Влияние религиозности на нравственные представления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 03:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью этой курсовой, является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.
Задачи работы:
1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.
2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.

Содержание

Введение
1 Обращение как психологическое явление или мистика
1.1 Понятия обращения
1.2 Мотивы обращения в религии
2 Личностно значимые компоненты
3 Религиозная личность. Влияние религиозности на поведение
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Влияние религиозности на нравственные представления.doc

— 174.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

5

1 Обращение как психологическое явление или мистика

9

1.1 Понятия обращения

7

1.2 Мотивы обращения  в религии

10

2 Личностно значимые  компоненты 

13

3 Религиозная личность. Влияние религиозности на поведение

23

Заключение

40

Библиографический список

42


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В настоящее время  методы психологического влияния используются во многих областях человеческой жизнедеятельности. Cледует отнести психическую сторону некоторых устойчивых стереотипов человеческого поведения: привычек, обычаев, традиций. Повторяющиеся акты религиозного поклонения вырабатывают соответствующие привычки, перерастающие в традиции, передаваемые от поколения к поколению. Все это откладывается в сознании верующих в виде соответствующей потребности к повторению культовых действий. Среди верующих есть немало таких, религиозность которых проявляется почти исключительно в совершении ими религиозных обрядов. У подобных людей нередко отсутствуют твердые религиозные убеждения, они слабо знакомы с религиозным вероучением. Однако многие из них регулярно ходят в церковь, отмечают религиозные праздники. Этот обрядовый традиционализм чаще всего встречается у православных и старообрядцев, гораздо реже - у баптистов и других сектантских групп. Религиозность подобных людей неглубока, но тем не менее сложившиеся у них стереотипы религиозного поведения обладают значительной прочностью. Для их преодоления бывает недостаточно разъяснить историческое происхождение праздников и обрядов, показать их подлинный смысл и характер. Отметив основные особенности религиозной психологии, мы должны более подробно рассмотреть центральный, определяющий компонент сознания верующего человека - религиозную веру. Кроме того, не менее важным является систематизация рассмотрение самих методов психологического воздействия, применяемых в сектах. [2. С.168].

Целью этой курсовой, является рассмотрение методов психологического влияния, на примере их использования сектами, и изучение последствий воздействия этих методов на социальную адаптацию и ценностные ориентации членов сект.

Актуальность данной работы: являются особенности социальной адаптации что же именно происходит с людьми после целенаправленного длительного применения к ним различных методов воздействия, какого рода происходят изменения, связанные с перестройкой индивидуальной системы и ценностей человека, что важно для лучшего понимания смысла его действий или поступков, как происходит взаимодействие с обществом, в частности, например, какие изменения происходят в их социально-психологической адаптации, от которой зависит самосознание, ролевое поведение в обществе, адекватность связей с окружающими.

Задачи работы:

1. Рассмотрение методов психологического влияния в целом.

2. Описание методов воздействия и контроля сект за своими членами.

3. Описание причин вступления людей в секты.

4.Методика проведения  тестирования исследуемых групп  и их краткое описание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Обращение как психологическое явление или мистика

 

 

Мир полон потерянных душ в смысле направления, душ, которые в эру философского разочарования кидаются от одного культа к другому. Мало кто научился заменять авторитет религии философией жизни. Большинство впечатляющих феноменов, связанных с так называемыми религиозными обращениями, имеют исключительно психологический характер. Однако время от времени действительно происходят обращения, имеющие и духовное происхождение. Очень часто, при умственной мобилизации на любом уровне психического устремления вверх, к духовному обретению, при совершенстве человеческой мотивации преданности божественной идее, внутренний дух внезапно соединяется с низлежащим разумом для синхронизации с целеустремленной и посвященной волей, присущей сверхсознательному разуму верующего смертного. Именно в таком опыте объединении интеллектуальных и духовных явлений и заключается обращение, определяемое факторами, которые находятся за пределами и выше чисто психологического уровня. Вместе с тем одна только эмоция является ложным обращением: человек должен не только чувствовать, но и верить. Настолько, насколько психическая мобилизация является частичной, а мотивация человеческой преданности неполной, настолько же опыт обращения будет оставаться сочетанием интеллектуальной, эмоциональной и духовной реальности.

Если человек готов  признать теоретический подсознательный разум как практическую рабочую гипотезу в рамках принципиально единой интеллектуальной жизни, то в таком случае, чтобы быть последовательным, он должен соответственно постулировать аналогичную область восходящей интеллектуальной активности в качестве сверхсознательного уровня зоны непосредственного контакта с внутренней духовной сущностью, и сознания. Огромная опасность любых подобных умозрительных рассуждений о психике заключается в том, что видения и другие так называемые мистические переживания, наряду с необычными снами, могут пониматься как божественные сообщения, воспринимаемые разумом. В прошлом божественные существа открывали себя некоторым богопознавшим личностям не вследствие мистических трансов или болезненных видений таких людей, а вопреки любым подобным феноменам.

В противоположность  стремлению к обращению, лучшим подходом к зонам возможного контакта с  Настройщиком Сознания является живая  вера и искреннее поклонение, чистосердечная и бескорыстная молитва. Слишком  часто воспоминания, выталкиваемые бессознательным уровнем человеческого разума, ошибочно принимались за божественные откровения и духовные наставления. Существует огромная опасность, связанная с укоренившейся практикой религиозного мечтательства. Мистицизм может стать способом бегства от реальности, хотя иногда он служит средством истинного духовного общения. Кратковременный уход от суеты жизни не может представлять серьезной опасности, однако продолжительная изоляция личности крайне нежелательна. Ни при каких обстоятельствах не следует развивать отрешенное призрачное сознание как вид религиозного опыта. Признаками мистического состояния являются рассеянное сознание с четкими островками сосредоточенного внимания при сравнительно пассивном интеллекте. Всё это приближает сознание скорее к бессознательной области, чем к зоне духовного контакта сверхсознательному. Многие мистики доводили умственную диссоциацию до уровня аномальных умственных проявлений.

Более здоровым отношением к духовному созерцанию являются вдумчивое поклонение и благодарственные молитвы. Непосредственное общение с Настройщиком Сознания подобное тому, которое наблюдалось в последние годы жизни Иисуса во плоти, — не следует путать с так называемым мистическим опытом. Факторы, которые приводят к началу мистического общения, свидетельствуют об опасности подобных психических состояний. Мистическому состоянию благоприятствуют такие вещи, как физическая усталость, постничество, психическая рассеянность, глубокие эстетические переживания, сильные сексуальные импульсы, страх, беспокойство, неистовство и исступленные танцы. Многое из того, что возникает в результате подобной предварительной подготовки, рождается в подсознательном разуме. Сколь бы благоприятными ни были условия для мистических явлений, следует ясно понимать, что Иисус никогда не прибегал к подобным методам для общения с Райским Отцом. У Иисуса не было подсознательных галлюцинаций или сверхсознательных видений.

 

1.1 Понятия обращения

 

 

Религиозный опыт обращения  в религии является одним из объектов наиболее пристального внимания исследователей и одновременно поводом к наиболее жарким дискуссиям. Различные часто взаимоисключающие точки зрения существуют также относительно определения понятия “обращение” понимания его сущности, природы, места, которое он занимает в религиозном сознании. Соответственно, религиозное обращение выступает как некоторая совокупность религиозных переживаний, воспринятых, оцененных, переработанных субъектом с религиозной точки зрения и значимых для формирования, укрепления, развития его религиозного мировоззрения. При таком понимании данное понятие охватывает весьма широкий спектр явлений: религиозные экстазы, опыт спиритов и участников спиритических сеансов, вещие сны, сбывшиеся пророчества, внезапные и “чудесные” исцеления, медитация, опыт людей, переживших клиническую смерть, опыт внутреннего просветления духовного возрождения, религиозного обращения и т. д. Нередко подобный опыт связан с так называемыми измененными состояниями сознания и психическими явлениями, которые в психиатрии квалифицируются как патологическим бредом, расщеплением личности, особенно ярко это проявляется в ритуалах и переживаниях, связанных с использованием наркотических веществ, в практике шаманов и т. п. Как правило, в таком случае религиозный опыт является переживанием относительно кратковременным и самопроизвольным, т. е. не вызванным сознательным намерением и волевым усилием субъекта. [1.C.167-170].

Существует и другое понимание религиозного обращения, дополняющее первое; оно связано с понятием опытности и раскрывается как искушенность в религиозной жизни, достигаемая продолжительным пребыванием в религиозной среде и упорством в стремлении к религиозно обусловленным целям. Обращение понимается здесь как преимущество, которое опытный человек получает перед неопытным, как новое, высшее качество навыков, способностей, суждений, переживаний, приобретаемое благодаря систематическому усердию в различных видах религиозной практики. Таковым является, в частности, регулярной молитвы, медитации, поста, умерщвления плоти; выполнения определенных физических, дыхательных и мысленных упражнений (гимнастика йогов, боевые искусства, имеющие характер культовых действий); обращение подчинения дисциплине, предписываемой религиозной организацией (для мирян — обращение воцерковления, для монахов - монастырской жизни, для духовных лиц церковного служения); обращение искушения и противостояния ему; обращение покаяния и исповеди (и связанный с этим систематического внимания к собственной душевной и духовной жизни); обращение религиозной добродетели, любви к Богу и ближнему, благотворительности, прощения врагов и т. д.

 

1.2 Мотивы обращения  в религии

 

 

Многочисленные социологические  опросы и специализированные социально-психологические исследования позволяют дифференцировать религиозную психологию масс, вычленить группы верующих, чья религиозная общность строится на различных мотивах обращения к религии. Именно мотив обращения стоит в центре той массы, которая психологически формируется вокруг церкви. Существует шесть достаточно очевидно различающихся между собой мотивов — соответственно, можно говорить о шести вариантах религиозной психологии масс. [2. 71-75].

Первая группа верующих люди, для которых религия выступает  как своя форма познания мира. Обычно это крайне малообразованные люди, просто не имеющие никакой иной «картины мира». Зато они очень хорошо знают библейскую онтологию, всю мифологическую основу религии. Сотворение Богом мира и человека, наличие рая и ада, загробной жизни являются для них достаточно реальными вещами.

Ко второй группе относятся верующие, основным мотивом для которых выступает ожидание райского блаженства после смерти. Такой мотив порождается тяжелыми условиями жизни, множеством неудовлетворенных потребностей, а также страхом смерти. Как известно, в большинстве религий описание рая как раз и наполнено самыми приятными вещами. Из всей религиозной теории эти верующие лучше всего знают и помнят положения о бессмертии души и существовании загробной жизни. Страх смерти, хотя и не всегда в осознанной форме, занимает значительное место в сознании современных верующих. Избежать ее для тела невозможно — значит, следует утешаться бессмертием души.

Третью группу верующих в религии интересует не вера в  сверхъестественное, а сам по себе религиозный культ. Мотивом их участия в культовых действиях является не столько вера в то, что с их помощью они могут воздействовать на сверхъестественные силы, сколько удовлетворение потребностей в общении, в идентификации себя с определенной большой группой, которое дает такое участие. Как правило, это одинокие люди, не нашедшие своего места в тех группах, к которым они объективно принадлежат в светской жизни, глубоко переживающие феномен отчуждения. Обычно они плохо знают религиозные догматы кроме тех, которые касаются культовых действий. Число таких людей нарастает по мере маргинализации общества.

Для четвертой группы верующих характерна убежденность в  необходимости религии для сохранения человеческой нравственности. Особенно много таких людей среди мусульман, жизнь которых почти полностью регламентирована шариатом основанном на Коране сводом как религиозных, так и моральных, юридических и многих других норм. Основа их религиозности убеждение, что без религии, без страха божьего наказания, любые общечеловеческие моральные нормы будут постоянно нарушаться. Главное для них не участие в религиозном культе, а распространение морально-этических религиозных принципов.

Пятая реально существующая группа это верующие «на всякий случай». В современном мире распространена низкая интенсивность веры.

Наконец, в качестве шестой группы часто выделяются люди, маскирующиеся под верующих. Речь идет не о манипуляторах, хотя есть и такие и о тех, для кого религия является профессией и источником доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Личностно значимые компоненты

 

 

Религиозная вера , в отличие от суждений науки, не требует обоснования, доказательства, проверки и подтверждения посредством соотнесения с реальной действительностью. Она поддерживается не доводами разума и не фактами, подтверждающими ее. Она поддерживается силой традиции и «социальным соглашением». В отличие от философии, которая рассматривает веру в рамках процесса познания, соотнося ее с понятиями истины, знания, разума, в психологии вера рассматривается «операционально» — как выражение доверия индивида к тем или иным фактам и высказываниям. Верующий убежден в том, что источником его верований является божественное откровение.

Вера в самом широком  смысле слова, вне связи с религиозностью, является субъективно-психологической  основой человеческой деятельности. Деятельность всегда сопряжена с необходимостью выбора определенной линии поведения, всегда или почти всегда существует не одна, но несколько возможностей действия.

Информация о работе Влияние религиозности на нравственные представления