Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 17:20, курсовая работа
За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. Однако, как выявлено во многих исследованиях, дети знакомы в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечении. При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте. Таким образом, для решения познавательных и учебных задач компьютер используется недостаточно.
2.1 Компьютерные технологии в формировании познавательного интереса у старших школьников
Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: 1) положительной эмоцией по отношению к деятельности, 2) наличием познавательной стороны этой эмоции, 3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности (Г. И. Щукина, Н. Г. Морозова).
Отсюда следует, что в процессе компьютерного обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей.18
Многие учителя используют для повышения интереса к учению наглядные примеры на электронных досках, проекторах. Успешно применяются и такие приемы повышения занимательности обучения, как презентации и просмотр интерактивных таблиц.
Для создания эмоциональных ситуаций в ходе уроков большое значение имеет художественность, яркость, материала который предоставляется старшеклассникам в ходе интерактивного урока. Без всего этого речь учителя, конечно, остается информативно полезной, но она не реализует в должной мере функцию стимулирования учебно-познавательной деятельности учеников. В этом, между прочим, еще раз проявляется отличие методов организации познавательной деятельности от методов ее стимулирования.
Основным
источником интересов к самой
учебной деятельности является прежде
всего ее содержание. Для того чтобы
содержание оказало особенно сильное
стимулирующее влияние, оно должно
отвечать целому ряду требований, сформулированных
в принципах обучения (научность,
связь с жизнью, систематичность
и последовательность, комплексное
образовательное, воспитывающее и
развивающее влияние и т. д.) Однако
имеются и некоторые
Ценным
методом стимулирования интереса к
учению можно назвать метод
К методам стимулирования и мотивации учения, помимо использования компьютерных технологий мы относим также метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме. Некоторые учителя умело используют этот метод активизации учения. Они, во-первых, умело используют исторические факты борьбы различных научных точек зрения по той или иной проблеме. Научные споры ведутся и на современном этапе развития науки. Включение учеников в ситуации научных споров не только углубляет их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к учению. Однако ситуации спора, учебные дискуссии учителя создают и в момент изучения обычных учебных вопросов на любом уроке. Для этого, например, специально предлагается ученикам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. Здесь традиционным стал уже вопрос типа: «А кто думает иначе?» И если такой прием вызывает спор, то ученики невольно распределяются на сторонников и противников того или иного объяснения и с интересом ждут аргументированного заключения учителя.
Информационные
технологии позволяют реализовывать
принципы дифференцированного и
индивидуального подхода к
Используя системы мультимедиа, позволяющие
объединить возможности компьютера и
знания учителя, стало возможным создание
электронных учебников, которые более
наглядно, красочно и с мобильным доступом
информации предстанут перед учениками.
Содержание учебника включает в себя такие
разделы как: теоретическая часть, контрольные
задания, лабораторные работы, курсовые
работы, вопросы для самопроверки, что
присуще и традиционному учебнику, но
электронный учебник более компактен
(его объем позволяет полностью разместиться
на одном диске), в содержании его могут
использоваться видеофильмы и фрагменты
звука, что придает ему большую привлекательность
и оснащенность. В обращении он прост и
позволяет ученику легко вернуться к той
информации, которую он не понял. Нажать
кнопки клавиатуры гораздо быстрее и проще,
чем перелистывать страницы учебника
назад. Такое новое школьное пособие проявляет
у учеников большой интерес к учебе и желание
изучать предмет в более углубленной форме,
что, несомненно, сказывается на их уровне
знаний. Способ ведения урока, когда учитель
связан с каждым учеником класса единой
компьютерной сетью, позволяет учителю
более детально и персонально подойти
к вопросу обучения ученика, проверить
его уровень знаний и наверстать "пробелы"
в его знаниях.
Мультимедийные технологии открывают
возможности преподавателям отказаться
от свойственных традиционному обучению
рутинных видов деятельности преподавания,
предоставив ему возможность использовать
интеллектуальные формы труда, освобождают
от изложения значительной части учебного
материала и рутинных операций, связанных
с отработкой умений и навыков.
Информационные
технологии позволяют учителям с
высокой скоростью обмениваться
опытом, благодаря дистанционному общению,
а также повышать квалификацию и
познавать новые методы обучения,
для этого специально создаются школьные
порталы ДО.
Благодаря новым мультимедиа технологиям, стало возможным использовать компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи, участвовать в дистанционных уроках, сочетать традиционные домашние задания с заданиями, для выполнения которых используются компьютеры, создавать уроки-игры для каждого ученика и др. 20
2.2 Польза и вред компьютерных технологий в развитие личности
В формировании личности человека компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты.
К позитивным преобразованиям относятся: усиление интеллекта человека за счет вовлечения его в решение более сложных задач в условиях компьютеризации; развитие логического, прогностического и оперативного мышления, обусловленное тем, что, готовя предварительно задачу для компьютера, пользователь вначале логически продумывает ее, составляет ее алгоритм и тем в определенной мере прогнозирует процесс ее решения, которое осуществляется затем оперативно во взаимодействии с компьютером. Успешное применение компьютеров, получение с их помощью более продуктивных результатов повышает самооценку человека, его уверенность в способности решать сложные профессиональные задачи. Из позитивного отношения к различным сторонам работы с компьютером складывается удовлетворенность пользователя, как на когнитивном, так и на эмоциональном уровне. Все это приводит к формированию у некоторых пользователей позитивных личностных черт, таких, например, как деловая направленность, точность, аккуратность, уверенность в себе, которые переносятся и в другие области жизнедеятельности.21
К
позитивным результатам можно отнести
также развитие у пользователей
адекватной специализации познавательных
процессов - восприятия, мышления, памяти,
формирования специализированной по предметному
содержанию деловой мотивации, применяя
компьютер для решения
Развитие
человеческих задатков, превращение
их в способности - одна из задач
обучения и воспитания, решить которую
без знаний и развития познавательных
процессов нельзя. По мере их развития,
совершенствуются и сами способности,
приобретая нужные качества. Знание психологической
структуры познавательных процессов,
законов их формирования необходимо
для правильного выбора метода обучения
и воспитания. И сейчас, чтобы
успешно развивать
К негативным личностным преобразованиям относятся: снижение интеллектуальных способностей человека при упрощении решения задач с помощью компьютера, редуцировании их смысловой стороны, сведении процессов решения к формально логическим компонентам.
Слишком
жесткая связь психических
Негативное значение имеет как недоразвитие деловых и подкрепляющих их мотивов, так и их чрезмерное развитие, чрезмерная интенсивность. Например, известное явление "хаккеризма", когда чрезмерная надситуативная увлеченность пользователя изучением вычислительных методов и возможностей компьютера может привести к однобокому личностному развитию, чрезмерной связанности его предметного содержания с определенной компьютерной специализацией, затрудняющей адаптацию личности к другим необходимым сферам деятельности.
Анализ
связи формирования личностных свойств
под влиянием компьютеризации с
детерминирующими их условиями показывает,
что кроме объективных условий,
таких, например, как тип решаемой
задачи, объем, продолжительность, особенности
организации
Это
определяет наличие вариантов
Все эти закономерности преобразований личностных свойств субъекта выявляют сложный, неоднозначный характер его развития, происходящего под влиянием компьютеризации, и показывают зависимость его не только от особенностей профессиональной деятельности и типа компьютеризации, но и от самого субъекта, с его исходных устойчивых психических свойств.
Сегодня
мы наблюдаем нашествие