Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 80.33 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

2.1 Компьютерные технологии в формировании познавательного интереса у старших школьников

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению  к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного  мотива, идущего от самой деятельности (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).

Отсюда  следует, что в процессе компьютерного обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.18

Многие  учителя используют для повышения  интереса к учению наглядные примеры на электронных досках, проекторах. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как презентации и просмотр интерактивных таблиц.

Для создания эмоциональных ситуаций в  ходе уроков большое значение имеет  художественность, яркость, материала который предоставляется старшеклассникам в ходе интерактивного урока. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.

Основным  источником интересов к самой  учебной деятельности является прежде всего ее содержание. Для того чтобы  содержание оказало особенно сильное  стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность  и последовательность, комплексное  образовательное, воспитывающее и  развивающее влияние и т. д.) Однако имеются и некоторые специальные  приемы, направленные на повышение  стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь  можно отнести создание ситуации новизны, актуальности. С этой целью  учителя подбирают специальные  примеры, факты, иллюстрации, которые используются в создании презентаций. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.

Ценным  методом стимулирования интереса к  учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как  средство возбуждения интереса к  учению. В практике работы учителей используются настольные игры с познавательным содержанием.

К методам стимулирования и мотивации  учения, помимо использования компьютерных технологий мы относим также метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Научные споры ведутся и на современном этапе развития науки. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению. Однако ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос типа: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя.

Информационные  технологии позволяют реализовывать  принципы дифференцированного и  индивидуального подхода к обучению. 19На занятии преподаватель дает возможность каждому обучаемому самостоятельно работать с учебной информацией, что позволяет ему детально разобрать новый материал по своей схеме. Информационные технологии можно использовать как для очного, так и для дистанционного обучения; в условиях как городской, так и сельской школы. Они дают возможность реализовывать мировые тенденции в образовании, возможности выхода в единое мировое информационное пространство. Применение компьютерных технологий позволяет повысить уровень самообразования, мотивации учебной деятельности; дает совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, и, конечно, соответствует социальному заказу, который государство предъявляет к школе.  
Используя системы мультимедиа, позволяющие объединить возможности компьютера и знания учителя, стало возможным создание электронных учебников, которые более наглядно, красочно и с мобильным доступом информации предстанут перед учениками. Содержание учебника включает в себя такие разделы как: теоретическая часть, контрольные задания, лабораторные работы, курсовые работы, вопросы для самопроверки, что присуще и традиционному учебнику, но электронный учебник более компактен (его объем позволяет полностью разместиться на одном диске), в содержании его могут использоваться видеофильмы и фрагменты звука, что придает ему большую привлекательность и оснащенность. В обращении он прост и позволяет ученику легко вернуться к той информации, которую он не понял. Нажать кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще, чем перелистывать страницы учебника назад. Такое новое школьное пособие проявляет у учеников большой интерес к учебе и желание изучать предмет в более углубленной форме, что, несомненно, сказывается на их уровне знаний. Способ ведения урока, когда учитель связан с каждым учеником класса единой компьютерной сетью, позволяет учителю более детально и персонально подойти к вопросу обучения ученика, проверить его уровень знаний и наверстать "пробелы" в его знаниях.  
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавания, предоставив ему возможность использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой умений и навыков.

Информационные  технологии позволяют учителям с  высокой скоростью обмениваться опытом, благодаря дистанционному общению, а также повышать квалификацию и  познавать новые методы обучения, для этого специально создаются школьные порталы ДО.  

Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные  работы, решать творческие задачи, участвовать  в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с  заданиями, для выполнения которых  используются компьютеры, создавать  уроки-игры для каждого ученика  и др. 20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Польза и вред компьютерных технологий в развитие личности

В формировании личности человека компьютеризация  может вызывать как позитивные, так  и негативные эффекты.

К позитивным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.21

К позитивным результатам можно отнести  также развитие у пользователей  адекватной специализации познавательных процессов - восприятия, мышления, памяти, формирования специализированной по предметному  содержанию деловой мотивации, применяя компьютер для решения профессиональных задач, включая появление престижных, статусных, экономических и других сопутствующих мотивов, подкрепляющих  деловую мотивацию. Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как  важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить  свои потребности, общаться, играть, учиться  и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно  делать, запоминать, обдумывать, высказывать  суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как  ее неотъемлемые внутренние моменты. Они  развиваются в деятельности, и  сами представляют собой особые виды деятельности.

Развитие  человеческих задатков, превращение  их в способности - одна из задач  обучения и воспитания, решить которую  без знаний и развития познавательных процессов нельзя. По мере их развития, совершенствуются и сами способности, приобретая нужные качества. Знание психологической  структуры познавательных процессов, законов их формирования необходимо для правильного выбора метода обучения и воспитания. И сейчас, чтобы  успешно развивать познавательные процессы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные  средства и методы обучения. Использование  компьютера с его огромными универсальными возможностями и будет являться одним из таких средств.

 

К негативным личностным преобразованиям  относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально логическим компонентам.

Слишком жесткая связь психических процессов  с определенным предметным содержанием  затрудняет процесс их переключения на новое предметное содержание. В  связи с этим формирующиеся черты  личности, вначале позитивные, например, такие, как точность и аккуратность, могут по мере увеличения длительности компьютеризированной деятельности и  ее сложности, перерасти в такие  негативные черты, как педантизм, чрезмерная пунктуальность и ригидность. В строении мотивационной направленности личности в условиях компьютеризации возникающие мотивы могут приобретать негативное значение, если их развитие является чрезмерным и отвлекает от решения основной задачи. Ими могут быть, например, чрезмерно развитые игровые мотивы, а также деструктивные, направленные на разрушение компьютеризированной деятельности: ориентация на преждевременное прекращение или намеренное введение "вируса" в компьютерную программу. Чрезмерная психическая вовлеченность в работу с компьютером при решении с ним особо сложных задач в динамически меняющихся условиях может обострять невротические черты личности, что при выраженной ее неуравновешенности может приводить человека к болезненному состоянию.22

Негативное  значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие, чрезмерная интенсивность. Например, известное  явление "хаккеризма", когда чрезмерная надситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов  и возможностей компьютера может  привести к однобокому личностному  развитию, чрезмерной связанности его  предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым  сферам деятельности.

Анализ  связи формирования личностных свойств  под влиянием компьютеризации с  детерминирующими их условиями показывает, что кроме объективных условий, таких, например, как тип решаемой задачи, объем, продолжительность, особенности  организации компьютеризированной деятельности, наличия или отсутствия сбоев компьютера, ошибок в его  программе и других, - на развитие личности влияют также особенности  его исходных личностных черт. Было выявлено, в частности, что развитие в условиях компьютеризации зависит  от особенностей и степени устойчивости черт пользователя, которые подвергаются функциональным преобразованиям: последние  либо усиливают и подкрепляют  уже имеющиеся психические свойства личности, либо видоизменяют их, либо оставляют  без изменения. Сочетание исходных личностных черт с функциональными преобразованиями определяют различие вариантов личностных изменений у разных субъектов. Варианты связи личностных преобразований с функциональным планом деятельности могут быть линейными и нелинейными в зависимости от степени интенсивности, как устойчивых личностных свойств, так и взаимодействующих с ними новообразований. 23

Это определяет наличие вариантов преобразований личностных свойств, как прямо зависящих  от функционального развития, так  и косвенно (когда успех, например, не обязательно повышает самооценку из-за включения его в противоречивую структуру личностных свойств ввиду  наличия отвлекающей мотивационной  направленности, при которой достигаемый  успех не имеет большого значения для личности).

Все эти закономерности преобразований личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его  развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость  его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, с его  исходных устойчивых психических свойств.

Сегодня мы наблюдаем нашествие компьютерных игр. Причем игры эти носят далеко не общеобразовательный характер. Попробуйте найти диски с интеллектуальными  играми. Если и найдете, то это будет  примитивный тетрис или «поле  чудес» с отгадыванием слов. А такие  игры мало привлекают детей. В основном же спросом пользуются различные  «бродилки» и «стрелялки», как они  сами их называют. Цель в этих играх  – убийство. Вообще компьютерные игры заслуживают серьезного исследования и разговора. Они подспудно формируют  у современных детей психологию сверхчеловека. А что еще может  получиться из ребенка, который уничтожает отдельных людей или даже целые  города и государства простым  нажатием кнопок?24

Информация о работе Влияние компьютерных технологий на развитие познавательных процессов старшеклассников