больше количеством ассоциаций мы располагаем, тем легче устанавливается новая ассоциация и, следовательно, повышается качество нашей специальной памяти. Надо отметить, то, что прежде называлось памятью, представляет собой сложную и комбинированную форму поведении, начиная с простой реакции и кончая сложными мыслительными рефлексами. В зависимости от этого путем специальных упражнений могут быть улучшены как отдельные стороны поведения, так и самые главные взаимные соединения его различных частей.
Согласно другой точке зрения память может быть результатом возникновением новых синапсов. Это означает, что всякий раз при заучивании нового материала в мозгу возникает физические изменения.
Но микроскопической техникой эти изменения обнаружить не удается, в частности вследствие исключительной трудности наблюдение живых нервных клеток под микроскопом. Как бы не происходило дело, ясно одно, что именно синапс является тем местом, где происходят перестройки.
Другая гипотеза заключается в следующем: если память кодируется химически, то обе половины сохраняют задачу в памяти, если запоминание храниться в нервных связях – головных ганглиях, то животное, регенерировавшее из хвостовой часть, не будет обладать соответствующими навыками. Под действием электрического тока планария рефлекторно сокращается. Если сочетать удар электрического тока с яркой вспышкой света, то животное начинает сокращаться, даже если вспышка не сопровождается электрическим раздражителем. Результат проверки показал, что после перерезания и регенерирования обе половины: «помнят задачу». Это результат поразителен. Ведь если система памяти является результатом электрической активности, то, следовательно, мы имеем дело с нервными цепями, способна, что электрический импульс, переданный нейроном, проходит от тела клетки через аксон к телу следующей. Место, аксонсо прикасается со следующей клеткой, называется синапсом. На отдельном клеточном теле могут находится тысяча синапсов. Существуют 2 вида синапсов:
На уровне возбудительного синапса происходит передача возбуждения к следующему нейрону, и на уровне тормозного она блокируется.
Для того, чтобы произошел разряд нейрона может потребоваться довольно большое число импульсов, одного импульса, как правило, недостаточно. Но для простоты анализа представим, что единственный нервный импульс, поступающий на возбудительный синапс, может вызвать ответ новой клетки. Простейшая цепь, обеспечивающая память. представляет собой замкнутую петлю. Возбуждение последовательно обходит весь круг и начинает новый. Такой процесс называется реверберацией. Существуют две гипотезы.
Само по себе развитие памяти не происходит. Для этого необходима целая система воспитания памяти. Воспитанию положительных свойств памяти в значительной степени содействуют рационализации умственной и практической работы человека: порядок на рабочем месте, планирование, самоконтроль, использование разумных способов запоминания, соединение умственной работы с практической, критическое отношение к своей деятельности, умение отказаться от неэффективных приемов работы и заимствовать у других людей эффективные приемы. Некоторые индивидуальные различия в памяти тесно связаны со специальными механизмами, защищающими мозг от лишней информации. Степень активности указанных механизмов у разных людей различны. Защитой мозга от ненужной информации объясняется, в частности, явление гипнопедии, т.е. обучение во сне. В состоянии сна некоторые механизмы, защищающие мозг от избыточной информации, выключаются, поэтому запоминание происходит быстрее.
Информация о работе Виды, уровни и типы памяти. Возможности развития памяти