Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

Не  найти пожалуй ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время  от времени не встречались бы так  называемые ошибки по «невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения,

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и  выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что  младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного  развития внимания ребенка.11

Внимание  детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным  в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в  этом возрасте действительно еще  слабо организовано, имеет небольшой  объем, плохо распределяем и неустойчиво. Причина этого - недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроля за выполнением  деятельности.

Будучи  важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

К концу младшего школьного возраста складываются три качественно различные  формы непроизвольной памяти. Только одна из них обеспечивает осмысленное  и систематическое запоминание  учебного материала. Две другие, которые  проявляются более чем у 80% школьников, дают неустойчивый мнемический эффект, в значительной мере зависящий от особенностей материала или от стереотипных способов действий, а не от фактических задач деятельности.

Средний школьный возраст – переход от детства к юности, период «полуребенка-полувзрослого». Возраст от 10 – 11 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся 5 – 8 классов.12

У школьника подростка этот переход  связан с включением его в доступные  ему формы общественной жизни. Вместе с тем меняется и реальное место, которое ребенок занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых, в  жизни своей семьи. Теперь его  физический силы, его знания и умения ставят его в некоторых случаях  на равную ступень с взрослыми, а  кое в чем он даже чувствует  свое преимущество. Иногда он признанный «чинильщик» механизмов, иногда он оказывается главным домашним «комментатором»  общественных событий. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Значительно возрастает сила мышц. А вот развитие внутренних органов происходит неравномерно, что приводит к различным нарушениям: учащение сердцебиения, учащенное дыхание. Характерная особенность подросткового возраста – половое созревание организма. Продолжается развитие нервной системы, мыслительной деятельности. Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы, которыми школьник руководствуется в своем поведении, еще не приобрели устойчивость, их легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни.

Правильно организованному воспитанию принадлежит  решающая роль. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает  подросток, будет складываться его  личность.

Глава 2 Психолого-педагогические условия  применения компьютерных технологий в  старших классах

В оценках старшего школьного возраста иногда допускается известный схематизм  и категоричность. Указывается на завершенность развития старшеклассников как в физическом, так и в  духовном отношении, отмечается приближенность их к взрослому состоянию; стираются  те противоречия, которые свойственны  подростковому возрасту, подчеркивается некоторая гармония «телесного»  и «духовного», установление ровного  отношения с окружающими, взаимопонимание  с родителями и учителями. Переход  от подростничества к юности рисуется как плавное движение к взрослости, где получение аттестата официально закрепляет эту взрослость, подтверждает гражданский статус растущего человека. Между тем анализ особенностей старшеклассников позволяет выявить психологическое  своеобразие детей этого возраста, представляющего важнейший фактор для определения технологий обучения школьному предмету.13

В старшем школьном возрасте устанавливается  довольно прочная связь между  профессиональными и учебными интересами. Если у подростка учебные интересы определяют выбор профессии, то у  старших школьников наблюдается  и обратное: учебная деятельность остается основным видом деятельности старшего школьника.

У старшеклассников, по сравнению с  подростками, интерес к учению повышается. Это связано с тем, что складывается новая мотивационная структура  учения. Ведущее место занимают мотивы, связанные с самоопределением и  подготовкой к самостоятельной  жизни. Эти мотивы приобретают личностный смысл и становятся действенными. Старшеклассникам свойственно стремление стать полноценным членом общества, особенно в информационном обществе, где каждый «работает» с электронной  информацией. Также у старшеклассников присутствует интерес к содержанию и процессу учения. Наряду с интересом к фактам, что характерно и для подросткового возраста, у старшего школьника проявляется интерес к теоретическим проблемам, к методам научного исследования, к самостоятельной поисковой деятельности по решению сложных задач. Это во многом и определяет применение компьютерных технологий для организации проблемно-поисковой деятельности как на уроке, так и во внеурочное время.

Старшие школьники лучше осознают свое отношение  к учению, причины, побуждающие их учиться, В связи с высоким  уровнем самокритичности старшие  школьники, анализируя условия, мешающие учиться, указывают на проявление у  них таких отрицательных черт характера, как лень, безволие, неусидчивость, неумение организовать свое время и  самоконтроль, настроение. То есть свое отношение к учению учащиеся связывают  с присущими им индивидуальными  психическими особенностями.

Говоря  о познавательной деятельности старшеклассника, Л.И. Божович отмечает, что «нет ни одной интеллектуальной операции в  познавательной деятельности старшего школьника, которой не было бы у подростка». 14В самом деле, старший школьник мыслит понятиями, пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает, логически запоминает и т. д., хотя и в этом отношении есть сдвиги. Остановимся на некоторых наиболее существенных из них:

Если  в подростковом возрасте еще заметен  разрыв в определениях конкретных и  абстрактных понятий (подростки  легче справляются с определением конкретных понятий), то в старшем  школьном возрасте этот разрыв сглаживается. При определении конкретных понятий  подростки только в 53% случаев указывают  как видовые, так и родовые  признаки, в то время как старшие  школьники (выпускники школ) справляются  с этим в 92% случаев. При определении  абстрактных понятий только 16% подростков указали на видовые и родовые  признаки, в то время как среди  старших школьников таких учащихся было 83%. Аналогичная картина наблюдается и в развитии таких мыслительных операций, как сравнение, обобщение. Так, если подросток находит сходство и различие при сравнении конкретных понятий в 69% случаев, то старшие школьники - в 100% случаев, а при сравнении абстрактных понятий подросток соответственно в 22% случаев, а старшие школьники в 92% случаев. Важный показатель умственной деятельности - способность выделять существенное. Подростки, производя группировку предметов, делали это по существенным признакам в 44% случаев, а старшие школьники (выпускники) в 70% случаев. Показателем умственного развития является также умение пользоваться рациональными приемами запоминания. Так, если подросток пользуется такими приемами, как многократное чтение и чтение и воспроизведение, то старшие школьники наряду с этими приемами использовали и такие приемы, как конспектирование и подчеркивание (27%), выделение главной мысли и сравнение с другим изученным материалом (10%), составление плана (8%).

Однако  все это - количественные изменения. В чем же заключается качественное своеобразие познавательной деятельности старшего школьника? Л. И. Божович указывает  на изменение содержательной (о чем  мыслят, что воспринимают и т. д.) и мотивационной стороны познавательной деятельности. О мотивационной стороне  мы уже говорили. Как же изменяется содержательная сторона?15

Если  подросток хочет знать, что собой  представляет то или иное явление, то старшие школьники стремятся  разобраться в разных точках зрения на этот вопрос и составить собственное  мнение. Старшие школьники всегда хотят установить истину. Им становится скучно, если нет интересных задач  «для ума». Дать старшекласснику такие  задачи-вот вопрос, который должен волновать учителя. Старших школьников привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Многим из них нравится, когда преподаватель заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью, вступают в спор и упорно защищают свою позицию. Вот что пишет старшеклассница Т. Н.: «Да, все-таки главное, что пришло ко мне с возрастом, - желание спорить. Но это не желчная, злобная сварливость, это иное, хорошее, если хотите знать, звонкое и жизнерадостное чувство-спорить. Ведь я познаю мир. Это какая-то дотошность, желание до всего докопаться самой. Мне хочется спорить не только с людьми, но и с книгами, с природой. Долой примирение, долой равнодушие! Спор лучше!

Ну  как же не поспорить с учебником, утверждающим, что любовь у Павла  Петровича Кирсанова «унизительна, лжива и бесплодна». Неправда! Это  настоящая любовь. Я спорила с  учебником, спорила с учительницей, спорила с классом, и, в конце  концов, все согласились со мной. Надо понимать и таких однолюбов, как П. П. Это тоже настоящее».

В дискуссиях старших школьников с  легкостью возникают далекие  сопоставления, смелые обобщения, рождаются  оригинальные идеи. Возможно, это объясняется  отсутствием готовых штампов, новизной такого рода умственной работы. Активность мысли в эти годы и своеобразная продуктивность мышления (легкость возникновения новых ходов мысли) характерным образом обнаруживаются в неожиданных, порой фантастических предположениях и «теориях». Наиболее частое излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников - это этические, нравственные проблемы. Старшие школьники не просто влюбляются или дружат, но и обязательно хотят знать: «Что такое дружба?», «Что такое любовь?».

Старшеклассники готовы долго и горячо обсуждать, можно ли влюбиться сразу в  двоих, можно ли считать принципиальным человека, который не высказывает  своего мнения во время спора, может  ли быть дружба между юношей и девушкой. Характерно их стремление найти истину именно в разговоре, в разъяснении  понятий. Они относятся к житейским  этическим понятиям так же, как  к понятиям естественнонаучным: ожидают точных, однозначных ответов и не склонны мириться с расхождениями и неясностями.

Старший школьный возраст - это пора поисков  и открытий. Старшеклассники любят  исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «юных математиков» и  других юношеских объединениях. Большинство старшеклассников высказываются в пользу активных форм деятельности:16 дискуссий, лабораторно-практических работ, изучения первоисточников и, конечно же, все это должно сопровождаться использованием современных компьютерных технологий.

Компьютерные  технологии как часть информационных технологий формируют принципиально  отличный стиль учебной деятельности, который оказывается более психологически приемлемым, комфортным, мобилизующим творческие возможности и интеллектуальный потенциал учащегося. Применительно к практическому использованию компьютерных технологий в образовательном процессе это означает: тщательно отработанную мотивацию обучения не только «принудительного» характера (оценки), но и личной заинтересованности и удовлетворения учебным процессом; оценку по конечному результату, широкую свободу выбора, поощрение разумного творчества в процессе обучения; индивидуальный подход к обучаемому и его адаптацию в процессе обучения.

Технология  компьютерного обучения рассматривается  как обучение с учетом конечных результатов  деятельности учащегося, причем ему  придается характер устойчивого, целенаправленного  и эффективного процесса познания.

Использование компьютерных технологий (КТ) в обучении - разновидность процесса управления познавательной деятельностью.

При разработке уроков с применением  КТ нельзя становиться на упрощенную точку зрения, полагая, что техническое  средство само управляет сложными психологическими процессами, один из которых - обучение человека. КТ - только средство и посредник  между учителем и учеником, а управление познавательной деятельностью происходит только в пределах модели, избранной  преподавателем для проведения занятий.

  Компьютерные технологии как  технические средства обучения  развиваются в рамках существующего  учебного процесса, поэтому должны  в большей или меньшей степени  быть совместимыми с этим процессом,  но в то же время создаваемые  или созданные КТ могут активно  влиять на изменения не только  методики преподавания, но и целиком  на всю технологию учебного  процесса. Реализация новых видов  управляющих воздействий в условиях  применения КТ в значительной  степени упрощается благодаря  индивидуализации обучения и  возможностям быстрого контроля  знаний как нового материала,  так и любого пройденного.

Возможность применения КТ появляется в том случае, когда выполняемые учителем и  старшеклассником задачи могут быть в достаточной степени формализованы  и адекватно воспроизведены с  помощью технических средств, при  условии выполнения требований по качеству достигаемого результата. Принципиальное отличие КТ от любой другой системы обучения состоит в том, что необходима безусловная и достаточная активность управляемого субъекта. Учащийся, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи, зачастую работая самостоятельно.

Управление  обучением включает в себя два  взаимосвязанных процесса: организацию  деятельности учащегося и контроль за этой деятельностью. Эти процессы непрерывно взаимодействуют: результат  контроля влияет на содержание управляющих  воздействий, т.е. на дальнейшую организацию  деятельности. В свою очередь, организация  определенной деятельности требует  и определенной формы контроля, и  конкретного способа регистрации  этой деятельности. Возможны сочетания  этих процессов и переходы от одного к другому17.

 

 

Информация о работе Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников