Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:51, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение взаимосвязи детско-родительских отношений и развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования : самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования : родительское отношение как фактор развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Содержание

Введение
3
Глава I. Теоретический обзор влияния родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста.
5

1.1.
Изучение роли семьи в формировании личности ребенка дошкольного возраста в научных трудах
5

1.2.
Роль семейного воспитания в развитии самооценки ребенка дошкольного возраста
11
Глава II. Исследование влияния детско-родительских отношений на формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста

17
2.1 Методическое обеспечение исследования
17
2.2. Анализ результатов исследования
18

Заключение
37
Список использованной литературы
39

Вложенные файлы: 1 файл

Kurs6_6_kurs_FilippovaEA окончат.doc

— 549.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2

Уровень самооценки

Кол-во детей

%

Высокий

3

30

Средний

4

40

Низкий

3

30


 

       Т.о., при обработке методики "Лесенка" были получены следующие результаты : высокий уровень самооценки выявлен  у 30 %  опрошенных детей , средний у 40 %, а низкий у 30 %.

        Т.е., в группе детей , преобладающим является средний уровень самооценки .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изобразим полученные результаты графически.

 

 

                                                                                                                Рис.2.1.         

Уровень самооценки детей по методике "Лесенка"

 

 

 

 

 

 

При исследовании самооценки по методике Т. Дембо- С.Я. Рубинштейн были получены следующие результаты.

Таблица 3

Имя ребёнка

Уровень притязаний

Уровень самооценки

1

Н.Д.

Очень высокий

Очень высокий

2

В.И.

Средний

Средний

3

А. Б.

Очень высокий

Высокий

4

М. К.

Очень высокий

Средний

5

И.М.

Очень высокий

Высокий

6

Ю.М.

Очень высокий

Средний

7

Н.А.

Очень высокий

Средний

8

А.М.

Средний

Средний

9

С. Б.

Высокий

Высокий

10

Е. А.

Высокий

Высокий


 

Таблица 4

 

Уровень самооценки

Кол-во детей

%

Очень высокий

1

10

Высокий

4

40

Средний

5

50

Низкий

0

0


 

      Т.о., при обработке результатов по методике Т. Дембо - С.Я. Рубинштейн были получены следующие результаты : очень высокий уровень самооценки выявлен у 10 % опрошенных детей, высокий у 40 %, средний-50%, низкий - 0%.

Т.е., в группе детей ,преобладающим является средний уровень самооценки.

Полученные результаты изобразим графически.

 

                                                                                                                   Рис.2.2

Уровень самооценки детей по методике Т. Дембо- С.Я. Рубинштейн

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    При обработке методики "Анализ семейных взаимоотношений" (ACB) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса были получены следующие результаты.

Таблица 5

№ испытуемого

Имя ребенка

Выраженность черт воспитательного процесса

1

Н.Д.

Т- ; С -

2

В.И.

Г+ ; Т- ; С-  

3

А.Б.

Т- ; З-

4

М.К.

-

5

И.М.

С-

6

Ю.М.

Г+ ; Т- ; З - ; С- 

7

Н.А.

Г+

8

А.М.

Г+

9

С.Б.

С-

10

Е.А.

Г- ; З-


 

1. Протекция

      В исследуемой группе наиболее ярко выражена гиперпротекция, т.е.  родители уделяют ребёнку крайне много времени, сил и внимания.

2. Потребности .

      У всех опрошенных родителей не было выявлено такие черт как потворствование или игнорирование потребностей ребенка.  Следовательно, такие родители удовлетворяют основные потребности ребенка, но не "балуют" его.

3. Уровень требований.

       В группе опрошенных родителей, преобладающими являются "недостаточность требований - обязанностей" и "недостаточность требований - запретов"  , т.е. их дети, у которых очень мало обязанностей в семье и им можно "всё". Если и существуют какие-либо запреты, то ребёнок легко их нарушает, зная , что за это ему ничего не будет.

4. Строгость наказаний.

       В группе опрошенных родителей, преобладающей чертой является "минимальность санкций" по отношению к ребёнку. Такие родители сомневаются в действенности любых наказаний и стараются обходиться без них.

        Данные по всем методикам подверглись статистической обработке с использованием критерия Манна-Уитни.  Результаты анализа представлены в таблицах ниже.

       Первоначально рассмотрим связь между типом родительского воспитания и самооценки ребенка по результатам методики "Лесенка" и "АСВ".

 

Таблица 6

Код имени испытуемого

Г+  ( n1=5)

Ранг 1

Код имени испытуемого

Г-  (n2=5)

Ранг 2

1.В.И.

10 

1.Н.Д.

2.Ю.М.

2. А.Б.

3.А.М.

3. М.К.

4.С.Б.

4.5 

4.И.М.

4.5 

5.Н.А.

5.Е.А.

1

Суммы:

 

36.5

   

18.5


 

∑Ri = 55

∑Ri = (( n1 +n1+1) * ( n1 + n 2))  / 2 = 55

Сформулируем гипотезы :

H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью родительской протекции.

H1 : уровень самооценки у детей с родительской гипопротекцией выше, чем у детей с гиперпротекцией.

 

U = n 1 * n2  +  nx *  (n x  +1 ) / 2 - Tx

U эмп = 5 *5 + 5 * ( 5 +1 ) / 2 - 36, 5 = 3, 5

 

 

 

Критические значения

UКр

р≤0.01

р≤0.05

1

4


 

 

 

 

Ось значимости :

 

 

                          1                      4

 

Эмпирическое значение превышает критическое, значит гипотеза Нo отвергается.

Отсюда следует вывод, что уровень самооценки у детей с родительской гипопротекцией выше, чем у детей с гиперпротекцией.

 

Таблица 7

Код имени испытуемого

У+ (n= 7)

Ранг 1

Код имени испытуемого

У - (n=3)

Ранг 2

1. Н.Д.

1. А.Б.

2. В.И.

10 

2. М.К.

3. И.М.

4.5 

3. Е.А.

4. Ю.М.

     

5. Н.А.

     

6. А.М.

     

7. С.Б.

4.5 

     

Суммы:

 

43

   

12


 

∑Ri = 55

∑Ri = (N*(N+1)) / 2 = 55

H0  : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью удовлетворения потребностей родителями .

H1 : уровень самооценки у детей с родительским потворствованием выше, чем у детей с игнорированием их потребностей.

 

U  = n 1 * n2  +  nx *  (n x  +1 ) / 2 - Tx

U эмп = 7 *3 + 7 * ( 7 +1 ) / 2 - 43 = 49-43= 6

 Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

0

2


 

 

 

Ось значимости :

 

 

                         0                        2

 

Uэмп > U кр

Значение Uэмп попадает в зону незначимости, следовательно гипотеза Н0 принимается.

 Вывод : нет различий по уровню  самооценки между 2-мя группами  детей с разной выраженностью  удовлетворения потребностей родителями .

 

 

 

 

Таблица 8

 

Код имени испытуемого

Т+ (n= 3)

Ранг 1

Код имени испытуемого

Т - (n= 5)

Ранг 2

1. М.К.

1. Н.Д.

1.5 

2. И.М.

3.5 

2. В.И.

3. С.Б.

3.5 

3. А.Б.

1.5 

     

4. Ю.М.

     

5. Н.А.

Суммы:

 

13

   

23


 

 

Проверим совпадает ли общая сумма рангов с расчётной величиной :

∑Ri = 36

∑Ri = (N*(N+1)) / 2 =( 8*(8+1)) / 2 = 36

Сформулируем гипотезы :

H0 : нет различий по уровню самооценки между 2-мя группами детей с разной выраженностью требований / обязанностей со стороны родителей .

H1 : уровень самооценки у детей с недостаточностью обязанностей/требований  выше, чем у детей с чрезмерностью обязанностей/ требований.

Определяем эмпирическое значение U :

U = n 1 * n2  +  nx *  (n x  +1 ) / 2 - Tx

U эмп = 5 *3 + 5 * ( 5 +1 ) / 2 - 23 = 30-23= 7

 

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

-

1

Информация о работе Влияние родительского отношения на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста